Цели и задачи дальнейшего развития городских телекоммуникаций
Основная цель дальнейшего развития городских телекоммуникаций - повышение уровня благосостояния городского населения и качества жизни до уровня крупнейших городов высокоразвитых стран мира. Удовлетворение потребности органов городского управления, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы в информации и современных услугах связи. Создание стимулирующих условий для развития городских телекоммуникаций и обеспечения их конкурентного преимущества на российском рынке.
Система регулирования городского телекоммуникационного рынка должна обеспечить решение двух задач: развитие телекоммуникаций в интересах обеспечения потребностей всех слоев населения в базовых телекоммуникационных услугах и эффективного воздействия на городскую экономику, повышение инновационной активности предприятий телекоммуникационного сектора г. Москвы, их восприимчивости к новейшим разработкам в сфере телекоммуникаций.
Система мероприятий
Для удовлетворения информационно - телекоммуникационных потребностей органов управления, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий.
1. Учитывая высокую зависимость связи от технико-технологического уровня основных компонентов информационно-индустриального комплекса экономики, для преодоления технико-технологического отставания Москвы от уровня ведущих стран разработать подпрограмму поддержки и финансирования развития информационных технологий, определяющих стратегические направления научно-технического прогресса.
2. Разработать механизмы обеспечения государственной поддержки развития технологий телекоммуникаций со стороны городских властей за счет:
- совершенствования налоговой политики;
- налогового стимулирования разработки и освоения техники связи;
- бюджетного кредитования фирм, ведущих стратегические исследования и разработки в области новейших ИКТ.
3. Исключить возрождение монополизма в развитии городских телекоммуникаций и создать условия для свободной конкуренции при сохранении государственного контроля за данным сегментом рынка.
4. Поддерживать инвестиционную привлекательность телекоммуникационного бизнеса Москвы;
5. Создать условия для гарантированного доступа к базовым услугам телекоммуникаций (обычная телефония, как перспективная цель – доступ к услугам Интернет) социально незащищенных слоев населения;
6. Создать условия и разработать необходимые нормативные документы, обязывающие застройщиков при возведении новых жилых и офисных знаний оснащать их современной кабельной инфраструктурой.
Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия
Повышение уровня благосостояния городского населения и качества жизни за счет удовлетворения потребности органов городского управления, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы в информации и современных услугах связи.
Ресурсы подпрограммы
Источниками финансирования Программы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные и благотворительные фонды, а также средства негосударственного предпринимательского сектора.
Организационное обеспечение
Реализацию и контроль за выполнением мероприятий подпрограммы возлагается на существующие органы городского управления.
Поддержка и развитие контент-индустрии г. Москвы
Постановка проблемы
Москва – всемирно признанный центр науки, культуры и образования, генератор информационных ресурсов мирового значения, однако неразвитость контент-индустрии не позволяет наладить экспорт самого выгодного товара – информации и сдерживает развитие собственной экономики, науки и образования. Неэффективно используются культурные ресурсы Москвы, многие кратко живущие информационные события (спектакли, концерты, выставки, фестивали) не документируются и не сохраняются для потомков (иначе как в рецензиях). Совершенно не используются возможности и преимущества московского образования и науки по производству образовательного и научного содержания, особенно для экспорта, в то время как московские педагогические и научные школы до сих пор пользуются уважением в мире.
Москва занимала и занимает лидирующие положение в стране в сфере производства и распространения массовой информации. Это, прежде всего, относится к электронным СМИ – телевидению и радио. В Москве действуют около полутора десятков телеканалов, более 20 радиостанций, причем в их число входят все крупнейшие национальные медиа-компании. В 2001 г. были в основном преодолены последствия кризиса 1998 г., объем рекламного рынка по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств в 2001 г. вырос на 54% и достиг $1730 млн. (по другим оценкам 1200 млн.) долларов, из которых на телевидение приходилось 480 млн. Причем основные рекламные бюджеты приходятся на центральные СМИ.
Вторым по значимости средством массовой информации являются газеты. В Москве в 2000 г. издавалось более 677 газет (почти 12% от общероссийского их количества, что давало при этом почти 53% общего разового тиража всех российских газет). Около половины издаваемых в Москве газет (333) являются общероссийскими, им принадлежит более 2/3 общего тиража московских газет. Российский рынок рекламы в газетах достиг в 2001 г. 310 млн. долларов.
Наиболее перспективные и быстроразвивающиеся формы представления и распространения информации – CD-ROM издания и Интернет. С финансовой точки зрения объем этой деятельности пока не очень значителен, но ситуация быстро меняется. Объем продаж информации, представленной в Интернете, оценивался в 5 млн. долларов в 1998 г. Объем рынка рекламы в интернете по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств вырос в 2001 г. на 67% и составил 4 млн. долларов.
Развитие СМИ как наиболее значимого сектора контент-индустрии осложняется целым рядом проблем:
- Недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческих.
- Непрозрачность отношений СМИ с коммерческими структурами и государством, затрудняющая развитие СМИ как обычных бизнес-проектов.
- Проблемы достоверности информации об аудитории, тиражах СМИ и других статистических данных о СМИ (проблемы измерения аудитории, тиражного аудита и т.п.).
- Диспропорция российского рынка в сторону государственных компаний.
Одна из острых проблем развития печатной контент-индустрии – состояние системы распространения печатной продукции, которая формирует сегодня одну из наиболее затратных частей бюджета СМИ. Два основных канала распространения - подписка и розница имеют серьезные проблемы, которые препятствуют успешному и динамичному развитию издательского бизнеса:
- Недостаточная конкуренция на рынке подписки, низкое качество доставки подписных тиражей (в первую очередь по срокам).
- Непрозрачность системы распространения для издателей, отсутствие рычагов управления конечной подписной ценой издания и розничным ценообразованием.
- Отсутствие достоверной статистики системы распространения.
- Барьеры для выхода новых изданий на рынок создаваемые распространителями.
- Отсутствие стандартных технических требований к розничным торговым точкам.
При реализации политики Москвы по отношению к СМИ необходимо исходить из того, что базирование и успешное развитие в городе всероссийских и городских средств массовой информации (прежде всего, телевидения) очень выгодно Москве. Это обеспечивает ей выполнение функций информационной, идеологической и политической метрополии, формирует важный сектор экономики города, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров.
Для реализация экономических возможностей контент-индустрии Москвы необходимо разработать и реализовать специальную подпрограмму развития отрасли, ориентированную на поддержку электронных СМИ, печатных и CD-ROM изданий, контент-индустрии в интернете и др. В рамках этой подпрограммы необходимо также разработать комплекс мероприятий по развитию системы распространения печатной продукции.
Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для развития конкурентоспособной контент-индустрии г. Москвы, а также поддержка размещения на электронных носителях культурного наследия г. Москвы.
Мероприятия подпрограммы
1. Разработка подпрограммы развития контент-индустрии г. Москвы, которая должна включать:
- Мероприятия по формированию благоприятных условий для дальнейшего развития системы московских электронных издательств.
- Систему мер для стимулирования экспорта информационных ресурсов московских производителей.
- Мероприятия по борьбе с пиратством и защите авторских прав производителей и владельцев информационных ресурсов.
- Разработку новых правил и нормативных документов финансовой поддержки СМИ органами власти (на конкурсной основе, в виде грантов и инвестиций) и их косвенного (налогового) стимулирования.
- Мероприятия по поддержке процессов информатизации в СМИ.
- Введение налоговых льгот для электронной торговли информацией.
- Осуществление мероприятий противодействия незаконному распространению контент-продукции.
2. Формирование системы государственного заказа московским производителям на социально-значимый контент на электронных носителях. Финансирование оцифровки и размещения на электронных носителях культурно-исторического наследия города.
3. Создание системы бесплатных или частично бесплатных (для системы московского образования, для некоммерческого использования и т. п.) культурных и образовательных ресурсов.
4. Разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию в Москве системы информационной поддержки распространения печатной и аудиовизуальной продукции.