Основные методы, цели и задачи структурной перестройки

Преодоление глубокого и затяжного кризиса требует усиления роли государства в организации структурных преобразований эконо­мики. На новом этапе реформы государство намерено активно приме­нять весь арсенал методов, используемых в рыночной экономике:

- организационно-экономические (институциональные);

- нормотворчество;

- бюджетное регулирование;

- монетарные методы;

- стимулирование деловой активности посредством изменения структуры социальных расходов и доходов населения.

На современном этапе эти методы подчиняются решению следую­щих приоритетных задач.

Институциональные изменения должны быть подчинены прежде всего повышению эффективности и конкурентоспособности отечествен­ных предприятий. С этой целью государство поощряет конкуренцию на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку предприятиям и крупным межотраслевым комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции на миро­вом рынке.

Процесс нормотворчества направлен в первую очередь на систем­ное правовое обеспечение развития российской экономики и интег­рацию ее в мировое экономическое пространство. Отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с междуна­родными соглашениями по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), соглаше­ниями с международными валютными и финансовыми организациями (МВФ, Мировым банком) и др. Основное внимание Правительства должно быть направлено на законодательное обеспечение гарантий прав собственности и инициативной деятельности предпринимателей, конкретизацию основ федерализма, создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы, совершенство­вание и укрепление системы исполнения судебных решений. Должны быть созданы также правовые механизмы реформирования имуществен­ных, земельных, жилищных и трудовых отношений.

Бюджетное регулирование должно обеспечить стабилизацию государственного бюджета и сбора налогов при ограничении нормы налоговых изъятий. Решение этой проблемы имеет ключевое значение для повышения инвестиционной активности и структурной перестройки. Задачу увеличения сбора налогов приходится решать в условиях низкого уровня производства и ограниченных финансовых возможно­стях большинства предприятий за счет тех резервов, которые имеются в пресечении уклонения от уплаты налогов.

Монетарные методы нацелены на преодоление кризиса неплатежей и стабилизацию финансового положения предприятий. Для этого необходимо сократить бюджетный дефицит и заимствования государ­ства на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию. В то же время в денежном обороте страны должно быть сокращено наличие иностранной валюты, количество которой, как уже отмечалось, сопоставимо с рублевой денежной массой. Для укрепления доверия к национальной валюте требуется стабилизировать ее курс, предложить инструменты для вложения рублей более выгодные, чем вложения в доллары. При наличии этих условий становится возможным снизить уровень реальных процентных ставок, удешевить кредит и направить возрастающую часть финансо­вых ресурсов на пополнение оборотного капитала предприятий производственной сферы.

Стимулированию деловой активности предприятий производст­венной сферы, подъему их экономики будет способствовать последовательное освобождение их от бремени содержания объектов социальной сферы, укрепление договорной и финансовой дисциплины. Повышению престижа, высококачественного эффективного труда должно содействовать преодоление негативной тенденции к снижению доли заработной платы в структуре доходов населения. Особо нуждающимся, малообеспеченным гражданам должны быть предоставлены пособия в соответствии с формируемой системой государственных минимальных социальных стандартов. Обеспечение роста доходов и потребления населения в программе Правительства провозглашается главной социальной задачей.

Структурные изменения экономики происходят объективно под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Проводя взвешенный, научно обоснованный политический курс, государство направляет эти изменения в определенное русло. Учитывая особенности состояния экономики и актуальные потребности развития общества в обозримой перспективе, Правительство РФ наметило следующие цели структурных преобразований:

1. Достижение к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5 % в год. Обеспечение высоких темпов роста инве­стиций, необходимых для динамичного развития экономики и струк­турных преобразований.

2. Осуществление институциональных преобразований, необходи­мых для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспе­чивающих гарантии прав собственности, справедливую конкуренцию, регулирование естественных монополий, укрепление законности и правопорядка.

3. Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в произ­водстве и экспорте. Повышение на этой основе эффективности и кон­курентоспособности предприятий. Сокращение доли неэффективных производств.

4. Рост реальных доходов и потребления населения, существен­ное продвижение в борьбе с бедностью.

Наши рекомендации