Партнерские группы предприятия как потребители аналитической информации.
Предприятие в целом можно рассматривать как элемент или подсистему всего национального хозяйства. Посредством материальных, денежных и информационных потоков предприятия связаны с поставщиками, банками, государством и т.д. Все они имеют определенные интересы и стремятся реализовать их через предприятие. Поэтому для них очень важна аналитическая информация об эффективности работы предприятия, его финансовых результатах и финансовом состоянии. Вклад агентов и контрагентов (партнерских групп предприятия) и их требования компенсации можно представить в таблице 1.
Таблица 1 – Партнерские группы предприятия
Партнерская группа | Вклад | Требуемый вид компенсации |
1. Собственники, инвесторы, акционеры | Собственный капитал | Увеличение капитала, дивиденды, устойчивость работы предприятия |
2. Заимодавцы (кредиторы) | Заемный капитал | Проценты, гарантия возврата кредита |
3. Персонал (сотрудники) | Выполнение обязанностей в соответствии с разделением труда | Рабочие места, заработная плата, социальные преимущества, льготы |
4. Руководители (администрация) | Руководство, знания, умение управлять | Оплата труда, социальный статус |
5. Поставщики средств и предметов труда | Обеспечение производственных факторов, поставка средств и предметов труда | Своевременные платежи, уверенность в работе предприятия |
6. Покупатели (клиенты) | Приобретение продукции предприятия | Высокое качество, приемлемые цены |
7. Общество (государство) в лице налоговых органов | Обеспечение инфраструктуры. Предоставление права пользования природными факторами | Своевременная и полная уплата налогов |
Роль анализа в управлении производством.
Любое предприятие представляет собой сложную открытую социо-техническую и финансово-экономическую систему, связанную различными отношениями с внешним миром и ориентированную на определенную цель и программу.
Управление в широком смысле слова можно представить как совокупность воздействий, выбранных из множества возможных вариантов и направленных на поддержание или улучшение функционирования предприятия в соответствии с его целью и программой.
Среди главных функций управления выделяют:
- планирование;
- организацию;
- регулирование;
- стимулирование (или мотивацию);
- учет;
-контроль;
-анализ.
Учет (оперативный, бухгалтерский, статистический) обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления деятельностью субъекта хозяйствования.
Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческого решения.
Теория принятия управленческого решения как общей функции управления исходит из многовариантности, неопределенности, влияния факторов на каждый вариант, установления параметров оптимальности. Многовариантность при осуществлении каждой функции управления (планирование, организация и т.д.) вызывает необходимость предварительного анализа перед принятием управленческого решения. В процессе анализа учетная информация обрабатывается с помощью специальных приемов, в результате чего осуществляется идентификация проблемы, определяются причины ее возникновения и выявляются пути ее решения.
Поэтому, определяя роль экономического анализа в управлении, следует отметить, что, он обеспечивае подготовку информационно-аналитической базы для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.
Тема 2
Предмет, содержание И ЗАДАЧИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО анализа
2.1 Предмет, объекты и содержание экономического анализа.
2.2 Принципы экономического анализа.
2.3 Задачи анализа хозяйственной деятельности.
2.4 Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками.
2.1 Предмет, объекты и содержание экономического анализа.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который изучает с определенной целью и присущими ей методами. Предметом той или иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличать её среди других наук.
Хозяйственную деятельность изучают многие науки (управление, организация, планирование, бухгалтерский учет и др.). Анализ изучает хозяйственную деятельность не как технологический или организационный процесс, а с позиции экономических результатов хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектами анализа хозяйственной деятельности являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленных предприятиях к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и т.д.
Содержание анализа хозяйственной деятельности вытекает из тех функций, которые он выполняет в системе экономических наук.
Выделяют три функции анализа:
- оценочную;
- диагностическую;
- поисковую.
Оценочная функция анализа состоит в определении соответствия состояния экономики предприятия ее целевым параметрам и потенциальным возможностям, диагностическая – в исследовании причин отклонений от целевых параметров, а поисковая – в выявлении потенциальных возможностей достижения поставленных целей.
С учетом этих функций содержание анализа хозяйственной деятельности включает следующие элементы:
– постановка цели и задач анализа;
– изучение причинно-следственных связей на основе подбора показателей, выражающих их количественно;
– установление степени и направленности влияния факторов на изучаемый процесс;
– выявление условий, благоприятствующих действию фактора, либо ограничивающих его воздействие.