Учебная программа факультативных занятий

Учебная программа факультативных занятий

«Основы финансовой грамотности»

Для VIII – IX классов

учреждений общего среднего образования

Составители: Ю.В.Сакович, М.А.Краснова

Минск

Пояснительная записка

Экономическая подготовка подрастающего поколения является одной из важнейших составляющих образования человека, необходимой для его существования в условиях рыночных отношений. Практика свидетельствует, что без знания основ экономики и финансовой грамотности в настоящее время нельзя сознательно воспринимать экономическую действительность, разбираться в общественной жизни, компетентно и эффективно решать задачи хозяйственной практики.

Современная социокультурная ситуация характеризуется постоянно усложняющейся финансовой системой и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг. Учитывая это, приоритетной задачей системы образования становится обеспечение процесса передачи опыта, финансовых знаний и навыков, позволяющих подрастающему поколению успешно адаптироваться в социально-экономической среде.

Задачами, стоящими перед системой общего среднего образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, является подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе, формированию готовности к самостоятельному жизненному выбору, принятию взвешенных решений, в том числе и финансовых. Понимание этих реалий обществом создает предпосылки для повышения уровня финансовой грамотности населения, начиная с получения базовых навыков управления личными финансами до системного представления о финансовых институтах государства.

В связи с этим представляется целесообразным введение в образовательный процесс общего среднего образования факультативных занятий «Основы финансовой грамотности», который будет способствовать получению учащимися знаний в области финансов, развитию необходимых навыков эффективного планирования личного бюджета и разумного использования финансовых продуктов и услуг, а также обеспечения собственной финансовой безопасности и независимости.

Цели факультативных занятий:

формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, позволяющих эффективно решать финансовые вопросы.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

овладение базовыми знаниями функционирования финансовых рынков, институтов, финансовых продуктов и услуг, управления личными и семейными финансами;

формирования положительной мотивации учащихся к постоянному получению новых знаний в области финансов;

воспитание финансово-ответственного поведения и финансовой культуры;

содействие профессиональному самоопределению учащихся.

В учебную программу факультативных занятий включены основные сферы финансовой грамотности: доходы и расходы; финансовое планирование и бюджет; личные сбережения; кредитование; инвестирование; страхование; риски и финансовая безопасность; основы финансовой математики. Программа разработана на основе компетентностного подхода и направлена на обучение учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни. После каждого раздела приведены требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся, представленные тремя составляющими. Раздел «Знать» включает набор знаний, необходимых человеку для полноценной деятельности в финансовой сфере. Раздел «Уметь» включает умения и навыки финансового поведения, умения принимать эффективные финансовые действия. Раздел «Применять» содержит указание, где могут быть использованы полученные знания и умения. В процессе обучения приоритетными должны стать активные и интерактивные методы обучения, практические работы, выполнение заданий и решение задач прикладного характера, исследовательская и игровая деятельность. В процессе организации факультативных занятий важным представляется посещение местных отделений банков и страховых компаний, а также приглашение специалистов этих организаций для проведения занятий.

В результате освоения учебной программы факультативных занятий учащиеся должны:

усвоить базовые знания в области финансов;

понимать принципы управления личными финансами и формирования личного финансового благосостояния, функционирования финансового рынка, финансовых инструментов;

уметь использовать приобретенные знания для решения различных финансовых вопросов.

Учебная программа факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» предназначена для учащихся VIII–IX классов. На ее изучение отводится 1 учебный час в неделю, 35 учебных часов в год.

VIII класс

35 часов

Введение (1 ч.).Цели и задачи факультативных занятий. Уровень финансовой грамотности населения Беларуси. Роль денег в нашей жизни. Почему важно быть финансово грамотным человеком.

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение понятий: доход, расход, бюджет, финансовые цели, финансовое решение, финансовое планирование;

– источники дохода семьи;

– различные виды оплаты труда;

– пути повышения личного дохода;

– общие принципы управления расходами.

Уметь:

– различать регулярные и нерегулярные источники дохода;

– давать финансовую оценку расходам на различные потребности;

– оценивать свои доходы и расходы;

– вести запись доходов и расходов;

– составлять личный финансовый план;

– различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты.

Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение понятий: собственность, сбережения, депозит, процент, капитализация, инвестирование, личная финансовая безопасность, собственность, страхование, страховой полис, страховой случай, страховая выплата, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель;

– различные способы сбережений;

– систему государственного страхования;

– виды депозитов.

Уметь:

– откладывать деньги на определенные цели;

– различать депозит (срочный вклад) и текущий счет;

– читать и проверять банковскую выписку;

–понимать договор банковского обслуживания по вкладу.

Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение понятий: заемные средства, кредит, процентная ставка, аннуитет, дифференцированный платеж, поручительство, кредитная история, лизинг;

– различные виды кредитов;

– выгоды и риски, связанные с разными способами кретитования;

– что такое полная стоимость кредита;

– как кредитная история может повлиять на решение банков о выдаче кредита;

– ответственность поручителя по кредиту;

Уметь:

– выделять положительные и отрицательные стороны использования кредита;

– принимать решение о взятии денег в долг;

– оценивать финансовые возможности возврата кредита;

Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов.

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение понятий: трудовые ресурсы, деловой этикет, эмоциональная устойчивость, психологические установки, психологические барьеры;

– личные качества человека, необходимые для работы в финансовой сфере;

– деловой этикет;

– правила проведения переговоров с деловыми партнерами;

– профессии мира финансов.

Уметь:

– работать с информацией;

– принимать решения;

– работать в команде.

Применять полученные знания для принятия решений при выборе профессии

Итоговое обобщение (1 ч.)

IX класс

35 часов

Введение (1 ч.).Общая информация о финансовом рынке, о его возможностях и рисках, а также о правах и об ответственности потребителей финансовых услуг.

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение основных понятий: натуральное хозяйство, товарное производство, деньги, денежное обращение, банкноты, монеты, эмиссия, аверс, реверс, наличные деньги, валюта, инфляция, индекс потребительских цен, дефляция, банк, банковская система, центральный банк, Национальный банк Республики Беларусь, ставка рефинансирования, финансовая стабильность;

– типы основных финансовых организаций;

– о некоторых финансовых документах;

– экономическую обстановку в стране и ее влияние на финансовое положение государства;

– признаки подлинности современных белорусских денег.

Уметь:

– различать разные виды денег;

– переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов

Тема 2. Цифровой банкинг (7 ч.).

Наличные и безналичные деньги (1 ч.).Что такое наличные и безналичные деньги. Особенности безналичных денег. Преимущества и недостатки наличных и безналичных денег. Повышение доли безналичных платежей. Виды каналов дистанционного банковского обслуживания. Перспективы.

Банковская платежная карта. Правила безопасности (1 ч.). Платежные системы. Платежная система Белкарт. Виды банковских платежных карт. Дебетовые, кредитные и дебетово-кредитные банковские платежный карты. Карточки с магнитной полосой и карточки с чипом. Бесконтактные карты. Использование разных карт для разных целей. Правила безопасного использования банковских платежных карт.

Интернет-банкинг. Правила безопасности (1 ч.).Возможности интернет-банкинга. Преимущества интернет-банкинга. Подключение к интернет-банкингу. Правила безопасности пользования интернет-банкингом.

Мобильный банкинг. Правила безопасности (1 ч.).Функции мобильного банкинга. Преимущества мобильного банкинга. Как стать пользователем мобильного банкинга. Кому доступен мобильный банкинг. Мобильное мошенничество.

Электронные деньги. Правила безопасности (1 ч.).Что такое электронные деньги. Виды электронных денег. Правила безопасности при проведении расчетов с использованием электронных денег.

Практические занятия (1 ч.):

Особенности проведения операций интернет- и мобильного банкинга. Сохранность личных данных.

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение понятий: цифровой банкинг, дистанционное банковское обслуживание, банковская платежная карта, интернет-банкинг, мобильный банкинг, электронные деньги;

– различия между дебетовой и кредитной картой;

– правила безопасного использования банковских платежных карт, электронных денег, мобильным и интернет-банкингом;

Уметь:

– пользоваться дебетовой картой;

– пользоваться мобильным и интернет-банкингом.

Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов

Тема 3. Инвестиции (8 ч.).

Ценные бумаги (1 ч.).Виды ценных бумаг. Юридическая и экономическая природа акций. Характеристики акции. Стоимостная оценка акций. Порядок действий при приобретении акций. Облигация, как альтернатива банковскому вкладу. Положительные стороны размещения средств в облигации.

Фонды банковского управления (1 ч.).Как работают фонды банковского управления. Преимущества и недостатки инвестирования в фонды банковского управления. Расчет прибыли инвестора. Налогообложение прибыли инвестора. Возврат денежных средств из фонда.

Драгоценные металлы и камни (1 ч.).Инвестирование в драгоценные металлы – инструмент долгосрочного инвестирования. Обезличенные металлические счета. Особенности инвестирования в драгоценные камни. Преимущества и недостатки.

Финансовые риски (1 ч.).Что такое финансовые риски. Риск-менеджмент. Прогнозируемые и непрогнозируемые риски. Риски инвестора. Валютный риск. Процентный риск. Инфляционный риск. Риск ликвидности. Риск финансовых посредников. Взаимосвязь риска и доходности. Золотое правило инвестора – компромисс между риском и доходностью. Диверсификация инвестиций. Инвестиционный портфель.

Финансовые мошенники (1 ч.). Финансовая пирамида. Виды финансовых пирамид. Признаки финансовой пирамиды. Сетевой маркетинг. Что делать, если вы стали жертвой мошенников.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Вырабатываем стратегии и принципы инвестирования в соответствии с допустимыми рисками.

2. Учимся инвестировать.

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение понятий: инвестор, рынок ценных бумаг, ценные бумаги, акция, облигация, вексель, чек, дивиденд, финансовый риск, финансовая пирамида;

– финансовые риски, связанные с различными финансовыми инструментами;

– о возможностях финансового мошенничества и что нужно сделать, чтобы не стать жертвой мошенничества;

Уметь:

– сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов;

– уметь оценивать степень финансового риска продуктов и услуг.

Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов.

Практическое занятие (2 ч.)

1. Почему необходимо платить налоги. Соотнесение понятий и определений.

3. Налоговая декларация и правила ее подачи.

Урок обобщения (1 ч.)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности:

Знать:

– значение понятий: налоговый агент, налогоплательщик, налоговая ставка, налоговое уведомление, налоговая декларация, налоговое правонарушение, налоговые санкции;

– виды налогов.

Уметь:

– заполнять налоговую декларацию;

Применять полученные знания для принятия решений в сфере личных финансов

Итоговое обобщение (1 ч.).

Литература для учителя

1. Азимов, Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику» / Л.Б. Азимов. – М.: Вита-Пресс, 2001.

2. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000 г. №441-З: принят Палатой представителей
3 октября 2000 г.: одобрен Советом Респ. 12 октября 2000 г.: в ред. От
2 января 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).

4. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fingramota.by/ – Дата доступа: 11.05.2017.

5. Иванов, С.И. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10–11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / С.И. Иванов [и др.] /под ред. С.И. Иванова. 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003.

6. Котова, В.А. Ценные бумаги Республики Беларусь: теория и практика: пособие / В.А. Котова, А.Ю. Семенов – Минск, Тетралит, 2014.

7. Киреев, А.П. Экономика: 10 – 11 классы (базовый уровень образования): Книга для учителя: Расширенный комментарий к учебнику и методические рекомендации / А.П. Киреев. – М.: Вита-Пресс, 2009.

8. Липсиц, И.В. Экономика. В 2-х томах / И.В. Липсиц. – М.: Вита Пресс, 1997.

9. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З (Общая часть) (с изменениями и дополнениями) // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www.pravo.by.

10. Никулина, И.Н. Основы экономической теории / И.Н. Никулина [и др.]. – М.: Дрофа, 2003.

11. Новикова, И.В. Экономическое развитие: модели рыночной экономики / И.В. Новикова, А.Ю. Семенов, Т.В. Максименко-Новохрост. – Минск: ТетраСистемс, 2012.

12. Мясникович, М.В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2016.

13. О кредитных историях: Закон Республики Беларусь, 10.11.2008 № 441-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 2/1538.

14. О формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 27.05.2009. № 67 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – 8/21089.

15. О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковских вкладах (депозитах): Декрет Президента Республики Беларусь, 04.11.2008. № 22 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – 1/10194.

16. О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц: Закон Республики Беларусь, 08.07.2008. № 369-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – 2/1466.

17. О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 25.08.2006 № 530 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – 1/7866.

18. О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-325-ot-30-ijunja-2014-g-9177. – Дата доступа: 11.12.2016.

19. О вопросах регулирования лизинговой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2014. – 1/14857.

20. О привлечении денежных средств во вклады (депозиты): Указ Президента Республики Беларусь от 11.11.2015 № 7 // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2015. – 1/16097.

21. О подоходном налоге с физических лиц: Закон Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).

22. Сугако, Г.Н. Мир экономики / Г.Н. Сугако. – Минск: Беларусь, 2002.

23. Стоянова, Е.С. Практикум по финансовому менеджменту / Е.С. Стоянова. – М.: Перспектива, 2000.

24. Раков, А. Юридическое регулирование функционирования фондов банковского управления в Беларуси / А. Раков, А. Шевченко // Банковский вестник – 2015. – №3.

25. Рузавин, Г.И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие / Г.И. Рузавин. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

26. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2005.

27. Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.

28. Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.

29. Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.

30. Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.

31. Сакович, Ю.В. Сберегаем и приумножаем / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2016. – № 1. – С. 60–62.

32. Сакович, Ю. В. Международные модели внедрения финансового образования в национальные образовательные системы / Ю.В. Сакович // Банковский вестник. – 2016. – №7 (636). – С. 62 – 64.

33. Сандерс, Ф. Основные экономические понятия: Структура преподавания / Ф. Сандерс [и др.] / Пер. с англ. – М.: Аспект пресс, 1995.

34. Стэнлейк, Дж.Ф. Экономикс для начинающих: пер. с англ. / Дж.Ф. Стэнлейк. – М.: Республика, 1994.

35. Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016 – 2020 гг.: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 02.03.2016 №108 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. – №8/35482.

36. Финансовая грамотность населения Республики Беларусь: факты и выводы // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/today/FinLiteracy/Research/. – Дата доступа: 11.12.2016.

37. Шарп, У. Инвестиции / У. Шарп [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Литература для учащихся

1. Абчук, В.А. Путь к успеху, или курс бизнеса. Учеб. пособие для учащихся /В.А. Абчук. – СПб: Интерлайн, 1998.

2. Абчук, В.А. Основы предпринимательства: Учеб. пособ. / В.А. Абчук. – М.: Вита-Пресс, 1995. – 240 с.

3. Автономов, В. Введение в экономику: Учебник для 9 – 10 кл. общеобр. учр./ В. Автономов. – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2001.

4. Автономов, В. Экономика для школьников / В. Автономов. – М.: Вита-Пресс, 1997.

5. Афанасьева, Т.П. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие для учащихся школ, лицеев, гимназий и др. учреждений среднего и начального проф. образования / Т.П. Афанасьева [и др.].– М.: КОНСЭКО, 1998.

6. Балакина, А.П. Введение в экономику и бизнес. Экономика для неэкономистов. Учебник для средних специальных учебных заведений / А.П. Балакина [и др.]. – М.: Вита-Пресс, 1999.

7. Васильев, В.П. Экономика для школьников и абитуриентов: учебное пособие / В.П. Васильев. – М.: Дело и Сервис, 2005.

8. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fingramota.by/ – Дата доступа: 11.05.2017.

9. Иванов, С. И. Практикум по основам экономической теории: учеб. пособие для 10–11 кл. общеобр. учр. с углубленным изучением экономики / С.И. Иванов [и др.]; под ред. С. И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2002.

10. Кунгурова, Н.И. Введение в экономику. Основы экономических знаний. В 2-х частях / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск, 1999; Смоленск: «Смядынь», 2003.

11. Леонтьев, А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.В. Леонтьев. – М.: Дрофа, 2000.

12. Липсиц, И.В. Экономика. Ч. 1. Учебник для уч-ся 9 – 10 кл. / И.В. Липсиц. – М., 2001.

13. Липсиц, И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для уч-ся 7 – 8 кл. / И.В. Липсиц. – М., 2001.

14. Любимов, Л.Л. Основы экономических знаний / Л.Л. Любимов [и др.]. – М.: Вита-Пресс, 1997.

15. Мир и Беларусь: аспекты устойчивого развития: пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / под общ. ред. М.М. Ковалева, Т.П. Субботиной. – Минск: Технопринт, 2003.

16. Осипов, Ю.М. Основы предпринимательского дела / Ю.М. Осипов [и др.]; под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. – М.: БЕК, 1996.

17. Иванов, С.И. Практикум по основам экономической теории. Учебное пособие для 10-х–11-х классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / С.И. Иванов [и др.]; под редакцией С.И. Иванова. – М.: Вита Пресс, 2003.

18. Прикладная экономика: Сб. заданий: Пер. с англ. / Межрегион, обществен. орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Артель-сервис, 2003.

19. Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.

20. Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.

21. Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.

22. Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.

23. Сакович, Ю.В. Сберегаем и приумножаем / Ю.В. Сакович // Образование Минщины. – 2016. – № 1. – С. 60–62.

24. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. / Г. Форд.– М.: Финансы и статистика, 1989.

25. Экономика: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Под общ. ред. А.Я. Линькова. – М., 2003.

Учебная программа факультативных занятий

«Основы финансовой грамотности»

Для VIII – IX классов

учреждений общего среднего образования

Составители: Ю.В.Сакович, М.А.Краснова

Минск

Пояснительная записка

Экономическая подготовка подрастающего поколения является одной из важнейших составляющих образования человека, необходимой для его существования в условиях рыночных отношений. Практика свидетельствует, что без знания основ экономики и финансовой грамотности в настоящее время нельзя сознательно воспринимать экономическую действительность, разбираться в общественной жизни, компетентно и эффективно решать задачи хозяйственной практики.

Современная социокультурная ситуация характеризуется постоянно усложняющейся финансовой системой и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг. Учитывая это, приоритетной задачей системы образования становится обеспечение процесса передачи опыта, финансовых знаний и навыков, позволяющих подрастающему поколению успешно адаптироваться в социально-экономической среде.

Задачами, стоящими перед системой общего среднего образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, является подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе, формированию готовности к самостоятельному жизненному выбору, принятию взвешенных решений, в том числе и финансовых. Понимание этих реалий обществом создает предпосылки для повышения уровня финансовой грамотности населения, начиная с получения базовых навыков управления личными финансами до системного представления о финансовых институтах государства.

В связи с этим представляется целесообразным введение в образовательный процесс общего среднего образования факультативных занятий «Основы финансовой грамотности», который будет способствовать получению учащимися знаний в области финансов, развитию необходимых навыков эффективного планирования личного бюджета и разумного использования финансовых продуктов и услуг, а также обеспечения собственной финансовой безопасности и независимости.

Цели факультативных занятий:

формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, позволяющих эффективно решать финансовые вопросы.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

овладение базовыми знаниями функционирования финансовых рынков, институтов, финансовых продуктов и услуг, управления личными и семейными финансами;

формирования положительной мотивации учащихся к постоянному получению новых знаний в области финансов;

воспитание финансово-ответственного поведения и финансовой культуры;

содействие профессиональному самоопределению учащихся.

В учебную программу факультативных занятий включены основные сферы финансовой грамотности: доходы и расходы; финансовое планирование и бюджет; личные сбережения; кредитование; инвестирование; страхование; риски и финансовая безопасность; основы финансовой математики. Программа разработана на основе компетентностного подхода и направлена на обучение учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни. После каждого раздела приведены требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся, представленные тремя составляющими. Раздел «Знать» включает набор знаний, необходимых человеку для полноценной деятельности в финансовой сфере. Раздел «Уметь» включает умения и навыки финансового поведения, умения принимать эффективные финансовые действия. Раздел «Применять» содержит указание, где могут быть использованы полученные знания и умения. В процессе обучения приоритетными должны стать активные и интерактивные методы обучения, практические работы, выполнение заданий и решение задач прикладного характера, исследовательская и игровая деятельность. В процессе организации факультативных занятий важным представляется посещение местных отделений банков и страховых компаний, а также приглашение специалистов этих организаций для проведения занятий.

В результате освоения учебной программы факультативных занятий учащиеся должны:

усвоить базовые знания в области финансов;

понимать принципы управления личными финансами и формирования личного финансового благосостояния, функционирования финансового рынка, финансовых инструментов;

уметь использовать приобретенные знания для решения различных финансовых вопросов.

Учебная программа факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» предназначена для учащихся VIII–IX классов. На ее изучение отводится 1 учебный час в неделю, 35 учебных часов в год.

VIII класс

35 часов

Введение (1 ч.).Цели и задачи факультативных занятий. Уровень финансовой грамотности населения Беларуси. Роль денег в нашей жизни. Почему важно быть финансово грамотным человеком.

Наши рекомендации