Основные задачи в области развития интегрированных корпораций.
Задачи развития интегрированных корпораций можно разделить на 3 большие группы: задачи в области совершенствования процессов обоснования целесообразности их создания и функционирования; задачи в области мер традиционной и нетрадиционной государственной поддержки; задачи в области выбора направлений их деятельности и создания точек роста.
В области обоснования создания крупных корпораций и интегрированных структур следует уделять особое внимание процессу их проектирования по приоритетным направлениям деятельности. Предстоит осуществлять экспертизу этих проектов на предмет единства методического решения и обоснования оргструктур и направлений проникновения капитала на отечественные и зарубежные рынки с наибольшей эффективностью для страны (как, например, добыча марганца в ЮАР1 и т.д.).
В процессе функционирования интегрированных бизнес-структур (ИБС) необходим постоянный государственный мониторинг. В деловых кругах предпринимателей предлагается ввести в практику ежегодные доклады Правительству РФ о деятельности ИБС и меры по социальной статистической отчетности ИБС, обобщенной Госкомстатом РФ2.
По результатам мониторинга и докладов вырабатываются меры по обобщению передового опыта по государственной поддержке интегрированных бизнес-структур. К ним можно отнести:
· определение приоритетных по уровням управления направлений развития науки, инноваций, продукции, работ и услуг (федеральные, межрегиональные, субъектов Федерации и муниципальные);
· разработка системы стимулирования выполнения программ по приоритетным направлениям на конкурсной основе;
· разработка и апробация системы оценки научного, производственного и финансового потенциала участников конкурсов;
· определение долевого участия государственных структур в приоритетных работах и степени контроля за их результативностью;
· определение степени экономических рисков и мер по их страхованию;
· разработка и совместная реализация планов-программ развития интегрированных бизнес-структур.
В 2000-2001 гг. Межведомственным аналитическим центром проводилось специальное обследование предприятий и организаций машиностроительного комплекса, входящих или намеревающихся войти в ИБС. В результате были сделаны следующие выводы.
· процессы формирования интегрированных структур с государственным участием довольно продолжительны (несколько лет);
· нынешняя юридическая база, определяющая принципы и порядок создания интегрированных структур, требует совершенствования;
· требования к проекту, обосновывающему создание ИБС, четко не определены;
· для сокращения сроков согласования создания ИБС требуется сформулировать критерии и задействовать критерии принятия органами государственной власти решений на всех этапах рассмотрения проекта;
· целесообразно ввести практику бюджетного софинансирования проектных работ по созданию смешанных корпораций; необходимо законодательно регламентировать процедуру акционирования унитарных предприятий, входящих в корпоративное объединение;
· на эффективность создаваемых объединений негативно влияет включение в их состав предприятий, находящихся в неудовлетворительной финансовой ситуации; необходимо создать правовой механизм вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, конвертацию бюджетной задолженности в акции и национализации собственности;
· целесообразно передавать права по управлению госпакетами акций участников ИБС головным компаниям с целью обеспечения функционирования корпоративных объединений как целостных образований;
· необходимо отказаться от практики включения в ИБС федеральных предприятий и предприятий субъектов РФ, так как
здесь наблюдается различие интересов собственников;
· в ИБС плохо задействуются внешние источники финансирования из-за высокого уровня хозяйственных рисков, поэтому государству следует предоставлять гарантии по средствам, вкладываемым частными инвесторами;
· отсутствует механизм рефинансирования конечной прибыли, поэтому в рамках объединений следует принять конкретные регламенты распределения конечной прибыли;
· целесообразно внедрить в практику мониторинг наличных ресурсов предприятий — участников ИБС и инициировать оптимизацию перераспределительных процессов.
Из приведенного выше видно, что к основным направлениям развития совместной экономики в РФ относится диверсификация с расширением ассортимента в полном сочетании с процессами специализации, концентрации и интеграции. Каждое предприятие внутри объединения ограничивает круг своей продукции и концентрируется на наиболее эффективных рядах, типажах продукции, сосредотачивается на узких направлениях специализированных технологических процессов. Этими давно известными и традиционными способами, но в новых условиях интеграции достигается наибольший эффект от масштабов производства, снижения издержек, улучшения технико-экономических характеристик продукта труда.
Следует отметить, что не может быть как страны, так и региона, конкурентоспособных во всех сферах производства и потребления. Однако интеграция производства, да еще на основе кластеризации, позволяет следить за изменением уровня конкурентоспособности во всех отраслях.
К настоящему времени в России уже существуют кластеры, образованные вокруг ключевых отраслей (химической, нефтегазовой, автомобилестроения, авиастроения, судостроения, атомной энергетики и т.д.). Эти структуры еще очень хрупки и требуют значительных инвестиций.
При группировании кластеров анализируются вертикальные (поставщик — потребитель) и горизонтальные связи (база пот ребления, сырьевая база, технологии) на каждом региональном уровне и в целом по стране.
В регионах необходимо формирование конкурентоспособных отраслей в первую очередь вокруг образовательных центров, центров науки и развитых промышленных агломераций.
Следует обратить особое внимание на опыт Китая, которому удалось за 15 лет создать вполне конкурентоспособные кластеры вокруг экспортоориентированных отраслей, в том числе текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др.
Его опыт и опыт других стран показывает, что высококонкурентные отрасли в результате внешнего и внутрикластерного (с использованием процессов типизации, нормализации, унификации) взаимодействия способствуют также развитию своих поставщиков и потребителей.
Создание кластеров оказывает положительное воздействие на малый бизнес, который, как правило, концентрируется вокруг крупных компаний. Здесь примером служат немецкие и японские фирмы — производители автомобильных компонентов, которые продвигаются за национальными автогигантами даже за рубеж, открывая предприятия и филиалы в развивающихся и других странах.
Особую роль играют меры по образованию точек роста конкурентоспособной продукции в технополисах. В стране уже существует уникальная система технополисов, технопарков и наукоградов, концентрирующая интеллектуальный и технологический потенциал (города Дубна, Королев, Обнинск, Мичуринск, Зеленоград и др.). Выход их за национальные рамки в виде интегрированных структур очень перспективен и позволит транснационализировать экономику, увеличить скорость перехода от индустриального к постиндустриальному развитию.
Стратегический выигрыш США, Японии, Германии и других стран заключается и в том, что они выносят за национальные рамки свои воспроизводственные циклы. В этой связи нашей стране следует расширить участие в международных ТНК, консорциумах и других интегрированных структурах, особенно по прорывным направлениям (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, нанотехнологии, биотехнологии и т.д.)
Тема 8. Планирование регионального развития.
Планирование регионального развития.