Социально-экономическое и административно- территориальное деление России.
Структура социально-экономического деления России. Существуют следующие типы региональных образований:
1. экономические зоны. Применительно к России это Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток, в составе которых могут выделяться подзоны, например в Европейской части страны выделяются Север, Центр, Урало-Поволжье, Европейский Юг;
2. крупные экономические районы. В настоящее время по экономическому районированию в России выделены 11 крупных экономических районов;
3. регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны (субъекты Федерации), — республики в составе Российской Федерации, национальные и автономные округа, края, области, а также города и административные районы
4. территориально-производственные комплексы разных типов, формируемые, как правило, в рамках крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов.
Отметим, что в системе региональных образований лишь регионы, формируемые на базе административно-территориального деления, имеют организационно завершенную систему законодательных и исполнительных органов власти и управления.
Административно-территориальное устройство РФ — система территориальной организации страны, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления.
Политико-правовые основы формирования и функционирования регионов субъектов Федерации.
Политико-правовой основой формирования и функционирования регионов субъектов Федерации является в первую очередь Конституция Российской Федерации 1993г.
Согласно принятому 24 июня 1999г. Федеральному закону полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной свласти Российской Федерации, принципами разграничения предметов ведения и полномочий являются:
- принцип конституционности;
- принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов;
- принцип равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;
- принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ;
- принцип согласования интересов РФ и интересов субъектов
РФ;
- принцип добровольности заключения договоров, соглашений;
- принцип обеспеченности ресурсами;
- принцип гласности заключения договоров, соглашений.
Политико-правовой основой функционирования регионов выступают также федеральные законы, указы Президента РФ, конституции республик, уставы краев, областей, автономной области и автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга.
1.2 .Природно-ресурсный потенциал регионов России.
Общая характеристика природно-ресурсного потенциала регионов России. Наличие природных ресурсов является основным условием размещения производительных сил на данной территории.
Количество, качество и сочетание ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории - важный фактор размещения населения и хозяйственной деятельности. При освоении крупных источников природных ресурсов возникает крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.
В условиях развития рыночной экономики, которая предполагает существование различных видов собственности, в чет числе частной, на природные ресурсы, их распределение между пользователями и потребителями во многом зависит от спроса и предложения на ресурсных рынках.
В то же время на этапе формирования рыночных отношений из-за стремления к быстрому коммерческому успеху возрастает опасность нерационального использования минеральных ресурсов, что проявляется в высоких потерях запасов полезных ископаемых вскрышных пород на стадии добычи, а цветных, благородных металлов и многих сопутствующих полезных компонентов — на стадии обогащения и переработки. Такие потери минерального сырья отрицательно сказываются как на объемах и эффективности производства, так и на ценах. Поэтому сейчас отношение общества к природе и использованию природных ресурсов должно стать более бережным. В этой ситуации важнейшей проблемой становятся эффективное рациональное природопользование, в первую очередь таких природных ресурсов, как нефть, уголь, газ, руды черных и цветных металлов, химического сырья, а также охрана недр.
Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. По запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных и лесных ресурсов Россия находится на первом месте в мире.
По происхождению и природным свойствам выделяют: минеральные (полезные ископаемые), земельные, водные, биологические, климатические (солнечное тепло и свет, осадки) ресурсы, ресурсы энергии природных процессов (солнечного излучения, внутренней теплоты земли, ветра и т.д.).
Минеральные ресурсы имеют особо важное значение. По характеру использования они делятся на три группы: топливно-энергетические — нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы; металлорудные — руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (нерудные), в их числе апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, асбест, строительное сырье.
Топливно-энергетические ресурсы имеют особое значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельности общества. Главной особенностью их размещения по территории страны является неравномерности.
Россия располагает крупными запасами руд цветных металлов. Отличительной их особенностью является чрезвычайно низкий процент содержащегося в них металла. Поэтому руды почти всех цветных металлов подвергаются обогащению. Основные запасы располагаются на территории Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и других районов страны.
Лесные ресурсы России велики и отличаются высоким качеством. По их запасам и лесопокрытой площади (750 млн га) наша страна занимает ведущее место в мире. Лесом покрыто более 40 % территории России, а общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд м3. Это более чем в 3 раза превосходит запасы США, Канады. Основные лесные ресурсы расположены в восточных районах страны, на долю которых приходится 79 % запасов. Наиболее лесистые районы — Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Европейский Север, Урал, а также Волго-Вятский район.
Мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал России, способный обеспечить необходимые объемы внутреннего потребления и экспорта, как уже упоминалось, характеризуется крайне неравномерным размещением по территории. Значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных северных районах.
Особенности сырьевых рынков регионов России. Залежи полезных ископаемых характеризуются различной степенью изученности и различной степенью точности оценки.
По своему хозяйственному значению запасы полезных ископаемых делятся на две группы:
- балансовые (кондиционные) — те запасы, использование которых экономически целесообразно в настоящее время и которые удовлетворяют промышленным требованиям как по качеству сырья, так и по горнотехническим условиям эксплуатации;
- забалансовые (некондиционные) — те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента и т.д., но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.
По экономической классификации природные ресурсы делятся:
- на ресурсы материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения и промысловые животные);
- ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование зеленых насаждений и водоемов для отдыха населения).
Существуют и другие классификации природных ресурсов.