Финансы, их сущность, необходимость и роль в обществе.
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
В первую очередь важно знать взаимосвязь финансов с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит. А также в какой последовательности эти категории вступают в распределительный процесс. 1. ЦЕНА. Именно она первой вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.В цене заключены все структурные части стоимости, которые далее распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. В условиях жесткой централизации доля заработной платы меньше; доля же доплат к заработной плате - больше. В условиях демократии: заработная плата – основная, а дополнительные выплаты значительно меньше. У нас есть общественно необходимые и индивидуальные затраты. Разница между ними выливается в прибыль. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Либо средства накапливаются у предприятия, но тогда увеличиваются суммы налогов, либо общественный продукт разрастается, что приводит к высвобождению ресурсов, которые перемещаются в отрасли с наиболее высокой нормой прибыли.2. ЗАРПЛАТА. Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспроизводства рабочей силы; во взаимодействии стимулируют воспроизводственный процесс.Различия заработной платы и финансов:1. Границы финансового распределения значительно шире; заработная плата касается только компенсации затрат.2. Финансы участвуют в одностороннем движении стоимости, а заработная плата во встречном ее движении.С помощью заработной платы мы полностью распределяем и частично .3. КРЕДИТ. Фонды банков формируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.Особенности:1. средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности.2. средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.
Контрольная функция финансов
Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и при-родных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.
Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
Содержание и основные принципы организации финансов предприятия.
финансы предприятия – это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.
Основная задача — финансовое обеспечение деятельности организации. Основным источником получения денежных ресурсов для хозяйственной деятельности предприятия являются денежные средства, вырученные от реализации продукции предприятия (продажи товаров, работ и услуг).
Задания финансовой политики, ее связь с экономической политикой. Финансовая стратегия и финансовая тактика.
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью.
Главной составной частью финансовой политики является бюджетная политика государства. Она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.
Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:
· стимулирует рост производства, рациональное размещение
· производительных сил по территории страны;
· повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
· способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
· Приводит к повышению материального и культурного уровня населения.
Бюджетное устройство, его принципы и их реализация на практике.
Под бюджетным устройством понимают организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного устройства и административно-территориального деления Украины.
Бюджетное устройство Украины основано на принципах: демократизации бюджетных отношений, единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Демократизация бюджетных отношений состоит в том, что построение сводного бюджета Украины предусматривает рациональное сочетание централизованного начала в управлении бюджетным процессом с широким участием местных и региональных органов власти.
Принцип единства бюджета означает существование единого метода расчета доходов и расходов звеньев бюджетной системы.
Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех без исключения доходов и расходов.
Принцип достоверности заключается в формировании бюджета на базе реальных экономических показателей, научно обоснованных нормативов и отражении в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банков.
Принцип гласности обеспечивается тем, что в средствах массовой информации постоянно освещаются показатели бюджетов и отчетов об их исполнении.
Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с общими экономическими показателями путем использования средств максимальной информированности, результатов сравнит. анализа, определения темпов и пропорций экономического развития общественного производства.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определения основных направлений их использования в соответствии с законодательством Украины.
Содержание и основные принципы организации финансов предприятия.
финансы предприятия – это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.
Основная задача — финансовое обеспечение деятельности организации. Основным источником получения денежных ресурсов для хозяйственной деятельности предприятия являются денежные средства, вырученные от реализации продукции предприятия (продажи товаров, работ и услуг).
Финансы, их сущность, необходимость и роль в обществе.
Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы.
Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.
Финансы - историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что значит «доход», «платеж». Впервые со значением (денежный платеж» он начал использоваться в XIII-XV веках в Италии ряд городов которой - Флоренции, Венеция, Генуя - являлись в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и -экономических функций.
Таким образом, финансовые отношения - это важнейшая составная часть общих ЭКОНОМИЧССКИХ отношений, которые присущи любой экономической системе.
В общем виде различают финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и отраслей), региональные финансы (территориальные фонды, используемые для развития регионов), финансы населения и государственные финансы.
Государственные финансы формируют центральную часть всей
финансовой системы. Основными звеньями государственных финансов являются:
- государственный бюджет;
- государственное социальное страхование (пенсионный фонд);
- государственное имущественное и личное страхование;
- государственные внебюджетные фонды.
Финансы частных предприятии и корпорации выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
- денежная форма в отличие от натуральных отношений.
- распределительный характер отношений, т.е. отсутствие эквивалентного обмена,
- распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды (например, в отличие от ценового распределения).
Финансы по своему происхождению - денежные отношения. Но не все денежные отношения относятся к финансовым. Они становятся таковыми тогда, когда в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т.е. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.
Сущность, экономическая природа и назначение финансов наиболее полно проявляются в их функциях. К числу важнейших функций относятся: функция обеспечения существования государства, распределительная и контрольная функции.
Функция обеспечения существования государства имеет задачу создания материальной основы функционирования государства. Благодаря привлечению средств через систему финансов, в руках государства сосредотачиваются огромные капиталы, которые служат материальной основой для выполнения государством своих экономических функций: воздействия на различные стороны общественного воспроизводства, регулирования темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности и т.п.
Распределительная функция. Государство, концентрируя в своих руках значительную часть общественного продукта, осуществляет с помощью финансов его распределение и потребление. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, на фонды накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление капитала, сферу потребления и т.д.
Контрольная функция проявляется в процессе формирования и использования денежных фондов. При их образовании финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, мобилизуемых других источников доходов, за соблюдением установленных между ними пропорций, определением налоговой базы, сроками поступления доходов и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность используемых средств, соответствие их целевому назначению.
Роль государственных финансов в современных условиях заключается прежде всего в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что в свою очередь дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и программ и т.п. Воздействие на экономику, хотя и противоречивое, оказывают и военные расходы. Военные затраты дают определенный толчок развитию промышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приводит к истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры производства и другим негативным последствиям. В настоящее время государственные финансы стали активно использоваться для достижения результатов долговременного характера: повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП и усиления научно-технического потенциала страны, преодоления неравномерности размещения производительных сил.