Определение резервов снижения себестоимости продукции.
Для снижения затрат большое значение имеет бухгалтерский учет и анализ по центрам затрат и по центрам ответственности. Центр затрат - это объект отнесения затрат, где аккумулируются затраты, связанные с одной или несколькими функциями и определенными видами деятельности. Центр ответственности - это организационное подразделение, возглавляемое управляющим, ответственным за величину затрат. Анализ отчетных данных по центрам затрат позволяет сделать заключение о том, насколько и в каком центре ответственностивысоки издержки и чем это вызвано. Управление затратами по центрам ответственности предполагает включать в смету те затраты, по которым обеспечивается нормирование, планирование и учет затрат. Выделение центра затрат по отдельным подразделениям может происходить по разным признакам: организационной структуре, оборудованию, выполняемым операциям и функциям.
Для лучшей организации учета по местам возникновения затрат необходимо тщательно детализировать затраты, чтобы затраты, учитываемые в данном, месте являлись для него прямыми. Организация такого учета на предприятиях пищевой промышленности дает возможность усилить контроль за формированием затрат, оперативно получать информацию об об их целесообразности, а также обоснованности распределения косвенных расходов по носителям затрат.
При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения чаще всего используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Возможно применение следующих экономических факторов:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
Резерв снижения материальных затрат (РМЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий можно определить следующим образом:
РМЗ = (УР1 – УР0) * VВПпл * Цпл
УР0, УР1 – расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий; Цпл – плановые цены на материалы.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
Экономию затрат по оплате труда (РЗП) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения (УТЕ0) и после внедрения (УТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТ) и на количество планируемых к выпуску изделий (VВПпл):
РЗП = (УТЕ1 - УТЕ0) * ОТпл * VВПпл
При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости может происходить в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.
3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительную экономию на условно-постоянных расходах предлагается определять по формуле
ЭП = (Т * ПС) / 100,
где ЭП - экономия условно-постоянных расходов
ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году
Т - темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом.
4. Улучшение использования природных ресурсов. Этот фактор может включать в себя изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
31. Задачи анализа финансовых результатов. Источники информации.
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего эффекта, создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются внешние финансовые обязательства предприятия перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. Получение прибыли является непосредственной целью деятельности предприятий.
Прибыль - один из основных хозяйственных показателей работы предприятия. С его помощью определяют уровень рентабельности, то есть прибыльности, эффективности функционирования предприятия. Если собственные расходы предприятия больше, чем денежные поступления от реализации, то оно несет убытки. Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставят хозяйственный субъект в критическое финансовое положение.
Основные задачи анализа:
- Систематический контроль за формированием финансовых результатов.
- Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты.
- Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины.
- Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности.
- Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Представление об эффективности работы предприятия даёт бухгалтерская (финансовая) отчётность. Это совокупность определённых форм отчётности, составленных на основе данных бухгалтерского учёта. Финансовая отчётность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость, платёжеспособность фирмы и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений.
По данным отчётности определяются потребности в финансовых ресурсах, оценивается эффективность структуры капитала, даются прогнозы финансовых результатов.
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учёта по счетам результатов, ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчёт о финансовых результатах», ф. №3 «Отчёт об изменениях капитала», ф.№4 «Отчет о движении денежных средств».
Методы анализа финансовых результатов:
Горизонтальный – сравнение каждой позиции с предшествующим периодом.
Вертикальный (структурный) – структура итоговых финансовых показателей с выделением удельного веса каждой позиции.
Факторный анализ – позволяет выявить влияние отдельных факторов с помощью различных приемов исследования.
Сравнительный (пространственный) – внутри предприятия (по подразделениям) и вне предприятия (с конкурентами).
Предприятие, исходя, из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину прибыли за счет оптимизации объемов производства и издержек.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику, выполнение плана за период. При изучении динамики учитываются инфляционные факторы изменения суммы прибыли.
Необходимо основательно изучать факторы изменения каждой составляющей балансовой прибыли:
- прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг),
- прибыль от прочей реализации (продажа ОФ или выпуск побочной продукции),
- прибыль от внереализационных операций (доходы от долевого участия в других предприятиях, арендная плата).
32. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения её суммы.
Основные задачи анализа прибыли от реализации.
- оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины;
- влияние и измерение действий различных факторов на прибыль;
- оценка возможных резервов роста прибыли.
Прибыль от реализации может быть рассчитана как разница между выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию.
П= VРПобщ * Удi (Цi – Сi)
На прибыль от реализации оказывают влияние четыре фактора:
¨ Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации продукции происходит уменьшение суммы прибыли.
¨ Уровень цен (прямо пропорционально связан с изменением прибыли: чем выше цены, тем больше прибыль и наоборот).
¨ Себестоимость продукции (обратная зависимость с суммой прибыли: увеличение себестоимости снижает прибыль и наоборот).
¨ Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объёме её реализации, то сумма прибыли возрастёт, а при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Анализ прибыли от реализации проводят путем сопоставления фактических и базисных (плановых) данных; показателей в динамике; количественной оценки влияющих факторов.