История из жизни к Двенадцатому Шагу.

Когда я дошел до Двенадцатого Шага, я снова споткнулся. Вначале он показался таким простым, чем-то вроде подведения итогов пройденных одиннадцати Шагов. Я облегченно вздохнул и отправился к моему наставнику с хорошими новостями, что я закончил все Шаги. "Перечитай Шаг"- сказала она, как она говорила мне почти всегда и до этого... Постепенно, спустя несколько месяцев, ко мне пришло понимание и раздельное ощущение трех отличных частей Шага.

Конечно же, я, как и многие, надеялся на несомненное духовное пробуждение. Но Шаг говорит, что это пробуждение явится результатом усвоения и применения всех предыдущих одиннадцати Шагов. А это давалось непросто, это была тяжелая, упорная работа, при которой просто необходима поддержка. Часто мне казалось, что дела идут слишком медленно, иногда все надоедало, требовало большого напряжения и было физически трудно. Было даже время, например, несколько лет назад, когда я, уже будучи постоянным членом Ал-Анон, в буквальном смысле повернулся спиной к духовной силе программы. Я еще посещал собрания, но это была только "хорошая игра". Вред, который я нанес себе и своей семье был очень ощутимым. Но эта же самая Сила, в которой я разуверился, не подвела меня, она дала мне возможность начать сначала.

Теперь мне ясно, что для того, чтобы достичь чего-то действительно ценного и важного, я должен постепенно и постоянно совершенствоваться.

Так много людей и столь разными способами стремятся распространять учение Ал-Анона. Программа Двенадцати Шагов обсуждается на встречах групп и в личных, один на один, контактах, на собраниях районных служб и конференциях международного уровня, и всегда люди могут быть уверены, что Ал-Анон окажет им поддержку, как только они того захотят. Это великодушие, предлагающее возрождение и развитие каждому человеку, можно выразить одной фразой: "И я отвечаю за это", означающей воплощение слов и поступков, что и делает эти Двенадцать Шагов вечно живой программой в действии. В том факте, что для жизнедеятельности программы ее необходимо распространять, я убедился на таком примере. Я обратился к наставнику группы Алатин, чтобы поделиться с подростками своими знаниями. Но получилось все наоборот, в течение пяти лет молодые люди учили меня с совершенно новых позиций смотреть на себя, учили смеяться над собой. От них я узнал очень много о зрелости личности. Они доверились мне и были всегда со мной честными. Они научили меня иному взгляду на отделение, и это стало бесценным уроком для меня в воспитании моего собственного ребенка. В конечном итоге, я узнал от детей много нового о том, что значит истинная любовь. Какой это был дар! (А ведь это я имел намерение одарить их своими знаниями).

Последняя часть этого Шага означает, что я пытаюсь применять принципы программы во всех своих делах. Сохранять спокойствие в дискуссиях на встречах Ал-Анона. Еще больше терпения и терпимости от меня требуется при общении с самыми близкими людьми - членами моей семьи, друзьями, сослуживцами, со всеми их большими и маленькими бедами, и особенно с теми, кто меня не понимает.

Совершить Двенадцатый Шаг означает для меня жить по принципам этой программы. Это когда я говорю соседу или начальнику - "я не прав", вместо того, чтобы оправдывать свой неверный поступок обстоятельствами; это, когда я забываю обиду, вместо того, чтобы выражать свое недовольство. Я живу по принципам программы, нахожу время, чтобы выслушать своего ребенка и поразмыслить о жизни. И тогда я становлюсь лучше в своих же глазах. Если я в трудную минуту обращаюсь к Молитве о Душевном Покое, я нахожу в ней поддержку.

Конечно, я не достиг совершенства, и никогда не достигну его, как я наивно полагал раньше. Но каждый день, когда я стремлюсь выполнять работу этого Шага - уже добрый день, и он ведет меня к лучшему.

Часть II ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ

ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ

Наш групповой опыт показывает, что единство Семейных групп Ал-Анон зависит от опоры на эти Традиции:

Традиция Первая:

Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства.

Традиция Вторая:

В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают.

Традиция Третья:

Родственники алкоголиков, собравшиеся вместе для взаимной помощи, могут назваться "Семейная группа Ал-Анон" при условии, что как группа они не принадлежат ни к какой другой организации. Единственное условие для членства - наличие проблемы алкоголизма среди родственников или друзей.

Традиция Четвертая:

Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или Ал-Анон или А.А. в целом.

Традиция Пятая:

У каждой группы Ал-Анона есть лишь одна главная цель помочь семьям алкоголиков. Мы достигаем этой цели, соблюдая сами Двенадцать Шагов А.А., ободряя и выражая понимание нашим родственникам-алкоголикам и давая приют и утешение семьям алкоголиков.

Традиция Шестая:

Семейным группам Ал-Анона никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя Ал-Анона для использования какой-либо посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем, не отвлекали нас от нашей главной духовной цели. Хотя наши сообщества отличаются, мы должны сотрудничать с Анонимными Алкоголиками.

Традиция Седьмая:

Каждая группа должна полностью опираться на свои собственные силы и отказываться от помощи извне.

Традиция Восьмая:

Работа, связанная с выполнением Двенадцатого Шага Ал-Анона, должна вестись на общественных началах, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией.

Традиция Девятая:

Нашим группам как таковым никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы и комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.

Традиция Десятая:

Сообщество Семейные группы Ал-Анон не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя Ал-Анон не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.

Традиция Одиннадцатая:

Основой наших контактов с внешним миром является привлекательность наших идей, а не пропаганда; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио, телевидением и кино. Мы должны особенно бережно охранять анонимность всех членов А.А.

Традиция Двенадцатая:

Анонимность - духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.


ВВЕДЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ

Двенадцать Шагов - это программа личного и духовного роста для тех, кому близки идеи Ал-Анона, а Двенадцать Традиций - это руководство по организации и деятельности групп Ал-Анона. Традиции в той же мере, как и Шаги, являются духовной основой для роста группы и каждого ее члена. Традиции описывают основные цели группы Ал-Анона, предлагают концепцию, которая помогает избежать разногласий и ошибок, ослабляющих действие программы и вносящих путаницу.

Задумаемся над тем, отчего некоторые группы очень работоспособны и быстро растут, а другие стоят на месте или "разваливаются"? Очень многое зависит от того, насколько хорошо члены группы понимают смысл Двенадцати Традиций и применяют их.

Вы можете возразить: "Мы приходим в Ал-Анон настолько поглощенные своими бедами, что нас интересует только то, что может изменить ситуацию, поэтому мы концентрируем наше внимание на Шагах. Эти Традиции на самом деле не дадут ничего для нашего личного выздоровления". Или другая не менее часто встречающаяся ситуация - мы не ожидаем от новичка интереса к чему-либо кроме того, что напрямую касается его проблем.

Сейчас, когда проблема алкоголизма "стучится во все двери", она привлекает широкое внимание правительства, прессы, множества профессиональных и полупрофессиональных служб помощи. В этих условиях особенно важно сохранять уникальный характер Ал-Анона и цели наших групп.

Уникальность Ал-Анона в том, что это не профессиональная и некоммерческая организация, она действует во многих странах и приносит положительные результаты. Членом нашего Содружества может стать тот человек, на жизнь и здоровье которого влияет или в прошлом повлиял алкоголик, все еще пьющий или уже трезвый.

Для чего нужны Традиции? Зачем они нужны нам? Ответ на оба вопроса будет следующим: Ал-Анон никогда бы не смог оказывать такую помощь, если бы не существовало этого свода Традиций. Традиции "цементируют" Ал-Анон, работая на общую

цель и позволяя избежать всего, что может помешать каждому из членов Содружества получить помощь. Это руководство подсказывает нам решения, которые защищают уникальный характер нашего Содружества. При возникновении разногласий мы прибегаем к Традициям и находим компромисс. Интересно, что любую из Традиций вы можете применить и к своей семейной и личной жизни, решая различные проблемы.

Традиции - это не свод законов и обязанностей. В Ал-Аноне нет правил, нет слова "должен". Принятие руководства Традициями можно назвать "повиновением без принуждения". Никто в нашем Содружестве не имеет власти сказать "ты не сделаешь это" или "ты должен сделать это". Но если группа плохо работает по Традициям, это порождает опасность возникновения конфликтов и ошибок, что может лишить помощи Ал-Анона множество нуждающихся в этом людей.

Все мы, однако, можем получить очень много, если познакомимся с Традициями и научимся применять их при работе в группе и в нашей личной жизни. Во многих группах регулярно зачитывают одну из Традиций при открытии собрания. Очень полезным может быть и собрание, полностью посвященное какой-то Традиции.


ПЕРВАЯ ТРАДИЦИЯ

Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства.

Это короткое утверждение, поясненное во Введении к Традициям, говорит о сути всех Традиций. Почти в каждой из Двенадцати Традиций главным является опора на единство, от которого зависит получаемая нами в Ал-Аноне помощь.

Многие приходят в группу Ал-Анон с одной целью - узнать как привести близкого к трезвости; другие, приходят, чтобы поддержать непьющего и помочь ему стать счастливым. Вместо этого Ал-Анон учит нас заниматься не проблемой близкого человека, а своей - как жить рядом с алкоголиком, как правильно реагировать на нездоровое поведение, а в целом - как жить лучше, чем мы жили.

Итак, личный успех зависит от гармоничной совместной работы всех членов группы. Действовать сообща - значит быть готовым выслушать мнения других людей, отбросив свои амбиции, открыто высказывать свое мнение, уметь принять решение большинства без обиды, не настаивая на своем. Однако, каждый из нас имеет право выражать свою точку зрения.

Это также означает делиться с другими своим опытом, знаниями и вдохновением. Это предполагает стремление служить группе и содружеству; быть готовым исполнять обязанности ведущего собрание, казначея, представителя группы в выборных органах; участвовать в организации чаепития, уборке комнаты и прочих делах группы.

На собраниях мы говорим и слушаем. И то и другое одинаково важно, но если кто-то будет впадать в крайности, это может лишить остальных помощи. Когда у нас есть чем поделиться, мы делаем это, но если кто-то из членов группы использует время собрания, которое ограничено, чтобы изливать поток своих жалоб и обид, это не поможет никому, в том числе и самому выступающему. Конечно, всем нам бывает крайне нужно высказать то, что накопилось в наших мыслях и душе, но это можно сделать в частной беседе с кем-то из группы. Это пойдет на пользу обоим. И это является стимулом найти себе наставника - человека, более опытного в работе по нашей программе.

С другой стороны, есть люди, которые уже приобрели что-то в Ал-Аноне, но из-за застенчивости или соображений "дать сказать другим", воздерживаются от высказываний. Пусть такие люди помнят: возможно они не скажут сегодня то, что необходимо было услышать кому-то из группы. И кроме того рассказ может дать новое понимание собственной проблемы. Механизм действия программы Ал-Анона состоит в том, чтобы увидеть наши общие проблемы, открыто обсудить их и этим помочь себе и другим.

Важным элементом нашего единства в Ал-Аноне является использование при работе групп литературы, одобренной Всемирными Конференциями. Идеи Ал-Анона и их изложение в брошюрах

и книгах уникальны. Все, что мы читаем, одобрено делегатами Всемирных Конференций обслуживания Семейных групп Ал-Анона, На эти Конференции собираются представители Содружества из разных стран. Наша литература написана присущим только Ал-Анону способом, не искажаемым и не разбавленным разными иными взглядами и мнениями, представленными в другой духовной и научной литературе.

Для всех нас, а особенно для новичков важно - "не усложнять", сосредоточиваясь на идеях программы Ал-Анона, в том виде как они представлены в литературе, одобренной Конференциями.

Обдумывая вышесказанное

Первая Традиция и ее описание во Введении к Традициям могут открыть глаза на такую идею: с того момента, как я доверюсь Ал-Анону с надеждой исправить мою жизнь, я буду стараться делать все, что в моих силах для того, чтобы группа работала на всех нас.

Общее благополучие и единство зависят от моего желания согласиться с тем, что идет во благо всем. Как и всем, мне нужно научиться справляться с проблемой, вызванной алкоголизмом члена семьи или друга. Это означает, помимо многого прочего, соблюдение сформулированного в Традициях отношения к другим лечебным терапевтическим программам и просто организациям, наше решение опираться только на финансовые средства, полученные в виде добровольных пожертвований членов Ал-Анона, работа групп по программе Двенадцати Шагов и использование литературы, одобренной Конференциями, и тщательное соблюдение анонимности.

Существует первичная проблема, которая собрала нас в Ал-Аноне; как и всем, мне необходимо найти способ справляться с проблемой, связанной с алкоголизмом члена семьи или друга. Я продолжаю ходить в Ал-Анон, чтобы облегчить боль и найти свое место в жизни.

Всего этого можно достичь быстрее, если спокойной и терпимой будет атмосфера на группе во время обмена мнениями и если все члены будут понимать, как Традиции служат цели сох

ранения нашего единства.

Я согласна с тем, кто написал слова: "Единство Ал-Анона во всем мире и единство в группе - это стержни надежности, за которые мы держимся. Когда мы в замешательстве или расстроены, стоит вспомнить, что мы можем положиться на нашу группу, где мы получим поддержку и утешение. А позже мы уже станем ответственными за сохранение своей группы, ее работоспособность, за то, чтобы она могла помогать и другим нуждающимся в помощи и утешении."***

-----------

*** The FORUM, January 1976, Al-Anon Family Group Headquarters, Inc., N.Y.,N.Y.

Наши рекомендации