Социальная поддержка граждан льготных категорий.
1.1.3. Социальная помощь семьям, малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Семья представляет собой осознанно организованную группу людей на чувствах любви и уважении, взаимопомощи и ответственности всех ее членов, находящуюся под защитой государства, жизнедеятельность которой осуществляется на базе имущества, находящегося в совместной собственности для реализации социально-экономических и духовных потребностей индивидов, всей семьи и общества в целом.
Косновным принципам государственной семейной политики относятся: самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; равноправие между мужчинами и женщинами как и в трудовой и общественной деятельности: единство семейной политики на федеральном и региональном уровнял: партнерство семьи и государства, разделение ответственности: занятие государством обязательств по безусловной защиты семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией.
Основные направления государственной семейной политики исходят из:
- непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
- понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений;
- признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия мер их социальной поддержки;
- учета потребности и определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.
К основным направлениям государственной семейной политики относятся:
1. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям:
2. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
3. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
4. Усиление помощи семье в воспитании детей.
Государством установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Она включает:
1. Пособие по беременности и родам за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случаях осложненных родов — 86, при рождении 2 или более детей — 110) календарных дней после родов, в размере среднего заработка (дохода) по месту работы.
2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель), в размере 50% МРОТ.
3. Единовременное пособие при рождении (усыновлении) в размере 10-кратных МРОТ.
4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере МРОТ.
5. Ежемесячное пособие на ребенка в размере 70% МРОТ в семьях со среднедушевым доходом ≤ величины промежуточного минимума. Размер этого пособия увеличивается на 50%:
а) на детей одиноких матерей;
б) на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов;
в) на детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Необходимо отметить, что, несмотря на приведенные меры, экономические реформы привели к отрицательным изменениям в социальной инфраструктуре и значительному укреплению положения семьи и детей. Отсюда особое значение приобретают положения ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в которой в числе учреждений социального обслуживания независимо от форм собственности отнесены учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи; стационарные учреждения для детей с ограниченными возможностями; центры социальной взаимопомощи и самопомощи и т.д.
В субъектах РФ и на уровне местного самоуправления разрабатываются программы социального обслуживания семьи и детей. где предусматривается защищенная статья бюджета на эти цели.
О правах ребенка.
Еще в ноябре 1959 г. была принята Конвенция ООН, провозгласившая Декларацию прав ребенка с целью обеспечения детям счастливого детства. При этом она призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами.
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр ж развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти дол>а прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлен ; указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кт: первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае недола - г.поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимани - терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
В России в 1993 г. создана международная Комиссия при Правительстве РФ по координации работ, связанных с выполнение и Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации, ос обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации. Правительством утверждены также порядок разработки, структура и порядок распространения ежегодного государственного доклада о положении детей в РФ.
Социальная защита молодежи
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежи;, и детских объединений»1 определяет гарантии, общие принципа содержание и меры поддержки молодежных и детских объединений на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Подгосударственной поддержкой понимается совокупно: мер, принимаемых органами государственной власти в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализации»: детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охрану и защиты их прав.
В государственной поддержке соблюдаются следующие принципы:
1) приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности объединений;
2) равенство прав на поддержку;
3) содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки объединений.
Федеральные органы исполнительной власти при разработке мер господдержки объединений учитывают их предложения.
Молодежные и детские объединения имеют право:
1) готовить доклады Президенту РФ и Правительству РФ о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении докладов по вопросам, касающимся положения детей и молодежи, вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;
2) вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
3) участвовать в подготовке федеральных программ.
Представители молодежных и детских объединений, их координационных советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.