Социально-экономическое и административно- территориальное деление России.

Структура социально-экономического деления Рос­сии. Существуют следующие типы региональных образований:

1. экономические зоны. Применительно к России это Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток, в составе которых могут выде­ляться подзоны, например в Европейской части страны выде­ляются Север, Центр, Урало-Поволжье, Европейский Юг;

2. крупные экономические районы. В настоящее время по экономическому районированию в России выделены 11 крупных эко­номических районов;

3. регионы, формируемые на базе административно-территори­ального деления страны (субъекты Федерации), — республики в составе Российской Федерации, национальные и автономные округа, края, области, а также города и административные районы

4. территориально-производственные комплексы разных типов, формируемые, как правило, в рамках крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов.

Отметим, что в системе региональных образований лишь ре­гионы, формируемые на базе административно-территориаль­ного деления, имеют организационно завершенную систему за­конодательных и исполнительных органов власти и управления.

Административно-территориальное устройство РФ — система территориальной организации страны, на основе которой дей­ствуют органы государственной власти и местного самоуправ­ления.

Политико-правовые основы формирования и функционирования регионов субъектов Федерации.

Политико-правовой основой формирования и функционирования регионов субъектов Федерации является в первую очередь Конституция Российской Федерации 1993г.

Согласно принятому 24 июня 1999г. Федеральному закону полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной свласти Российской Федерации, принципами разграничения предметов ведения и полномочий являются:

- принцип конституционности;

- принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов;

- принцип равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

- принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ;

- принцип согласования интересов РФ и интересов субъектов
РФ;

- принцип добровольности заключения договоров, соглашений;

- принцип обеспеченности ресурсами;

- принцип гласности заключения договоров, соглашений.

Политико-правовой основой функционирования регионов выступают также федеральные законы, указы Президента РФ, конституции республик, уставы краев, областей, автономной области и автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга.

1.2 .Природно-ресурсный потенциал регионов России.

Общая характеристика природно-ресурсного потен­циала регионов России. Наличие природных ресурсов является основным условием размещения производительных сил на данной территории.

Количество, качество и сочетание ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории - важный фактор размещения населения и хозяйственной деятельности. При освоении крупных источников природных ресурсов возника­ет крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

В условиях развития рыночной экономики, которая предполагает существование различных видов собственности, в чет числе частной, на природные ресурсы, их распределение между пользователями и потребителями во многом зависит от спроса и предложения на ресурсных рынках.

В то же время на этапе формирования рыночных отноше­ний из-за стремления к быстрому коммерческому успеху воз­растает опасность нерационального использования минераль­ных ресурсов, что проявляется в высоких потерях запасов по­лезных ископаемых вскрышных пород на стадии добычи, а цветных, благородных металлов и многих сопутствующих по­лезных компонентов — на стадии обогащения и переработки. Такие потери минерального сырья отрицательно сказываются как на объемах и эффективности производства, так и на ценах. Поэтому сейчас отношение общества к природе и использо­ванию природных ресурсов должно стать более бережным. В этой ситуации важнейшей проблемой становятся эффектив­ное рациональное природопользование, в первую очередь та­ких природных ресурсов, как нефть, уголь, газ, руды черных и цветных металлов, химического сырья, а также охрана недр.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурс­ный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. По запасам большинст­ва природных ресурсов, в том числе по запасам природного га­за, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных и лесных ресурсов Россия находится на первом месте в мире.

По происхождению и природным свойствам выделяют: ми­неральные (полезные ископаемые), земельные, водные, био­логические, климатические (солнечное тепло и свет, осадки) ресурсы, ресурсы энергии природных процессов (солнечного излучения, внутренней теплоты земли, ветра и т.д.).

Минеральные ресурсы имеют особо важное значение. По ха­рактеру использования они делятся на три группы: топлив­но-энергетические — нефть, природный газ, уголь, торф, горю­чие сланцы; металлорудные — руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (нерудные), в их чис­ле апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, ас­бест, строительное сырье.

Топливно-энергетические ресурсы имеют особое значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельно­сти общества. Главной особенностью их размещения по территории страны является неравномерности.

Россия располагает крупными запасами руд цветных ме­таллов. Отличительной их особенностью является чрезвычай­но низкий процент содержащегося в них металла. Поэтому ру­ды почти всех цветных металлов подвергаются обогащению. Основные запасы располагаются на территории Урала, Запад­ной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и других районов страны.

Лесные ресурсы России велики и отличаются высоким каче­ством. По их запасам и лесопокрытой площади (750 млн га) на­ша страна занимает ведущее место в мире. Лесом покрыто бо­лее 40 % территории России, а общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд м3. Это более чем в 3 раза превос­ходит запасы США, Канады. Основные лесные ресурсы распо­ложены в восточных районах страны, на долю которых прихо­дится 79 % запасов. Наиболее лесистые районы — Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Европейский Север, Урал, а также Волго-Вятский район.

Мощный и разнообразный природно-ресурсный потенци­ал России, способный обеспечить необходимые объемы внут­реннего потребления и экспорта, как уже упоминалось, харак­теризуется крайне неравномерным размещением по террито­рии. Значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных се­верных районах.

Особенности сырьевых рынков регионов России. Залежи полез­ных ископаемых характеризуются различной степенью изу­ченности и различной степенью точности оценки.

По своему хозяйственному значению запасы полезных ис­копаемых делятся на две группы:

- балансовые (кондиционные) — те запасы, использование кото­рых экономически целесообразно в настоящее время и кото­рые удовлетворяют промышленным требованиям как по каче­ству сырья, так и по горнотехническим условиям эксплуата­ции;

- забалансовые (некондиционные) — те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента и т.д., но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

По экономической классификации природные ресурсы де­лятся:

- на ресурсы материального производства, в том числе промыш­ленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сель­ского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые расте­ния и промысловые животные);

- ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого по­требления (питьевая вода, дикорастущие растения и промы­словые животные) и косвенного (например, использование зе­леных насаждений и водоемов для отдыха населения).

Существуют и другие классификации природных ресурсов.

Наши рекомендации