Мероприятия по реализации программы
Для достижения целей необходима разработка и реализация программы развития городского законодательства в информационной сфере. В ходе этой работы должны быть реализованы следующие мероприятия:
- Создание реестра действующих нормативных актов (всех уровней), регулирующих сферу ИКТ;
- Проведение правовых исследований и формирование перспективного плана разработки и изменения законодательства в сфере информатизации и связи;
- Разработка и внесение от имени органов власти г. Москвы предложений по рационализации и коррекции федерального законодательства в области информации и связи;
- Внесение изменений в действующие нормативные акты г. Москвы в области информации и связи;
- Разработка и принятие новых законодательных актов г. Москвы.
Ожидаемые результаты
Основными результатами реализации подпрограммы являются:
- Повышение эффективности деятельности органов городской власти;
- Создание условий постоянного повышения правовой грамотности горожан;
- Устранение неопределенности и неоднозначности в применении законодательных актов разного уровня;
- Создание стабильной и полноценной системы правовых актов, направленных на обеспечение вхождения г. Москвы в информационное общество;
- Законодательное закрепление прав граждан на информацию и базовые информационно-коммуникационные услуги.
Ресурсное обеспечение
Реализация подпрограммы предполагается как на основе использования бюджетного финансирования законопроектных работ в г. Москве, так и привлечения финансовых и иных (материальных, трудовых, информационных) ресурсов заинтересованных коммерческих, научных, общественных и иных организаций.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение выполнения подпрограммы возлагается на уполномоченный орган управления информатизацией г. Москвы. Экспертная поддержка работ осуществляется в рамках функционирования соответствующей секции Экспертного совета Программы, а также общественного экспертного совета Московской городской Думы по проблемам развития информационного общества.
Раздел 1.2. Общесистемное обеспечение городской информационно-коммуникационной инфраструктуры
Среда электронного взаимодействия
Постановка проблемы
За последние годы в Москве проделан большой объем работ в области разработки общесистемного обеспечения городской информационной инфраструктуры, в том числе:
- Разработан системный проект развития общегородской информационной системы;
- Утверждены общемосковские классификаторы улиц и территориальных единиц;
- Начат процесс интеграции информационных систем на межкомплексном уровне, например, информационных систем Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города и Комплекса экономической политики и развития, Комплекса имущественно-земельных отношений, Комплекса социальной сферы;
- Разрабатывается единая государственная картографическая основа г. Москвы с целью создания условий для эффективного управления развитием городского хозяйства и оперативного решения задач жизнеобеспечения города с использованием автоматизированных информационных технологий в интересах всех комплексов городского управления;
- Создан и ведется реестр городских информационных ресурсов и систем.
К настоящему времени городскими структурами, в основном, завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. В Москве был создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины, тогда как практически отсутствуют городские информационные системы в области культуры и образования, системы информационного обеспечения населения. Особую проблему представляет собой многообразие существующих в городе систем – федеральных, городских, находящихся в совместном ведении, корпоративных и персональных.
В то же время, следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем городского управления и местного самоуправления, неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. До сих пор не определен порядок организации взаимодействия имеющихся в городе информационных систем, отсутствует комплекс стандартов и протоколов, определяющий характер этого взаимодействия, что препятствует их сетевой интеграции.
Одной из наиболее важных задач является сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами.
Для обеспечения унификации, информационной безопасности, снижения стоимости владения ресурсами необходимо осуществить переход к использованию в городских информационных системах легально приобретенного типового ПО, преимущественно отечественной разработки.
Общесистемное обеспечение требует разработать (или выбрать из числа существующих) стандарты представления данных и метаданных информационных ресурсов, предоставляемых в общее пользование.
Требуется обеспечить разработку и применение в соответствии с выбранными стандартами механизмы интеграции:
- Программных интерфейсов взаимодействия между приложениями;
- Программных интерфейсов взаимодействия между приложениями и средой, в которой они функционируют);
- Программных интерфейсов и протоколов взаимодействия между системными программными средствами промежуточного слоя;
- Программных и аппаратных интерфейсов взаимодействия между разными платформами, на которых реализованы и функционируют приложения, в гетерогенной сетевой среде;
- Программных интерфейсов между компонентами внутри приложений (если используется перспективная компонентная технология разработки приложений).
При этом разработке (или выбору из числа существующих) подлежат: стандарты архитектуры информационных систем; стандарты электронного обмена данными между системами; стандарты метаописаний информационных объектов; стандарты услуг телекоммуникационной инфраструктуры. Требуется установить, какие нормативно-технические требования должны быть предъявлены к информационным системам городского управления, подлежащим интеграции.
Работы по общесистемному обеспечению в рамках данной подпрограммы, кроме общих вопросов интеграции систем, указанных выше, должны охватывать нормативно-техническую поддержку систем, создаваемых в рамках каждого раздела Программы.
Кроме того, необходимо предусмотреть в рамках данной подпрограммы работы по общесистемному обеспечению развития современной телекоммуникационной инфраструктуры г. Москвы.
Цели и задачи подпрограммы
Основные цели подпрограммы:
- Унификация нормативных актов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия компонентов ИКТ.
- Разработка и реализация механизмов взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением на основе широкомасштабного использования ИКТ (далее – Среды электронного взаимодействия), унифицированных стандартов представления данных и метаданных, протоколов сетевого взаимодействия.
- Обеспечение общесистемного единства программно-технологических и методологических решений и снижение затрат на проектирование и содержание городских информационных систем.
Основные задачи:
- Анализ существующих подходов к построению и использованию инфраструктуры, обеспечивающей процессы электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением;
- Разработка правовых, организационных, проектно-технических и методических решений по созданию и функционированию общегородской среды электронного взаимодействия;
- Разработка сегментированной модели функциональных услуг и комплексной архитектуры общегородской среды электронного взаимодействия;
- Создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки сетевых сервисов, обеспечивающих функционирование среды электронного взаимодействия;
- Реализация пилотных проектов, имеющих максимальный социально-экономический эффект, по обеспечению взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением в рамках среды электронного взаимодействия;
- Локализация и поддержка свободного ПО, принятого в качестве стандартного для московских городских систем.