Прогнозирование финансовой отчетности по бюджетному методу

Бюджет – годовой финансовый план коммерческой организации. Он является формализованным изложением намерений руководства в отношении продаж, расходов и других финансовых действий на предстоящий год. Бюджет является как инструментом планирования, так и инструментом контроля: в самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности организации в будущем. С помощью компьютерной технологии составление бюджета может быть полезно в оценке различных вариантов «что – если». Такой анализ облегчает руководству поиск наилучшего образа действий среди альтернатив. Если руководству не понравится что-то в прогнозной финансовой отчетности, оно может изменить запланированные предполагаемые действия и решения.

               
    Прогнозирование финансовой отчетности по бюджетному методу - student2.ru
 
  Прогнозирование финансовой отчетности по бюджетному методу - student2.ru
 
    Прогнозирование финансовой отчетности по бюджетному методу - student2.ru
 
   
Расчёт бюджета капитальных вложений

Рис. 2.1. Блок-схема бюджетирования в коммерческой организации

Как правило, общий (главный) бюджет организации включает два основных элемента: текущий бюджет и финансовый бюджет. В состав текущего бюджета входят прогноз продаж (план сбыта), производственный план со всеми сметами затрат и прогнозный отчет о прибылях и убытках. Финансовый же бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и прогнозного бухгалтерского баланса.

Блок-схема бюджетирования в коммерческой организации представлена на рис. 2.1.

К основным этапам бюджетирования относятся:

1. Подготовка прогноза продаж. Продажи прогнозируются по всем видам выпускаемых изделий как в стоимостном, так и в натуральном выражении на основании имеющихся договоров на поставку продукции, маркетингового анализа, анализа безубыточности и анализа производственной мощности коммерческой организации. Здесь же определяется кредитная политика организации на предстоящий год и рассчитывается график поступления денежных средств от продаж с помесячной разбивкой.

2. Формирование производственного плана и расчет смет затрат. Производственный план формируется исходя из прогноза продаж в натуральном выражении с учетом имеющихся остатков готовой продукции на начало прогнозного года и необходимости создания переходящих запасов готовой продукции на следующий за ним год. На основании производственного плана рассчитываются сметы прямых и косвенных затрат, а также определяются косвенные расходы и, в конечном итоге, прогнозируется полная себестоимость товарной и реализованной продукции. Здесь определяется потребность в сырье и материалах и формируется график платежей, связанных с текущей деятельностью организации с помесячной разбивкой.

3. Расчет бюджетов денежных средств и капитальных вложений.

Бюджет денежных средств коммерческой организации, как правило, формируется с помесячной разбивкой и состоит из четырех следующих разделов:

1) денежных поступлений, включающего в себя остаток денежных средств на начало прогнозного года, поступления денежных средств от покупателей и прочие денежные поступления;

2) выплат, содержащего все денежные платежи, запланированные на прогнозируемый год;

3) излишка или дефицита денежных средств, который показывает разницу между первым и вторым разделами, а также содержит остаток денежных средств на конец прогнозного года;

4) финансового, в котором предусматривается покрытие дефицита денежных средств (отрицательного итога третьего раз-дела) за счет различных источников внешнего финансирования (кредитов, займов, эмиссии ценных бумаг коммерческой организации).

На основании бюджета денежных средств может быть сформирован прогнозный отчет о движении денежных средств.

Если организация предполагает осуществлять в предстоящем году инвестиционную деятельность, то формируется бюджет капитальных вложений, отражающий направления долгосрочного инвестирования и определяющий источники финансирования долгосрочных инвестиций организации.

4. Прогнозирование отчета о прибылях и убытках. Прогнозный отчет о прибылях и убытках рассчитывается на основании прогнозов продаж и себестоимости с учетом предполагаемых операционных доходов и расходов, внереализационных доходов и расходов, а также необходимости обслуживания внешних источников финансирования. В ходе расчета определяются пред-полагаемые суммы налогов, которые необходимо выплатить в предстоящем году, которые необходимо учесть во втором разделе бюджета денежных средств. Это определяет необходимость взаимоувязки бюджета денежных средств и прогнозного отчета о прибылях и убытках.

5. Прогнозирование бухгалтерского баланса. Прогнозный бух-галтерский баланс разрабатывается путем корректировки статей бухгалтерского баланса за предшествующий (отчетный) год с учетом всех прогнозных данных, полученных на предыдущих этапах бюджетирования.

Прогнозирование бухгалтерского баланса может быть дополнено составлением прогнозных отчета об изменениях капитала и приложения к бухгалтерскому балансу.

Бюджетный метод является наиболее точным и подробным методом финансового прогнозирования деятельности коммерческой организации, однако, он достаточно трудоемкий и используется, как правило, на средних и крупных промышленных предприятиях.

Составление прогнозного бухгалтерского балансапо методу процента от продаж

Метод процента от продаж, обладающий преимуществами простоты и лаконичности, требует предварительной оценки некоторых будущих расходов, активов и обязательств в виде процента от продаж в течение предстоящего периода. Затем полученные данные, выраженные в процентах, с учетом за-планированных объемов продаж используются для составления прогнозных бухгалтерских балансов.

Методика прогнозирования бухгалтерского баланса по методу процента от продаж состоит в следующем:

1. Переменные расходы, оборотные активы и краткосрочные обязательства при наращивании выручки (нетто) от продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, что и оборотные активы, и краткосрочные обязательства будут составлять в прогнозируемом периоде прежний процент от выручки (нетто) от продаж.

2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания выручки (нетто) от продаж с учетом технологии производства, а также наличия неиспользуемых или используемых не в полной мере основных средств на начало периода прогнозирования, степенью их физического и морального износа и т. п.

3. Остальные внеоборотные активы (т.е. за исключением основных средств), как правило, берутся в прогноз неизменными.

4. Долгосрочные обязательства берутся в прогноз неизменными.

5. Элементы собственного капитала: уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, добавочный капитал, резервный капитал, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов – берутся в прогноз неизменными.

6. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом прогнозируемых нормы прибыли и нормы распределения чистой прибыли на дивиденды:

НПР∗ = НПР + ВРн∗ ⋅ Нпр∗ ⋅ (1 – Нр∗), (2.88)

где НПР*, НПР – нераспределенная прибыль на конец и начало периода прогнозирования соответственно;

ВРн*⋅ – прогнозируемая выручка (нетто) от продаж;

Нпр∗ – прогнозируемая норма прибыли (соотношение чистой прибыли и выручки (нетто) от продаж);

Нр* – прогнозируемая норма распределения чистой прибыли на дивиденды.

7. Подсчитав все, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами – это и будет требующаяся сумма дополнительного внешнего финансирования (ДВФ), которая может быть определена двумя способами:

7.1. Исходя из предыдущих расчетов:

ДВФ = ΣА∗ – ΣП∗, (2.89)

где ΣА* – сумма спрогнозированных активов;

ΣП∗ – сумма спрогнозированных пассивов (включая нераспределенную прибыль).

7.2. С помощью формулы

ДВФ = ТУА – СУО – УНП = (А / ВРн)⋅ΔВРн –

– (О / ВРн)⋅ΔВРн – ВР*н⋅ ⋅ Нпр∗ ⋅ (1 – Нр⋅), (2.90)

где ТУА – требуемое увеличение активов;

СУО – спонтанное увеличение обязательств;

УНП – увеличение нераспределенной прибыли;

А, О – сумма активов и обязательств отчетного периода, привязанных к выручке (нетто) от продаж в процентном отношении, соответственно;

ВРн – выручка (нетто) от продаж отчетного периода;

ВРн⋅ – прогнозируемая выручка (нетто) от продаж;

Нпр⋅ – прогнозируемая норма прибыли (соотношение чистой прибыли и выручки (нетто) от продаж);

Нр⋅ – прогнозируемая норма распределения чистой прибыли на дивиденды;

ΔВРн – изменение выручки (нетто) от продаж (ВРн⋅ – ВРн).

Равенство результатов, полученных с помощью (2.89) и (2.90), может рассматриваться в качестве косвенного свидетельства правильности всех предыдущих расчетов.

Главное преимущество метода процента от продаж состоит в том, что он прост и недорог при использовании. Однако при его применении исходят из того, что предприятие работает на полную мощность и, следовательно, не имеет внутрипроизводственных ре-зервов для обеспечения планируемого увеличения объема продаж, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном внеш-нем финансировании. Этот метод должен применяться с особой осторожностью, если предприятие такие резервы имеет. В целом, он менее точен, чем предыдущий, однако, позволяет получать довольно надежные результаты, что делает возможным его использование преимущественно в малом и среднем бизнесе.

Наши рекомендации