Организационно – экономические основы деятельности социальных служб
Социальная служба - это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят: государственные (федеральные, региональные); муниципальные (местные); смешанные (государственно-общественные); частные и службы других форм собственности.
К основным видам социального обслуживания относятся: материальная помощь (денежная и продуктово-товарная); социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; предоставление временного приюта; консультативная помощь по различным направлениям; реабилитационные услуги и т.д. Условно их подразделяют на две группы: общепрофильные и специализированные.
Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работников. Источниками финансирования социальных служб являются: нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня; поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки; средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ; финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и муниципальных программ; дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни; доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы; благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций и иные способы фандрайзнга.
3.3.3. Порядок определения расчетно – нормативных затрат на оказание государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания
Определение расчётно-нормативных затрат на оказание государственной услуги производится методом определения затрат по двум вариантам:
- на единицу объёма оказания государственной услуги;
- в целом на оказание всего объёма государственной услуги, при этом агрегированная формула должна предусматривать пересчёт затрат на единицу объёма оказания государственной услуги.
Нормативные затраты на выполнение государственного задания определяются как сумма по всем государственным услугам произведения норматива затрат на оказание одной государственной услуги на количество единиц оказания этой государственной услуги.
При расчёте стоимости государственной услуги не учитываются капитальные затраты на развитие учреждений, реконструкцию и модернизацию основных фондов, капитальное строительство зданий и сооружений, монтаж новых систем пожарной и охранной сигнализации, приобретение оборудования, так как они формируются на основании разработанного плана мероприятий целевых программ.
Расчётно-нормативные затраты на оказание государственной услуги содержат следующие нормативы: норматив затрат на оплату труда с начислениями; норматив затрат на выплаты социального характера; норматив затрат на приобретение услуг связи; норматив затрат на приобретение транспортных услуг; норматив затрат на арендную плату за пользование движимым имуществом; норматив затрат на приобретение расходных материалов, используемых для оказания государственной услуги;
норматив прочих затрат, влияющих на стоимость оказания государственной услуги (оплата услуг по проведению анализов сторонними организациями, типографские услуги, услуги в области информационных технологий, повышение квалификации работников, подписка на периодическую печать и др.); норматив на содержание движимого имущества; норматив на содержание недвижимого имущества государственных бюджетных учреждений (зданий, помещений, сооружений); норматив на оплату налогов (налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, налог на загрязнение окружение среды, налог за пользование водными ресурсами и др.);