Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи»
Приведенный в Программе анализ проблемы бедности и предложенные меры по сокращению ее масштабов носят в основном характер широко известных обобщений этого вопроса. Отмечается в частности, что в круг бедных попадает значительная доля работающих граждан, многодетные и неполные семьи, семьи с большим числом иждивенцев, а также то, что в территориальном разрезе бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах и т.д.
В качестве важнейшего направления предложено совершенствование работы по развитию различных форм социальной помощи и социальной защиты, что, вне всякого сомнения, правильно.
В то же время, при определении стратегических задач государства в среднесрочной перспективе предложенный подход представляется недостаточным и по своему характеру является пассивным.
Осуществление, развитие и совершенствование программ адресной социальной помощи, безусловно, полезно и необходимо в комплексе мер по искоренению бедности и нищеты.
Однако в нынешних условиях они по своему потенциалу не в состоянии переломить ситуацию, так как нацелены на борьбу со следствием (высоким уровнем бедности значительной части – более 50% - трудоспособного населения), а не с причиной (заниженной оплатой труда).
За рамками предложенных действий Правительства Российской Федерации остались наиболее значимые и эффективные меры, связанные с механизмами оценки вложенного труда, развития социального страхования и совершенствования методов перераспределения доходов населения с помощью налоговой и бюджетной системы.
По мнению известных ученых и экспертов в этой сфере, ключевыми факторами, в определяющей мере влияющими на значимое сокращение масштабов бедности, является активная государственная политика по повышению занятости на рынке труда и достойная заработная плата.
Главным направлением существенного сокращения масштабов российской бедности должна стать разработка и реализация комплекса мер по переходу от политики социального вспомоществования и социальной поддержки к активной трудовой политике, позволяющей реализовать возможности качественного, творческого и достойного труда.
Важно отметить, что во многих развитых странахразработаны и реализуются национальные программы борьбы с бедностью. Они включают в себя масштабные мероприятия по созданию рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, профессиональной переподготовки безработных по перспективным профессиям, осуществлению превентивных мер, направленных на предотвращение безработицы, особенно в отношении групп наибольшего риска, например, персонала предприятий-банкротов, низкоквалифицированных работников, женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
В этой связи предлагается разработать и осуществить национальную программу борьбы с бедностью. В качестве методологической основы данной программы целесообразно применить современные концептуальные подходы по совершенствованию государственной политики в социальной сфере и систему индикаторов, которые с 2004 года разрабатываются Минфином России в качестве методического инструментария для разработки нормативной правовой базы бюджетного проектирования. Они включают такие подходы, как «бюджетирование, ориентированное на результат» и систему «минимальных подушевых норм, нормативов и стандартов по отдельным категориям граждан».
Важной законодательной мерой при определении государственной социальной политики в сфере снижения масштабов бедности является принятие проекта федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (№ 22040-4), срок принятия которого истек в 2004 году. Между тем данная задача не поставлена в проекте Плана действий на 2005 год.
Что касается вопроса о комплексной реабилитации и возвращения к полноценной жизни инвалидов на основе развития реабилитационных центров, реабилитационной индустрии и разработки для каждого инвалида индивидуальной программы реабилитации (с.47 проекта), то эти задачи были поставлены Правительством России еще в середине 90-х годов.
Их решение сдерживается из-за отсутствия необходимого финансирования названные выше мер. Более того, за годы перестройки значительно сократилась занятость инвалидов, а в случае успешной реабилитации необходима еще профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов, создание для них специальных рабочих мест, приспособление социальной инфраструктуры к потребностям лиц с ограниченными возможностями.
В настоящее время эти задачи делегированы субъектам Российской Федерации и вряд ли будут решены в обозримое время из-за дефицита финансовых средств. А если учесть последствия «монетизации» льгот для инвалидов, то ситуация с точки зрения сокращения бедности инвалидов выглядит безнадежной.
Предлагается увеличить расходы на реализацию мер по трудовой реабилитации инвалидов за счет федерального бюджета.
В проекте Программы задача сокращения бедности семей сводится к профилактике детской безнадзорности и беспризорности и социальной реабилитации таких семей, созданию инновационных моделей устройства детей из неблагополучных семей и детей сирот, социальной реабилитации лиц, отбывших срок лишения свободы, наркоманов и алкоголиков.
Между тем проблема значительно сложней. Среди бедных семей с детьми много полных семей с двумя работающими родителями, получающими низкую зарплату, семей безработных, сельских семей, многодетных и неполных семей.
Необходимо разработать программы социальной реабилитации для каждой из этих категорий семей. Причем, самое главное – это создание бедным семьям условий для их самообеспечения на трудовой основе.
Предусмотренная в проекте Плана разработка в 2005 году Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей до 2010 года (Национального плана действий в интересах детей до 2010 года) ведется уже с 2000 года и морально устарела. Кроме того, анализ выполнения предыдущего Национального плана действий на период до 2000 года показывает его декларативный характер и неэффективность как инструмента государственной политики в отношении детей.
Необходима разработка конкретных мер по созданию новой инфраструктуры социализации детей в условиях рыночной экономики.
Представляется важным использовать для выработки государственной социальной политики повышения качества жизни и разработки программы борьбы с бедностью набор современных методов и показателей. Так, в настоящее время мировым сообществом активно применяется набор показателей, по которым государство должно оценивать уровень и динамику благосостояния населения. Важнейшими из них являются:
1. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП = ВВП на душу населения + уровень образования + средняя продолжительность жизни), который интегрирует в себе уровень экономического развития и качественные уровни жизни населения (образование и здоровье), а также дополняющий его показатель индекс нищеты населения;
2. Качество жизни (КЖ) и качество трудовой жизни (КТЖ), которые объединяют массив показателей по широкому кругу направлений социальной политики: доходов населения, условий труда, социального обеспечения, медицинской помощи и т.д., объединяющих в единую картину несколько десятков разновидностей индикаторов состояния жизнеобеспечения населения и работающих.
3. Величины коллективных и социальных благ, которые предоставляются корпорациями, муниципальными образованиями, региональными и федеральными учреждениями (услуги в таких областях как образование, здравоохранение, семейный отдых и т.д.).
4. Оценка финансовых ресурсов для социальной сферы с точки зрения простого и расширенного воспроизводства населения и его работающих категорий.