Институты устойчивого развития региона.
2.1. Формирование сетевой экономики и кластеров устойчивого развития социально-экономической системы региона.
В современной экономике главным фактором повышения устойчивости развития социально-экономических систем стали обмен знаниями, опытом и повышение конкуренции на локальных рынках. Отсюда появилась идея формирования сетевой экономики и кластеров, стимулирующих развитие внутреннего потенциала регионов, что способствует сокращению межрегиональных различий. Интеграционная природа сетей и кластеров обеспечивает включенность экономики региона в глобальные экономические процессы. Формирование замкнутых технологических цепочек в рамках кластеров содействует экологизации производства. Развитие кластеров на основе традиционных для региона производств позволяет максимально полно использовать потенциал этноэкономического сектора региона. В связи с этим в научной литературе и программных документах указывается на необходимость содействия региональных и местных властей образованию кластеров и их включению в национальные и международные сети. «Для нашей страны это не просто новая задача, поскольку долгие годы идеология и практика регионального управления были направлены на автаркическое развитие регионов, внешние связи которых определялись выполнением заданий по развитию отраслей специализации и поставке их продукции назначенным потребителям».
Создание сетевой структурыпозволяет интегрировать уникальный опыт, производственные возможности и передовые технологии хозяйствующих субъектов вокруг конкретной объединительной идеи, которую они не могут реализовать в отдельности. В частности, образование сетевой организации из неоднородных агентов может обеспечить взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Например, можно объединить мощное предприятие, обладающее инерционностью и медленно реагирующее на изменения во внешней среде, и малые предприятия, испытывающие недостаток в ресурсах, но способные быстро реагировать на изменения и перестраиваться. Способность образовавшейся сети эффективно адаптироваться к изменениям среды функционирования обеспечивает их устойчивость и в конечном счете станет источником конкурентных преимуществ.
Современная сетевая организация предполагает следующую модель развития организационно-управленческих структур:
· каналы снабжения превращаются во временные цепочки, выстраиваемые для наиболее рационального удовлетворения нужд отдельного проекта;
· производственные мощности свободно покупаются и продаются на открытых электронных биржах;
· заказы, поступающие от клиентов, выполняют независимые производители;
· маркетинг осуществляют либо посредники, либо компании — владельцы торговых марок, которые также сертифицируют качество товаров, продающихся под их марками.
Основными принципамиуправления сетевой организацией являются:
§ сокращение числа уровней иерархии в структурах деловых организаций, трансформация пирамидальных структур в горизонтальные;
§ ориентация горизонтальных структур на управление базовыми процессами организаций в отличие от традиционных функциональных методов управления;
§ переход от крупных организаций к сети интегрированных между собой компаний (сужение собственной производственной и управленческой деятельности);
§ переход от компаний, базирующихся на традиционных формах организации, к компаниям, базирующимся на знаниях и информации;
§ равноправное сотрудничество различных организаций на основе аутсортинга, причем отношения каждый раз могут выстраиваться по-новому на разных этапах реализации проекта;
§ привлечение лучших исполнителей в новые структуры;
§ применение информационных технологий для ускорения производственных процессов;
§ постоянная генерация новых идей и воплощение их на практике.
Реализация данных принципов в полной мере характерна для экономики США и частично Западной Европы. В России сетевые организационные формы характерны не столько для производственных процессов, сколько для функционирования финансовых потоков и организационных форм олигархических структур1.
В основе сетевого подхода лежит связывание различных взаимодействий в единый технологический комплекс, а получение добавленной стоимости сопровождается действием нескольких кумулятивных эффектов.
Во-первых, эффект от тиражирования нововведений возникает при внедрении инновационных разработок не на одном, а на нескольких предприятиях, входящих в состав участников единого процесса (объединение усилий нескольких предприятий по разработке инноваций облегчает бремя каждого участника по финансированию НИОКР). При этом интеграция различных операций по передаче технологий предполагает обязательное наличие компании, производящей определенный вид наукоемкой продукции или услуги. Она, как правило, становится ядром нового образования.
Во-вторых, эффект от концентрации ресурсов на разработку и внедрение инноваций, действие которого подчиняется закону больших чисел. Поскольку единичное предприятие не в состоянии выполнять широкомасштабные исследования, необходима корпоративная экономика, позволяющая концентрировать ресурсы на выполнении таких исследований и справедливо распределять совместно полученную выгоду между участниками корпоративного процесса производства.
В-третьих, эффект, связанный с многофункциональной природой новых технологий и одновременным производством нескольких видов продукции и услуг. Это позволяет, с одной стороны, сократить первоначальные затраты на исследования, ас другой - увеличить выпуск конечной продукции, компенсироваввозросшие затраты на научные разработки.
Согласно сетевому подходу, баланс между процессами использованиянакопленных способностей и обновления сдвигается в ту или иную сторону посредством взаимодействия с другими организациями. Он достигается путем реализации процессов рыночной и внутрифирменной селекции. Рынок с сетевой точки зрения не абстрактен, а конкретен и существует за счет взаимодействия с партнерами по бизнесу. Так, шведская школа промышленных закупок подчеркивает, что рынки действительно являются сетями, и делает акцент на том, что большинство компаний ощущает воздействие рыночных сил через сеть покупателей и поставщиков.
Сетевая экономика формируется на основе двух типов интеграции:
1) создание вертикально интегрированных систем, реализующих полный воспроизводственный цикл, что обусловлено многоуровневой физической архитектурой системы продуктов. Такая многоуровневая воспроизводственная система предполагает существование многоуровневой сети производителей, что обеспечивает изготовление компонентов на каждом уровне и их продажу сборщикам на следующем, более высоком уровне системы. Она представляет собой сеть создания стоимости;
2) развитие горизонтально интегрированных структур в виде кластеров.
Кластерная политикавместо политики замкнутых циклов является не просто сменой приоритетов, но изменением философии регионального управления и региональной политики; она дополняет политику формирования «ядра роста», направленную на развитие приоритетных отраслей, имеющих высокие показатели, и предполагает также стимулирование зарождающихся, начинающих свое развитие производств.
Под кластерами понимают «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу».
Кластеры включают в себя компании «готового продукта» или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; компании в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят организации, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; государственные и иные организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и представляющие техническую поддержку; агентства, устанавливающие стандарты; предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.
Таким образом, кластер — система взаимосвязанных организаций, ценность которой как единого целого превышает простую сумму составных частей. Эта пространственная организационная форма по своей внутренней сущности может быть более эффективной по компоновке факторов производства, снижению издержек производства, транзакционных издержек и рисков, доступу к информации, чем входящие в кластер компании3. Кластеры создают механизм для объединения компаний, государственных институтов различных уровней для ведения конструктивного диалога по вопросам повышения устойчивости социально-экономической системы, предлагают новый механизм для сотрудничества бизнес-структур и государства4.
Большинство компаний, объединенных в кластер, юридически самостоятельно, но в хозяйственном плане поддерживают взаимовыгодную устойчивость друг друга. Отдельные виды деятельности могут быть переданы от одних компаний другим, специализирующимся, например, на маркетинговых исследованиях, обеспечении сырьем и материалами, послепродажном обслуживании продукции отрасли или группы компаний. В целом компания как элемент кластера может и должна освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях, которые могут стать источниками ее конкурентных преимуществ.
2.2.Финансовые институты региональной инновационной системы.
Устойчивое развитие региона предполагает разработку и использование рационального инвестиционного механизма формирования региональной инновационной системы, который должен представлять систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла. Имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности не способны обеспечить инновационное расширенное воспроизводство: «в России оформился заметный разрыв в финансовом потенциале частных компаний между отраслями, где идет основной рост производства и накопления инвестиционных ресурсов (это прежде всего экспортно-сырьевые отрасли), и отраслями высокого и финишного передела». Причем в России не развиты механизмы перелива капиталов из отраслей с высоким инвестиционным потенциалом в отрасли «новой экономики», имеющие во всем мире наиболее высокую отдачу и одновременно обеспечивающие глобальную конкурентоспособность национального хозяйства.
При нынешнем состоянии российской финансовой системы в качестве основного механизма по доведению финансовых средств до реального сектора экономики и обеспечения подъема инвестиционной активности выступают региональные инвестиционные фонды развития (ИФР).
Стратегической целью создания ИФР является обеспечение расширенного инновационного воспроизводства в субъектах РФ.
ИФР призван аккумулировать финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов за счет принятия финансовых обязательств перед третьими лицами с целью последующего их вложения в приоритетные инвестиционные проекты региона.
Государство |
Коммерческие банки |
Страховые компании |
Пенсионный фонд |
Международные финансовые институты |
В отличие от модели исключительно «рыночного» или исключительно «бюджетного» финансирования инноваций модель создания ИФР характеризуется сочетанием множества источников финансирования инвестиций, когда наряду с бюджетными ассигнованиями в финансировании инноваций участвуют внебюджетные источники, в том числе средства коммерческих банков, страховых компаний, Пенсионного фонда и других хозяйствующих субъектов (рис. 4.4).
Производство конкурентоспособных товаров и услуг |
Наука: генерирование и внедрение инноваций |
Рынок |
Рис. 4.4. Организационная структура взаимодействия ИФР с участниками инвестиционно-инновационной системы
При создании ИФР целесообразно использовать накопленный зарубежный опыт венчурного инвестирования.
В Израиледеятельность венчурного капитала особенно успешна. В 1992 г. Министерство промышленности и торговли Израиля приступило к реализации программы Yozma, в рамках которой было создано 10 венчурных фондов. Обязательным условием государственного финансирования фонда было наличие в нем одного израильского частного и одного известного на рынке венчурных операций зарубежного партнера, который принимал на себя обязательства по обучению местных инвесторов методикам и принципам осуществления рыночного финансирования инновационных компаний, а также управления фондом. Вложения распределялись следующим образом: 8 млндолл. приходилось на государство, 12млндолл. — на частных партнеров. Частные инвесторы могли выкупить долю государства за 8 млн долл. плюс 7 % прибыли за нее. Иными словами, при 60 % вложений частным инвесторам гарантировалось свыше 90 % дохода от реализации программы. До начала 1997 г. все инвестиции в венчурные фонды не подлежали налогообложению. В 2000 г. капитал фондов Yozma достиг 2,9 млрд долл., суммарный объем инвестиций за период с 1993 по 2000 г. составил 12 млрд долл., доля высокотехнологичной продукции в израильском экспорте превысила 46 %, т.е. около 11 млрд долл. В восьми фондах доля государства была выкуплена частными инвесторами.
В Россиивенчурное инвестирование находится лишь в самой начальной стадии формирования. В качестве положительного опыта венчурного инвестирования в России можно рассматривать деятельность Самарского венчурного фонда («Самвен-фонд»), частной венчурной компании «РостИнвест», Венчурного инновационного фонда — некоммерческой организации, предназначенной для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования, Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ).
Предпосылки формирования ИФР заложены в законодательных актах некоторых регионов России.
В частности, в Стратегии привлечения инвестиций в Ростовской области отмечается, что «для обеспечения финансирования секторов и отраслей, определенных в качестве инвестиционных приоритетов Ростовской области, будет организован Инвестиционный фонд Ростовской области»3. В качестве целей фонда определены:
§ привлечение долгосрочных прямых инвестиций в динамично развивающиеся компании региона;
§ улучшение инвестиционного рейтинга региона;
§ достижение ликвидности активов фонда.
Структура капитала фонда формируется следующим образом: Администрация Ростовской области или уполномоченный ею государственный орган (компания) —30%; международные институциональные инвесторы —30 %; российские инвесторы —15—20 %; группа международных частных инвесторов —15—20 %.
В качестве зоны ответственности ИФР предполагается определить управление портфелем инвестиций в наиболее перспективные предприятия региона, способные предложить для реализации экономически эффективные проекты, но не имеющие возможности привлечь финансирование в частном секторе в связи с высоким уровнем инвестиционных рисков и транзакционных издержек, длительным сроком окупаемости, а также существенным превышением региональной эффективности над коммерческой эффективностью проекта. Перспектива финансирования рисковых проектов, нереальная для частного капитала, открывается в связи с наличием у ИФР более широких, чем у частного капитала, возможностей по диверсификации инвестиционных рисков, а также в связи с уменьшением ряда инвестиционных рисков и транзакционных издержек (особенно проявляющихся на предынвестици-онной стадии) благодаря активной поддержке проектов органами государственного управления.
Основные функции ИФР заключаются в следующем:
ü отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов, отвечающих стратегическим целям развития региона;
ü аккумулирование инвестиционных средств, поступающих из различных источников;
ü долевое финансирование инвестиционных проектов путем приобретения акций предприятий — инициаторов проектов, выпускаемых в целях привлечения инвестиционных ресурсов;
ü поддержка реализации профинансированных инвестиционных проектов;
ü поиск инвесторов, способных выступить в роли стратегических партнеров предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты;
ü продажа акций предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, стратегическим инвесторам;
ü механизм контроля за использованием инвестиций и обеспечение возвратности вложенных средств.
Создание ИФР предполагает, во-первых, использование взносов учредителей в уставный капитал корпорации и привлекаемых заемных средств для долевого финансирования реализуемых инвестиционных проектов, во-вторых, формирование механизмов рефинансирования, предусматривающих использование поступлений от реализации инвестиционных проектов первой очереди — дивидендов по акциям, находящимся в собственности ИФР, поступлений от продажи пакетов акций стратегическим инвесторам — на осуществление инвестиционных проектов второй и последующих очередей.
Для аккумулирования финансовых ресурсов ИФР могут привлекать и такой эффективный инструмент трансформации свободных денежных ресурсов в инвестиции, как региональные целевые займы. При этом ИФР отводится роль генерального агента, а эмитентом выступают региональные органы управления.
Важнейшим механизмом контроля деятельности финансируемой компании является поэтапная схема вложений капитала, когда ИФР и его региональные фонды не инвестируют все средства одновременно, а каждый раз выделяют сумму, достаточную лишь для реализации очередного этапа. При периодической переоценке перспектив реализации финансируемых проектов ИФР может принять решение о прекращении инвестиций, что дисциплинирует менеджмент финансируемой компании, исключает возможности вложения средств в неэффективные проекты. Подобная схема контроля в процессе финансирования может осуществляться в виде синдицирования инвестиций. Это позволяет снизить инвестиционные риски за счет формирования портфеля из разных проектов, а также проводить перекрестные проверки финансируемых компаний.
Механизмом гарантирования возвратности вложений выступает использование конвертируемых ценных бумаг как способа организации контрактных отношений ИФР и финансируемой компании2. Однако такой механизм эффективен лишь при наличии ликвидного фондового рынка, который увеличивает спрос на венчурный капитал, снижает транзакционные издержки по созданию новых высокотехнологичных компаний.
Инвестиционный фонд развития |
Ивестиционное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности |
Внедрение новых технологий, развитие информационныхресурсов |
Развитие рынка человеческого капитала |
Структурное обновление экономики |
Рост объемов производства |
Экологизация производства |
Расширенное инновационное воспроизводство факторовпроизводства |
Устойчивое развитие социально-экономической системы региона |
Расширенное инновационное воспроизводство товаров и услуг |
Развитие инвестиционно-инновационной системы предполагает также создание нормативного обеспечения системы, включающего формирование нормативной базы, регулирующей правоотношения при инновационном инвестировании, порядок предоставления государственных гарантий, развитие фондового рынка, в том числе биржевой торговли ценными бумагами венчурных предприятий.
Реализация данного механизма позволит ускорить переход социально-экономической системы региона от простого вида воспроизводства к расширенному, основанному на тесном взаимодействии всех хозяйствующих субъектов региона, внедрении научно-технических разработок и повышении уровня инновационной деятельности (рис. 4.5).
Переход к инновационному производству предполагает, что основным направлением инвестиционных вложений являются инвестиции в человеческий капитал, материализация, коммерциализация и капитализация знаний как источника нововведений. Активизация инвестиционных потоков создает предпосылки для обновления основных фондов. В свою очередь использование передовых производственных технологий, элементов интеллектуального капитала и обновленных основных фондов способствует экологизации производства и сокращению объема вовлекаемых в оборот природных ресурсов.
Тема 17. Вопросы национальной безопасности региона.
1.1 Общие положения о безопасности.
Общественно-правовые основы общественной безопасности личности, общества и государства в нашей стране составляют прежде всего федеральные законы «О безопасности»', «О федеральной организации государственной безопасности»[24], а также другие важные нормативные акты: «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»[25] и «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»[26]. Учитывая многообразие видов субъектов и объектов национальной безопасности (рис.1), естественно, что каждый из них имеет свою, дополнительную, специальную нормативную базу.
Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних угроз. К жизненно важным интересам повсеместно относят всю известную совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает и существование, и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Основные объекты безопасности у личности — это ее права и свободы; у общества — его материальные и духовные ценности, у государства — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности с момента его появления стало государство, осуществляющее функции в этой области через установленные обществом органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Понятие угрозы безопасности характеризуется как совокупность факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
|
Рис.1. Система национальной безопасности РФ |
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, он возглавляет Совет безопасности РФ, совместно с парламентом определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах своей компетенции принимает оперативные решения.
Силы обеспечения безопасности в настоящее время включает в себя: 1) вооруженные силы; 2) федеральные органы безопасности; 3) органы внутренних дел; 4) органы внешней разведки; 5) обеспечение безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц; 6) органы налоговой службы; 7) службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; 8) пограничные войска; 9) внутренние войска; 10) органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; 11) службы обеспечения безопасности средств связи, информации; 12) органы таможни; 13) природоохранительные органы; 14) органы охраны здоровья населения; 15) и др.
В совокупности вся система национальной безопасности представлена графически на рис.2. Она включает объекты, субъекты, силы обеспечения безопасности, принципы и функции, которыми должны руководствоваться субъекты и силы обеспечения безопасности.
В формировании политики обеспечения национальной безопасности РФ принимают непосредственное участие:
• Президент РФ;
• Федеральное Собрание РФ;
• Правительство РФ;
• Совет безопасности РФ;
• федеральные органы исполнительной власти;
• органы исполнительной власти субъектов РФ.
Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет безопасности РФ (СБ РФ). Он формируется на основе Указа Президента РФ. В положение о Совете безопасности в состав основных задач включены:
1.Определение жизненно важных интересов общества и государства и выявление угроз объектам безопасности;
2.Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
3.Подготовка рекомендаций Президенту РФ в области внешней и внутренней политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
4.Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации;
5.Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
6.Разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
7.Совершенствование системы обеспечения безопасности.
В состав Совета безопасности входят председатель СБ — по должности Президент РФ, постоянные члены и члены, назначаемые Президентом РФ по представлению секретаря СБ РФ с правом совещательного голоса.
К основным организационно-правовым формам работы СБ РФ относятся: заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.
С 1993 г. по настоящее время при непосредственном участии Совета безопасности[27] были выработаны следующие решения в сфере безопасности.
В области обеспечения международной безопасности, как одной из приоритетных, выработана политика в отношении стран СНГ. Получил развитие принцип разноуровневой и разноскорос-тной интеграции, прагматичного и дифференцированного подхода в зависимости от готовности отдельных государств развивать сотрудничество.
Большое внимание в настоящее время уделяется становлению организаций Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ЕвразЭС как центров интеграции на постсоветском пространстве как в военно-политическом, так и в экономическом отношениях, вопросам урегулирования конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе.
Действует Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ.
Разрабатывались предложения об урегулировании кризисных ситуаций в различных странах мира, затрагивающих интересы России. Рассматривались вопросы о перспективах отношений России и НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
В области экономического обеспечения национальной безопасности России приняты решения о повышении роли страны в обеспечении международной энергетической безопасности, технологической модернизации российской экономики, преодоления негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демографической ситуации в стране, миграции населения.
Выработаны основные направления обеспечения национальной безопасности в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе, Калининградской области, Каспийском регионе.
Определены основные направления развития военной организации РФ до 2015 г., где предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, контактных, технически оснащенных вооруженных сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Одобрены основы военно-технической политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов в стратегически важных видах деятельности — морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию противоракетной и противовоздушной обороны, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и электронной компонентной базе.
Выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических продвижений.
Разработаны меры по защите национальных интересов РФ на государственной границе.
Особое внимание уделяется противодействию экстремистским проявлениям, борьбе с преступностью (в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ), транснациональным рискам и угрозам, выявлению, предупреждению и ликвидации террористических угроз и конфликтных ситуаций, борьбе с международным терроризмом и его проявлениями на территории РФ, противодействию финансирования терроризма. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.
Организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовка Стратегии развития информационного общества в России. При СБ РФ работают межведомственные комиссии[28], которые образуются в соответствии с его задачами и направлениями деятельности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. По состоянию на апрель 2007 г. их было семь: по проблемам стратегического планирования, планирования по проблемам Содружества Независимых Государств, по безопасности в экономической и социальной сфере, по экологической безопасности, по военной и информационной безопасности.
При СБ РФ функционирует также научный совет, который осуществляет научно-методологическое обеспечение его деятельности. В состав научного совета включаются представители РАН, отраслевых академий наук, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.
1.2 Угрозы национальной безопасности, концепция и стратегия их нейтрализации.
Прежде чем говорить об угрозах, надо сформулировать интересы субъектов безопасности. Национальные интересы России[29] заключаются в совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав, свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества заключаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержания правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Угрозы национальной безопасности РФ зафиксированы в Концепции национальной безопасности.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер, в настоящее время они обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, наличием внешнего и . внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — к преобладанию продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Негативные процессы в экономике, конечно же, лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов РФ. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценн