В узком смысле торговлей называют переговорный процесс прихода к соглашению о существенных условиях сделки.
Торговля как вид деятельности относится к посредническим услугам, она рассматривается как вспомогательное звено при движении товаров от производителей к покупателям.
Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.
Международная торговля– это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда, сосредоточения производства определенных продуктов в отдельных странах с целью их последующей продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт.
Если раньше основной предпосылкой международной торговли была неравномерность распределения ресурсов между различными странами, то сегодня все большее значение приобретают различия в эффективности использования ресурсов, применяемых технологиях.
Развитие международной торговли:
• позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;
• расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;
• обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;
• расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);
• ведет к углублению специализации производства и на этой основе повышению эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.
Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Основные отличия внешней торговли от внутренней:
• товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны; • при расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют; • внешняя торговля подвержена большему государственному контролю нежели внутренняя; • большее число покупателей и большее число конкурентов.
Мировую торговлю характеризуют обычно с точки зрения ее объемов, темпов роста, географической (распределение товарных потоков между отдельными странами, регионами) и товарной (по видам продукции) структуры.
На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказывают влияние:
• углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
• НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;
• активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;
• либерализация международной торговли;
• развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межстрановых барьеров, формирование зон свободной торговли и др.
Особенностью современной мировой торговли с точки зрения ее географии является увеличение взаимной торговли между развитыми странами – большая часть мирового товарооборота – это торговля между США, Западной Европой и Японией. Высокими темпами растет в мировом товарообороте доля Азиатско-тихоокеанского региона. Среди отдельных стран наибольший товарооборот приходится на долю США (28% мировой торговли), затем идут Германия, Япония, Франция, Великобритания.
В структуре мирового товарооборота абсолютно преобладают готовые изделия (70%) и только 30% приходится на долю сырья и продовольствия. (Для сравнения: в первой половине XX века более 60% товарооборота приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива.) Наиболее высокими темпами растет мировой обмен средствами связи, электронной техникой, компьютерами, комплектующими товарами, узлами и деталями.
Наряду с товарами мировая торговля включает в себя обмен услугами транспорта, связи, туризма, строительства, страхования и т.п. Следует отметить беспрецедентный рост торговли услугами. Обмен услугами на мировом рынке растет в два раза быстрее, чем обмен товарами.
16. ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
СУЩНОСТЬ
Одной из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики является нарастание процессов транснационализации.
ß
Транснационализация рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний в сфере услуг и их выхода за национальные границы отдельных стран, ведущий к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для этой тенденции характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение средств иностранных банков и др.
ß
В этом процессе основной движущей силой выступают ТНК.
ТНК – это интегрированная организационная структура, использующая в своей деятельности международный подход и предполагающая формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.
ТНК является системно ориентированной организацией, осуществляющей свою основную деятельность и планирование. Она может интегрировать конкурентные преимущества и использовать различия финансовых условий разных стран. Действуя в неоднородной финансовой среде, ТНК имеют преимущества перед компаниями, работающими в пределах только одной страны.
ТНК И ИХ РОЛЬ
- ТНК, наращивая экономическую мощь и оказывая все большее влияние на международные экономические отношения и мировую экономику в целом, становятся на данном этапе ее развития важнейшими экономическими субъектами в мировой системе хозяйствования. ТНК принадлежат комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются.
- ТНК обладают большими возможностями воздействия на экономику стран пребывания. Операции между подразделениями ТНК, расположенными в разных странах, представляют собой существенную часть внешнеторговых оборотов и расчетов даже крупных западных стран. Глобализация деятельности корпораций позволяет им переводить из страны в страну в своих интересах огромные ресурсы.
- ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний). Они также определяют пропорции экономики страны базирования головной компании и экономики принимающих стран.
- Важной особенностью внутрикорпорационной торговли является вовлечение через интернальные (внутренние рынки- торговля в рамках одной ТНК между филиалами и дочерними компаниями) рынки в международную торговлю многочисленных мелких фирм, которые выступают субподрядчиками и подрядчиками ТНК. То есть ТНК выполняют роль связующих звеньев между многими фирмами, не имеющими доступа на мировой рынок.Кроме того интернальные рынки ТНК способствуют развитию внутрирегиональной торговли, так как филиалы ТНК значительную часть потребностей в деталях и комплектующих удовлетворяют за счет поставок из материнской компании. Важной тенденцией также является формирование в составе ТНК специализированных дочерних компаний, которые предоставляют специфические услуги (например, менеджмент компании).
- НО! Вместе с тем ТНК оказывают противоречивое влияние на развитие международной торговли. Так, распределение ролей в международном разделении труда, диктуемое ими, часто закрепляет неравенство партнеров и ассиметричность их возможностей на мировом рынке.
ПОКАЗАТЕЛИ
60% всех ТНК заняты в сфере материального производства;
37% - услуги,
3% -сельское хозяйство и добывающая промышленность.
Основные отрасли: электроника и электротехника, химическая, фармацевтика, автомобили, нефтедобыча и нефтепереработка, пищевая промышленность.
Лидеры в торговле:
- ТНК США;
- ТНК Китая;
- ТНК Японии;
- ТНК ЕС( в частности Великобритания и Франция)
50% мирового товарооборота – доля ТНК.
40% мировой торговли приходится на внутрикорпорационный обмен.
50 % мировой торговли.
67 % внешней торговли.
Под контролем ТНК находится:
90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды,
85% — рынка меди и бокситов,
80% — рынка чая и олова,
75% — сырой нефти, натурального каучука и бананов.
+ более 80% торговли высокими технологиями. Образуя единую сеть, транснациональный капитал владеет 1/3 всех производственных фондов и производит почти 1/2 общепланетарного продукта.
+ При этом все больший объем двусторонней торговли приходится на предприятия одних и тех же ТНК, расположенных в разных странах (около 40% всей торговли). Производство автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, ЭВМ, самолетов, различных станков и т. д., сконцентрированных на предприятиях в США, Канаде, Западной Европы, Японии, Латинской Америке, контролируются одними и теми же ТНК, которым выгодна организация специализированного и диверсифицированного производства на мировом уровне. Такая специализация производства, не учитывающая национальные границы государств, предполагает создание собственной торговосбытовой сети на базе одной или группы взаимосвязанных ТНК, действующих во многих странах.
17. Международная торговля услугами.
Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуги включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей.
Выделяется четыре способа международной торговли услугами:
1. Трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу. Ее пересекает только услуга (например, юридическая консультация из-за границы по телефону).
2. Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны (например, выезд за границу на учебу).
3. Торговое присутствие продавца в стране предоставления услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (например, приезд из-за границы врача для лечения больного).
4. Присутствие на территории данной страны физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга предоставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя (например, приезд из-за границы персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране).
Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
1) услуги для бизнеса;
2) строительные услуги;
3) услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);
4) дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);
5) транспортные услуги;
6) финансовые услуги;
7) образовательные услуги;
8) услуги здравоохранения;
9) туристические услуги;
10) рекреационные услуги;
11) услуги по охране окружающей среды;
12) услуги, в другом месте не классифицированные.
Для либерализации и регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
18. Роль ПИИ в мировой экономике
Одним из способов получения дохода в условиях нынешней экономической ситуации являются прямые инвестиции в экономики других стран.
Прямое иностранное инвестирование (ПИИ) – это вид вложений иностранного капитала в тот или иной инвестиционный проект внутри страны с развивающейся экономикой, характеризующийся контролем инвестора или его агентов за деятельностью организации-владельца проекта. Потребность в иностранных инвестициях характерна в основном для развивающихся стран, потому как позволяет им получить не только прибыль в бюджет, но и новые технологии.
Хорошим примером такого инвестирования является инвестор, желающий прироста своих накоплений и ищущий пути увеличения своего капитала. В процессе этого поиска этот инвестор выбирает какую-либо растущую компанию в другой стране и покупает ее акции. Таким образом и осуществляется прямое иностранное инвестирование. При этом таковым считается не только первоначальная покупка акций, но и последующие операции, проводимые инвестором с компанией.
Хотя примером послужили акции, но чаще всего инвестирование принимает другую форму – компания-инвестор открывает на иностранной территории дочернее предприятие, филиал или же совместную компанию.
Прямыми инвестициями также можно назвать следующие способы вложений:
1.Формирование филиала компании на территории другой страны с нуля;
2.Превращение в дочернюю компанию/филиал покупкой или поглощением другой компании;
3.Покупка прав собственности на некоторые виды имущества: земля, природные богатства и прочее;
4.Передача интеллектуальной собственности во владение: технологии производства или ноу-хау;
5.Выкуп доли в уставном капитале компании посредством покупки акций или паев для контроля за ее деятельностью.
Выгода от ПИИ: стране и компании реципиентам дается новый толчок в наращивании темпов развития, а для инвестора увеличение доходности и диверсификация капиталов.
+ Дополнительные ресурсы, полученные компанией в процессе инвестирования, позволяют обновить ей основные фонды и провести модернизацию технологий - > повешение конкурентоспособности продукта (создание нового). Все это даст компании возможность нарастить свою доходность и захватить большую долю рынка.
Государство в ПИИ
Государство также понимает значительную выгоду для себя из привлечения прямых иностранных инвестиций, вполне естественно приложение усилий с его стороны для обеспечения их притока и создания безопасных условий. Поэтому стимулирование притока иностранных инвестиций государством осуществляется по нескольким направлениям:
1.Предоставление государственных гарантий. Осуществляется это за счет донесения до инвестора официальными лицами о лояльном отношении к нему законодательства страны и отсутствие преград для инвестирования (от политических рисков и стихийных бедствий)
2.Предоставление льгот для инвесторов. Могут быть налоговыми, административными, таможенными и т.д. (упрощенная процедура регистрации, низкая ставка налога, налоговые каникулы, отсутствие валютных ограничений и многое другое).
3.Страхование государством инвестиционных капиталов.
4.Содействие в процессах урегулирования споров и многое другое.
Кроме локального уровня, стимулирование ПИИ осуществляется и в международном формате. Для этого заключаются различные межгосударственные договоры и соглашения, направленные на улучшение климата инвестирования и упрощения самой процедуры, а также для урегулирования отношений между инвестором и объектом инвестиций.
Для облегчения процесса инвестирования также создаются международные фонды прямого инвестирования. Они становятся посредниками между пулом инвесторов и компаниями-реципиентами, уменьшая тем самым бремя инвестора по контролю за процессом инвестирования. Фонды эти закрытые и не публичные, так как информация об их действиях может вызвать волнения на рынках. Принимая от инвестора заранее согласованную сумму средств, компания направляет их в проекты с инвестиционным горизонтом в 5-10 лет.
В процессах глобализации мировой экономики международные потоки инвестиционного капитала играют более значительную роль в сравнении с международной торговлей товарами и услугами. Уже не требует доказательств, что устойчивое экономическое развитие стран невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного использования преимуществ от привлечения прямых иностранных инвестиций. ПИИ превратились в преобладающий фактор в системе международных связей. Число участников рынка растет за счет добавления развивающих стран и переходных экономик или стран с вновь созданными рынками. Все больше стран становится привлекательными для ПИИ, но главным достижением этих стран является появление национальных ТНК, способных конкурировать на зарубежных рынках.
Международному движению капиталов способствует то, что в конце ХХ в. широкое распространение получили унифицированные нормы государственного регулирования инвестиционных процессов. Они действуют в соответствии с международными двусторонними и многосторонними договорами, а последние - под эгидой международных экономических организаций, например Всемирной торговой организации (ВТО). Однако говорить о формировании на мировом рынке глобального инвестиционного права, действующего по одинаковым правовым принципам и нормам, было бы пока преувеличением.