Выявление признаков незаконных действий
Выявление незаконных действий (бездействия), имеющих признаки состава преступления, влекущие за собой уголовную ответственность, обычно основной целью проведения финансового аудита не являются, однако инспекторы обязаны включать факторы риска, связанного с возможным нарушением уголовного законодательства, в свою работу по оценке рисков и отслеживать их при выполнении контрольных действий.
Если при проведении финансового аудита инспекторы сталкиваются с фактами несоответствия требованиям, указывающими на признаки незаконных действий (бездействия), они действуют так, чтобы не создать препятствий в деятельности правоохранительных и судебных органов при проведении ими проверки выявленных фактов.
Инспектору следует иметь в виду, что может иметь место сговор между руководством объекта контроля, сотрудниками или третьими лицами либо фальсификация документов в целях сокрытия незаконных действий (бездействия).
Если подозрение в незаконных действиях (бездействии) возникает во время проведения финансового аудита, инспекторы действуют в соответствии с требованиями подраздела 5.1 стандарта финансового контроля СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
Обращение об указанных фактах в соответствующие правоохранительные органы Счетной палатой осуществляется в порядке, установленном подпунктом 6.4.3 стандарта финансового контроля СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
Общие вопросы оценки доказательств и оформление акта о результатах финансового аудита
Перед составлением акта о результатах финансового аудита инспекторы оценивают, являются ли полученные доказательства достаточными и надлежащими, с тем чтобы сократить риски финансового аудита.
Полученные доказательства оцениваются инспекторами с учетом их значимости в целях выявления фактов несоответствия установленным требованиям.
Инспекторам следует оценивать, существует ли на основании полученных доказательств уверенность в том, что информация по предмету финансового аудита по всем существенным вопросам соответствует нормам и требованиям законодательства.
Инспекторы, оценивая, что является существенным несоответствием требованиям, учитывают обстоятельства конкретного дела, а также количественные и качественные характеристики соответствующих финансовых и хозяйственных операций или вопросов.
Для определения, является ли несоответствие требованиям существенным или нет, во внимание принимаются следующие факторы:
- значимость соответствующих цифровых показателей (денежные суммы, иные количественные показатели, например, длительность просрочек и т.д.);
- обстоятельства;
- характер несоответствия;
- причина несоответствия;
- возможные результаты и последствия несоответствия;
- актуальность соответствующих программ (например, являются ли они объектом значительного интереса со стороны общества и т.п.);
- потребности и ожидания законодательного органа, населения и иных пользователей отчета;
- масштаб или финансовое выражение несоответствия требованиям.
В ходе оценки доказательств и формулирования результатов проверки допускается получение письменных объяснений от сотрудников объектов контроля в подтверждение доказательств, полученных инспекторами.
Общий порядок формирования доказательств приведен в стандарте финансового контроля СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
Работа на объекте финансового аудита завершается обобщением и оценкой результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию государственных доходов и использованию бюджетных средств, а также составленной отчетности для их отражения в акте проверки.
В акте проверки наряду с определенными соответствующим стандартом положениями приводится перечень форм отчетности, которые изучались и проверялись на определенную дату, указывается период, за который составлена эта отчетность, а также излагаются результаты проверки.
По результатам проверки инспектор фиксирует в акте, насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности отвечает требованиям законодательства Российской Федерации.
Общий порядок составления акта по результатам контрольного мероприятия приведен в подразделе 5.3 стандарта финансового контроля СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".