Основные методы, цели и задачи структурной перестройки
Преодоление глубокого и затяжного кризиса требует усиления роли государства в организации структурных преобразований экономики. На новом этапе реформы государство намерено активно применять весь арсенал методов, используемых в рыночной экономике:
- организационно-экономические (институциональные);
- нормотворчество;
- бюджетное регулирование;
- монетарные методы;
- стимулирование деловой активности посредством изменения структуры социальных расходов и доходов населения.
На современном этапе эти методы подчиняются решению следующих приоритетных задач.
Институциональные изменения должны быть подчинены прежде всего повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий. С этой целью государство поощряет конкуренцию на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку предприятиям и крупным межотраслевым комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции на мировом рынке.
Процесс нормотворчества направлен в первую очередь на системное правовое обеспечение развития российской экономики и интеграцию ее в мировое экономическое пространство. Отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с международными соглашениями по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашениями с международными валютными и финансовыми организациями (МВФ, Мировым банком) и др. Основное внимание Правительства должно быть направлено на законодательное обеспечение гарантий прав собственности и инициативной деятельности предпринимателей, конкретизацию основ федерализма, создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы, совершенствование и укрепление системы исполнения судебных решений. Должны быть созданы также правовые механизмы реформирования имущественных, земельных, жилищных и трудовых отношений.
Бюджетное регулирование должно обеспечить стабилизацию государственного бюджета и сбора налогов при ограничении нормы налоговых изъятий. Решение этой проблемы имеет ключевое значение для повышения инвестиционной активности и структурной перестройки. Задачу увеличения сбора налогов приходится решать в условиях низкого уровня производства и ограниченных финансовых возможностях большинства предприятий за счет тех резервов, которые имеются в пресечении уклонения от уплаты налогов.
Монетарные методы нацелены на преодоление кризиса неплатежей и стабилизацию финансового положения предприятий. Для этого необходимо сократить бюджетный дефицит и заимствования государства на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию. В то же время в денежном обороте страны должно быть сокращено наличие иностранной валюты, количество которой, как уже отмечалось, сопоставимо с рублевой денежной массой. Для укрепления доверия к национальной валюте требуется стабилизировать ее курс, предложить инструменты для вложения рублей более выгодные, чем вложения в доллары. При наличии этих условий становится возможным снизить уровень реальных процентных ставок, удешевить кредит и направить возрастающую часть финансовых ресурсов на пополнение оборотного капитала предприятий производственной сферы.
Стимулированию деловой активности предприятий производственной сферы, подъему их экономики будет способствовать последовательное освобождение их от бремени содержания объектов социальной сферы, укрепление договорной и финансовой дисциплины. Повышению престижа, высококачественного эффективного труда должно содействовать преодоление негативной тенденции к снижению доли заработной платы в структуре доходов населения. Особо нуждающимся, малообеспеченным гражданам должны быть предоставлены пособия в соответствии с формируемой системой государственных минимальных социальных стандартов. Обеспечение роста доходов и потребления населения в программе Правительства провозглашается главной социальной задачей.
Структурные изменения экономики происходят объективно под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Проводя взвешенный, научно обоснованный политический курс, государство направляет эти изменения в определенное русло. Учитывая особенности состояния экономики и актуальные потребности развития общества в обозримой перспективе, Правительство РФ наметило следующие цели структурных преобразований:
1. Достижение к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5 % в год. Обеспечение высоких темпов роста инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и структурных преобразований.
2. Осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивающих гарантии прав собственности, справедливую конкуренцию, регулирование естественных монополий, укрепление законности и правопорядка.
3. Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте. Повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий. Сокращение доли неэффективных производств.
4. Рост реальных доходов и потребления населения, существенное продвижение в борьбе с бедностью.