Денежно-кредитная политика. ЦБ РФ, цели деятельности, задачи, функции, инструменты. Таргетирование, трансмиссион-ный механизм, реформирование банковского сектора

Политика Банка России с 2011 г. претерпела ряд существенных качественных изменений. Среди наиболее значимых новаций можно назвать фактический отказ от вмешательства ЦБ РФ в процесс рыноч- ного ценообразования на валютном рынке1 . Ставка по краткосрочным операциям РЕПО стала основным инструментом денежной политики. Вместе с операциями постоянного действия по предоставлению и аб- сорбированию ликвидности недельные операции РЕПО на аукционной основе образуют так называемый процентный коридор, посредством которого Банк России управляет денежным рынком. Помимо этого, вышла на первый план задача стабилизации инфляции на низком уров- не. Таким образом, за последние годы Банк России сделал решитель- ные шаги по изменению модели своей денежно-кредитной политики. К сожалению, указанные реформы в сфере денежно-кредитной политики проходят в чрезвычайно неблагоприятных макроэкономи- ческих условиях. Падение цен на нефть, повышение геополитических рисков и введение в отношении российских заемщиков ограничений в плане доступа на международные рынки капитала осложняют внедрение новых мер денежной политики. В такой непростой ситуации действия регулятора должны быть особенно взвешенными и продуман- ными. Чрезмерно рестриктивная денежная политика может подтолк- нуть экономику к рецессии, а слишком мягкая угрожает попаданием в ловушку стагфляции на долгие годы. Здесь возникают вопросы о выборе приоритетов денежно-кредитной политики, а также о степени ее жесткости. Стратегические задачи Банка России Стратегические задачи, стоящие перед Банком России, определяются текущей стадией развития российской экономики. Россия — вполне типичный представитель группы стран с формирующимся рынком (emerging markets), для которых характерны определенные структур- ные особенности. Во-первых, такие страны обладают большим потен- циалом долгосрочного экономического роста. Они способны устойчи- во развиваться темпами, существенно превосходящими темпы роста в развитых странах. Во-вторых, им присуща низкая эффективность институциональной среды в самом широком смысле. Это проявляется не только в слабости национальной финансовой системы и ее сильной зависимости от конъюнктурных потоков капитала, но и в невысоком качестве государственного управления, что выражается в отсутствии должной бюджетной и монетарной дисциплины. Российской экономике также свойственна сильная зависимость от сырьевого экспорта, что делает ее особенно чувствительной к конъюнктурным шокам на глобальном рынке углеводородов. В подобных условиях перед денежными властями стоит непростая задача — обеспечить наиболее полное раскрытие потенциала экономического роста с учетом ограничений и рисков, характерных для стран с формирующимся рынком. С нашей точки зрения, для решения данной задачи денежные власти должны сконцентрировать усилия на трех направлениях: — обеспечить устойчиво низкие и предсказуемые темпы инфляции; — содействовать развитию финансового сектора; — поддерживать устойчивость финансового сектора в условиях высокой волатильности потоков капитала. Особенности институциональной среды в странах с формирующимся рынком обсуждаются в: Обеспечение устойчиво низких и предсказуемых темпов инфляции Перейти к низкой инфляции и устойчиво поддерживать ее на дан- ном уровне исключительно за счет мер денежного сжатия нельзя. Хотя сдерживание монетарной экспансии — необходимое условие достижения устойчиво низкой инфляции, но ключевую роль играет фактор фиксации3 инфляционных ожиданий, для чего требуется реальная независимость денежных властей от исполнительной власти. Центральный банк может эффективно подавлять инфляцию, если у экономических агентов сформированы ожидания низких темпов роста цен в долгосрочной перспективе. В такой ситуации инфляционные всплески будут рассматриваться экономическими агентами как временные, следовательно, они с высокой вероятностью не будут провоцировать длительные периоды повышенных темпов роста цен, что даст возможность денежным властям сдерживать подобные всплески без агрессивного и болезненного для экономики ужесточения денежной политики. Чтобы экономические агенты были рационально уверены в том, что в долгосрочной перспективе динамика покупательной способности национальной валюты будет стабильной, ЦБ должен быть свободен от выполнения функций, вступающих в противоречие с его основной целью. Главным источником давления на него с целью смягчить денежную политику в этой ситуации становятся фискальные власти. В результате вместо повышения налоговой нагрузки или мер по увеличению эффективности бюджетных расходов власти облагают экономических агентов инфляционным налогом. В этом случае на денежные власти фактически возлагаются фискальные функции, вступающие в противоречие с основной задачей монетарной политики, которая состоит в поддержании устойчиво низкой инфляции. В мировой практике конфликт между задачами фискальной и монетарной политики разрешается через формальное отделение ЦБ от исполнительной власти и наделение его необходимой автономией. Однако наличие формальной независимости денежных властей, предусмотренной действующим законодательством большинства раз- витых стран и стран с формирующимся рынком, не всегда означает их реальную независимость, что, в свою очередь, транслируется в низкое доверие к проводимой монетарной политике и повышенные инфляционные ожидания. Следовательно, эффективная фиксация инфляционных ожиданий возможна, если денежные власти реально независимы от правительства, а экономические агенты уверены, что монетарная политика действительно автономна от фискальной. Обеспечить подобную уверенность исключительно административными мерами невозможно. Она может сложиться только в результате накопления опыта, когда рыночным агентам станет очевидно, что ЦБ действует независимо не только де-юре, но и де-факто. Чтобы накопить соответствующий репутационный капитал, требуются не только время, В мировой литературе используется англоязычный термин «anchoring», то есть «заякорение», «привязка». но и активные усилия денежных властей, направленные на повышение прозрачности их политики для рыночных игроков. Не последнюю роль играет и согласованность действий различных экономических властей. Поскольку ЦБ устанавливает уровень процентной ставки, его действия заметно влияют на бюджетную политику, особенно в области управления государственным долгом. Поэтому для ЦБ важно не только научиться взаимодействовать с участниками рынка, но и обеспечить эффективное сотрудничество с министерством финансов, не допуская при этом смешения фискальных и монетарных функций. Еще одним важным фактором, определяющим действенность денежной политики, то есть ее способность удерживать инфляцию в установленном диапазоне, выступает эффективность трансмиссионного механизма, предполагающая, что управляющие воздействия ЦБ (изменение ключевой ставки, валютные интервенции и публичные заявления его руководства) приводят к предсказуемой реакции финансового и реального секторов экономики, а динамика цен меняется в желаемом направлении. Если финансовые институты недостаточно развиты, то посылаемые ЦБ сигналы будут искажаться и не достиг- нут своей цели, как следствие, итоговая результативность политики денежных властей окажется низкой. В развитых странах удается удерживать инфляцию в достаточно узких рамках, но в странах с формирующимся рынком наблюдается повышенная волатильность инфляции. Это объясняется в том числе и разным качеством их трансмиссионных механизмов. Таким образом, наличие структурированного развитого финансового сектора выступает необходимым условием достижения устойчиво низких темпов роста цен. Движение в этом направлении выступает важнейшей задачей для центрального банка, особенно если в его функции входят надзор и контроль за развитием финансовых рынков. Содействие развитию финансового сектора Роль финансового сектора в обеспечении экономического роста велика, и от того, насколько эффективно он трансформирует сбережения в инвестиции, в конечном счете зависят как сами темпы экономического роста, так и их устойчивость. Центральный банк как регулятор банковского сектора должен содействовать развитию финансового сектора. Во-первых, он может участвовать в подготовке и обновлении законодательной базы, чтобы включать возникающие финансовые инновации в легальное поле, делать их доступными для широкого круга участников и контролировать связанные с ними риски, а также осуществлять общее совершенствование законодательства. Во-вторых, ЦБ за счет эффективного регулирования и требований к раскрытию информации способен повысить устойчивость финансового сектора 4 В некоторых странах ЦБ регулирует не только денежное обращение, но и деятельность широкого круга финансовых институтов. Например, Банк России осуществляет надзор за финансовыми рынками и страховыми компаниями. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика и укрепить взаимное доверие между банками, инвесторами и конечны- ми заемщиками, что усиливает стимулы к инвестициям и содействует экономическому росту. В-третьих, ЦБ может стимулировать конкуренцию в банковском секторе, что также вносит вклад в экономическое развитие, удешевляя фондирование инвестиционных проектов. Свою роль в развитии финансового сектора как фактора экономического роста играет и достижение устойчиво низкой инфляции. Высокая и волатильная инфляция искажает стимулы к инвестициям в долгосрочные инструменты, поскольку высока неопределенность будущей реальной отдачи от подобных инвестиций. Это удорожает привлечение долгосрочного финансирования и укорачивает горизонт планирования. В таких условиях финансовый сектор не выполняет своей основной функции посредника, осуществляющего качественный отбор инвестиционных проектов и трансформацию краткосрочных сбережений в долгосрочные инвестиции. Возникновение «длинных» денег и становление финансового сектора как элемента экономической системы, который обеспечивает финансирование проектов с длительным сроком окупаемости, позволяют полнее раскрыть потенциал экономического роста, которым обладают страны с формирующимся рынком. Для этого необходима устойчивая покупательная способность национальной валюты. Поддержание устойчивости финансового сектора в условиях высокой волатильности потоков капитала Финансовый сектор, с одной стороны, играет роль кровеносной системы в экономике, и поэтому кризисы в нем приводят к большим потерям благосостояния. С другой стороны, в странах с формирующимся рынком он в силу недостаточной развитости оказывается особенно уязвимым к различным макроэкономическим шокам. Среди наиболее опасных для таких стран шоков можно выделить конъюнктурные ко- лебания цен на товары сырьевого экспорта и резкий разворот потоков капитала. Эти шоки приводят к значительным движениям обменного курса и могут закрыть доступ на международные финансовые рынки для внутренних экономических агентов, вызвав кризисы ликвидности и платежеспособности. В таких условиях центральному банку как регулятору финансового сектора важно сфокусироваться на трех аспектах. Во-первых, регулятор должен следить за тем, чтобы несогласованность между временной и валютной структурами активов и пассивов финансовых институтов не становилась чрезмерной. Подобный дисбаланс делает финансовый сектор очень чувствительным к колебаниям обменного курса и конъюнктуре глобального рынка капитала. Во-вторых, ЦБ должен контролировать уровень обеспеченности рискованных активов капиталом. На определенном этапе это может стать фактором, ограничивающим кредитование, а значит, и экономический рост, однако позволит смягчить последствия обесценения данных активов при неблагоприятном развитии событий и, возможно, предотвратит масштабный кризис в финансовом секторе. В-третьих, ЦБ должен осуществлять мониторинг состояния финансового сектора в целом с учетом взаимосвязей различных групп финансовых институтов (коммерческие и инвестиционные банки, взаимные фонды, пенсионные фонды, страховые компании и т.  д.). При этом особое внимание следует уделять рискам, связанным с деятельностью небанковских и системно значимых финансовых институтов.





Структурная политика. Сущность, значение в системе госу-дарственных мероприятий. Виды структур национальной эко-номики. Основные цели, задачи и направления государственной структурной политики. Методы структурной политики.

Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функциони­рование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структур­ной политики государства.

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструк­туры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и мало­обеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Как пока­зано в предыдущих темах, рыночный механизм сам нуждается в совер­шенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.

Свое воздействие на пропорции национальной экономики госу­дарство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфиче­скими условиями жизни людей.

Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроиз­водственные (микроэкономические), межгосударственные, международ­ные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, произ­водства товаров и производства услуг, производства средств произ­водства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и регио­нальными комплексами.

В результате широкомасштабных процессов приватизации в нашей стране сформировалась многоукладная экономика, в этих условиях большую значимость имеют соотношения и связи между двумя крупными секторами национального хозяйства: государственным и частным.

Деятельность государства по регулированию структуры националь­ного хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основа­тельности решаемых проблем — настратегическую и тактическую.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика — совокупность приемов и методов, с помощью которых ре­шаются стратегические замыслы и задачи.

Высшей целью структурной политики является обеспечение сба­лансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновес­ное), безкризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структур­ной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

На предыдущем этапе рыночных реформ в экономике страны прои­зошли серьезные качественные изменения. В основном завершена либерализация цен и хозяйственных связей. Достигнута сбалансирован­ность на рынке потребительских товаров. Осуществлена массовая при­ватизация предприятий, более 70 % валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. Достигнуто ощутимое снижение инфляции. Российская экономика стала преимущественно рыночной. Страна выходит из трудной фазы глубокого кризиса, охватившего ее с 1990 г.

Начался новый этап реформ. По замыслу правительства, основ­ное содержание этого этапа заключается в структурной перестройке экономики и возобновлении на этой основе экономического роста.

Смысл структурной перестройки состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяю­щих требованиям рыночной экономики производств, которые преоблада­ли до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей увеличится, других снизится, отражая формирование новой структуры, приспособленной к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности. Будут происходить изменения и в территориальном размещении производства и торговли. Возможно усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономиче­ского развития, что потребует принятия соответствующих мер.

Специфика структурной перестройки в России определяется рядом факторов, прежде всего исходным состоянием структуры народного хозяйства, а также характером сил и условий, которые будут ока­зывать воздействие на содержание преобразований.

Наши рекомендации