Территориальные зоны и их границы. Правила землепользования и застройки

Территориальное планирование должно обеспечивать устой­чивое развитие территорий, городов и иных поселений. При этом под устойчивым развитием понимается обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограниче­ние негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и бу­дущих поколений.

Поэтому территориальное планирование предусматривает зони­рование, т.е. установление территориальных, функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строитель­ства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями пользования территорий.

Под территориальными понимают зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены градостроительные регламенты.

Функциональные зоны — зоны, для которых документами тер­риториального планирования определены границы и их функци­ональное назначение.

В результате градостроительного планирования могут опреде­ляться следующие территориальные зоны:

1) жилые;

2) общественно-деловые;

3) производственные;

4) инженерной и транспортной инфраструктур;

5) сельскохозяйственного использования;

6)особо охраняемых территорий;

7) специального назначения;

9) военных объектов.

В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индиви­дуальными, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами и зоны застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или при­строенных объектов:

• социального и коммунально-бытового назначения;

• здравоохранения;

• дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования;

• культурных зданий;

• стоянок автотранспорта и гаражей, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В состав жилых зон могут включаться также территории, пред­назначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. В состав общественно-деловых зон включаются:

1) зона делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения самых разнообразных объектов здравоохранения, культуры, тор­говли, общественного питания, бытового обслуживания, ком­мерческой деятельности, а также образовательных учреждений, административных, научно-исследовательских, культурных зданий и иных зданий, сооружений, строений, стоянок автотранспорта, центров деловой, финансовой и общественной активности.

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к градостро­ению в этой зоне, могут включаться жилые дома, гостиницы, под­земные и многоэтажные гаражи.

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Производственные зоны предназначены для размещения про­мышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечива­ющих их функционирование, объектов инженерной и транспорт­ной инфраструктур, а также для размещения санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначе­ны для размещения и функционирования сооружений и комму­никаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут вклю­чаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы,
пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями
(садами, виноградниками и др.);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначе­ния и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного
хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития
объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пар­ками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах других территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической куль­турой и спортом.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объек­тами размещения отходов потребления (свалки) и иными объек­тами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориаль­ных зонах.

В состав территориальных зон могут включаться зоны размеще­ния военных объектов и иные зоны специального назначения.

Есть ограничения на использование территорий для осущест­вления градостроительной деятельности, которые установлены в следующих зонах:

• охраны памятников истории и культуры, историко-культур­ных комплексов и объектов, заповедных зон;

• особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

• санитарных, защитных и санитарно-защитных;

• водоохранных и прибрежных защитных полосах;

• санитарной охраны источников водоснабжения;

• залегания полезных ископаемых;

• территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций;

• чрезвычайных экономических ситуаций и экологического бедствия;

• с экстремальными природно-климатическими условиями;

• иных зонах, установленных законодательством РФ.
Зонирование территорий направлено не только на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения, но и на за­щиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера, правильное использование особо охраняемых природных территорий (заповедников, природных ландшафтов и т.д.), территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

В разряд мер по созданию благоприятной среды жизнедеятель­ности граждан поселений включаются:

• создание условий доступности места работы и отдыха, центров социально-культурного обслуживания;

• обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

• возможность участия граждан, их объединений и юридических лиц РФ в обсуждении и принятии решений в области градостроительной документации, так как они имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции, благоустройстве
и т.д.). А в случае непредоставления информации, несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности органами государственной власти граждане РФ имеют право обращаться в суд.

Границы территориальных зон устанавливаются на стадии под­готовки правил землепользования с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использо­вания земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) всего вышеприведенного перечня территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планированию территории;

6)предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по ли­ниям магистралей, улиц, проездов, красным линиям, границам земельных участков, населенных пунктов, естественным границам природных объектов и иным признакам.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, обеспе­чения прав и законных интересов физических и юридических лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), создания условий для привлечения инвестиций.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил раскрывает вопросы регулиро­вания землепользования и застройки органами местного самоуп­равления, подготовки документации по планировке территории, проведения публичных слушаний по названным вопросам.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

В градостроительном регламенте указываются:

1) виды разрешенного использования как земельных участков и объектов капитального строительства, так и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов;

3) ограничения использования, устанавливаемые в соответствии с законодательством.

Правила утверждаются представительным органом местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Публичные слу­шания по проектам генеральных планов поселений проводятся в обязательном порядке. Заключения о результатах публичных слушаний подлежат опубликованию.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения граждан могут по собственной инициативе направить проекты документов территориального планирования на государ­ственную экспертизу. Срок проведения государственной экспер­тизы проектов документов территориального планирования не должен превышать 6 месяцев.

Результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соот­ветствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положи­тельное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических рег­ламентов и требованиям рациональной организации террито­рии (отрицательное заключение). Заключение государственной экспертизы проекта документа территориального планирования может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.

Наши рекомендации