Выбор объекта исследования, формулировка конкретной темы дипломного проекта и структуризация работы

При выполнении дипломного проектирования в качестве объекта исследования целесообразно определять места прохождения производственной (или преддипломной) практики. Лишь при выполнении дипломных проектов по исследованию макроэкономических или общеотраслевых проблем в качестве объекта рассматриваются отрасль или народное хозяйство в целом.

Наиболее ценными являются дипломные проекты, выполненные по заявкам предприятий, научных учреждений, коммерческих банков или иных предпринимательских структур. Стремиться к обеспечению такого рода заявок на дипломное проектирование должны прежде всего те студенты, которые после завершения образования будут работать в этих организациях и учреждениях.

Конкретные темы дипломных проектов должны соответствовать профилю специальности по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Темы дипломных проектов формулируются за счет заявок на дипломное проектирование со стороны предприятий, организаций, НИИ, банков, коммерческих структур, а также в рамках кафедральных планов научных исследований, предложений самих студентов, сформулированных в результате прохождения производственной практики или в ходе его студенческой научно-исследовательской работы. Окончательная формулировка темы дипломного проекта осуществляется студентом совместно с руководителем и вписывается в индивидуальное задание.

По характеру решаемых задач тематика дипломного проектирования может быть подразделена на следующие группы:

1) теоретико-методические, поискового характера работы, связанные с анализом макроэкономических, отраслевых вопросов экономической теории, совершенствования финансово-кредитной системы, ценообразования, налогообложения и т.п.;

2) прикладные, связанные с решением конкретных организационно-экономических задач на уровне предприятий и организаций, с организацией бухгалтерского учета, анализом издержек производства, поиском резервов повышения эффективности производства, улучшения финансового состояния исследуемого объекта и т.д.

3) прогностические и проектные, связанные с разработкой инвестиционных проектов, соответствующей документации, оптимизационных моделей или программных средств для автоматизации отдельных участков производственной и экономической деятельности конкретных предприятий и т.п.

При выборе и окончательной формулировке темы дипломного проекта руководитель должен учитывать характер личности студента, его интерес к тем или иным вопросам и место его предстоящей работы в качестве дипломированного специалиста.

5. Общая структура и содержание дипломного проекта

Для переплета завершенной работы структурные элементы дипломного проекта размещаются в следующем порядке:

1. Титульный лист.

2. Задание на выполнение дипломного проекта (подписанное студентом, руководителем и заведующим выпускающей кафедры).

3. Оглавление.

4. Основные разделы дипломного проекта (введение, главы, включая таблицы и графики, выводы и предложения).

5. Текст диплома

6. Библиографический список использованных источников литературы.

7. Справки о внедрении результатов дипломного проектирования (если имеются факты внедрения в производство).

8. Приложения.

9. Текст диплома на диске, и необходимые приложения (если есть программы, написанные автором) - в отдельном конверте прикрепленном к на задней корке диплома.

К переплетенному дипломному проекту прилагаются непереплетенные отзыв руководителя и рецензия.

Представляемый к защите на заседании ГАК дипломный проект должен быть подписан самим дипломником, руководителем и иметь визу заведующего выпускающей кафедрой на титульном листе о допуске к защите.

Рекомендуемый объем дипломного проекта 90 - 110 страниц машинописного текста формата А-4, включая таблицы, диаграммы, рисунки (кроме приложений).

Образцы титульного листа, задания на выполнение дипломного проекта выдаются в электронной форме выпускающей кафедрой всем дипломникам.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений (если в них есть необходимость). Каждая глава содержит от двух до четырех параграфов, каждый из которых должен быть не менее 10 страниц. Объем приложений не ограничивается.

Введение содержит общую характеристику дипломной работы: обоснование актуальности выбранной темы, цели, задачи, практическая значимость. Также необходимо написать об объекте и предмете исследования, информационной базе. Целесообразно остановиться на методике исследования, указать, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала, каково личное участие дипломника. Объем введения около 3-5 страниц.

Далее структурно выделяются три логически взаимосвязанных уровня исследования проблемы, которые формируют главы дипломного проекта:

а) теоретико-методологическая глава;

б) эмпирическая (количественно-аналитическая) глава;

в) прикладная (конструктивная) глава.

В каждой из названных глав формируются структурные элементы следующего уровня исследования.

В теоретико-методологической главе можно выделить следующие структурные элементы, как параграфы главы: обзор литературы по теоретическим положениям и методическим подходам к решению рассматриваемой проблемы, основные экономические категории с раскрытием их содержания, критическая оценка существующих методик. Материал первого раздела должен обеспечить уточнение целей и задач исследования и позволить обосновать программу сбора информации для аналитической главы работы.

В первой теоретической главедолжны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и т.д. Необходимо дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. Можно остановиться на тенденциях развития изучаемых процессов, их особенностях на современном этапе. Уровень данных и примеров для первой главы – Россия, ведущие зарубежные страны, мировая статистика. Таблицы заимствование из литературных источников обязательно даются со ссылкой на него с указанием страниц. Необходимо широко пользоваться графиками и рисунками. Объем первой главы не должен превышать 30% всей работы.

Аналитическая вторая глава посвящается систематизации и обработке собранной информации с использованием широкого арсенала методов исследования. Структурно-логическими элементами этого раздела работы являются: оценка уровней анализируемых показателей (например, изменение уровня себестоимости, цен, рентабельности, объемов производства в динамике или по совокупности объектов), поиск и выявление скрытых тенденций в развитии экономических процессов (например, изучение характера динамики некоторых показателей путем выравнивания способом наименьших квадратов), установление закономерностей, взаимосвязей между различными показателями (оценка причинно-следственных взаимосвязей, простые и комбинационные статистические группировки и др.), выявление наиболее существенных факторов, определяющих характер выявленных тенденций и закономерностей (использование методов корреляционного и регрессионного анализа, индексного анализа и др.)

В этом разделе работы анализ строится в основном на информационном материале конкретного объекта исследования (или совокупности объектов). Анализ, как правило, должен начинаться с экономической характеристики конкретного объекта исследования и экономической среды, то есть экономических условий функционирования данного объекта, включая и специфику природно-экономических условий. Особое внимание следует обратить на качественные структурные изменения в динамике за 3-5 лет как в самом объекте, так и в экономической среде (цены на ресурсы, на продукцию, соотношения спроса и предложения и т.п.).

При разработке эмпирического раздела студент должен показать владение разнообразными научными методами исследования и умение целенаправленного их применения, проявить знание современных информационных технологий и математических методов.

Анализ эмпирического материала должен опираться на теоретические и методические положения, которые были рассмотрены в первой главе дипломного исследования. Анализ конкретных экономических вопросов на основе информации исследуемого объекта должен быть логическим продолжением теоретического раздела и иллюстрировать умение дипломника использовать экономическую теорию и научные методы для решения практических задач. При этом особое внимание следует обратить на состояние эффективности использования материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики.

Распечатки результатов расчетов, выполненных на ПЭВМ, которые превышают 1 страницу следует вынести в приложение. Объем второй главы не должен превышать 30% всей работы.

Конструктивная третья глава дипломного проекта раскрывает пути реализации вскрытых во втором разделе резервов, экономически обосновываются региональные направления совершенствования организации производства, внедрения новых технологий, форм и методов хозяйствования в условиях рынка.

Одним из наиболее важных методов обоснования перспективных направлений развития исследуемого объекта является математическое моделирование экономических процессов, позволяющее оптимизировать поведение исследуемой системы с учетом большого числа меняющихся условий.

При разработке конструктивной части дипломного проекта студент не должен ограничиваться лишь рассмотрением показателей данного исследуемого объекта. Важно изучить всесторонние связи объекта с другими предприятиями и организациями, используя систему экономических показателей.

В конструктивной части дипломного проекта необходимо дать оценку экономической эффективности проектных разработок. Весьма желателен прогноз поведения изучаемого объекта на период 3-5 лет с обоснованным на математических моделях расчетом его основных параметров. Объем третьей главы не должен превышать 30% всей работы.

Заключениедолжно содержать основные выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решенных задач, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Желательны перспективы дальнейшей разработки выбранной темы. Примерный объем заключения – 5-10% от общего объема работы.

Список использованной литературы

Целенаправленный поиск литературных источников обеспечивается благодаря предварительной структуризации проблемы и детальному раскрытию содержания темы. Исходя из целей и задач дипломного проектирования, студент совместно с руководителем составляет базу данных по всем видам источников, относящихся к рассматриваемой теме (монографии, статьи в журналах, отчеты предприятия, выбранного в качестве объекта исследования, официальные статистические ежегодники и др.)

Изучение источников целесообразно начинать с ознакомления с информационными изданиями, выпускаемыми различными центрами, службами научно-технической информации (НТИ) и научно-исследовательскими институтами, в которых можно найти сведения по всем отраслям народного хозяйства.

При работе с источниками необходимо вести картотеку, выписывая точные выходные данные литературных источников или источников информации. Это облегчит работу при окончательном оформлении библиографического списка, включаемого в дипломный проект.

Литературные источники используются для критической оценки различных подходов к решению рассматриваемой в дипломном проекте проблемы, усиления аргументации собственной позиции, применения используемых различными авторами методов анализа, уточнения границ собственного исследования и т.д. В целях точной, без искажения, передачи лаконичных определений, концепций отдельных авторов, особенно при их критике, принято использовать цитаты, взятые в кавычки. Цитирование обязательно сопровождается ссылкой на источник. Делая выписки из различных источников, необходимо делать пометки о том, в каких разделах дипломного проекта они будут использованы. При этом недопустимо дословное (без кавычек и ссылок) копирование текстов источников. Следует избегать компиляций. Ссылки на источник даются в квадратных скобках с указанием страниц в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. В описании статей обязательно указываются название журнала, год, номер и страница. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 50 источников.

Система расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать их расположению в Собрании законодательства РФ. Специальная и научная литература располагается а алфавитном порядке.

Изучение литературных источников целесообразно вести в определенной последовательности:

- поиск источников по теме дипломного проектирования и составление предварительного библиографического списка;

- просмотр выявленных источников, отсев несущественных материалов, выбор наиболее важных источников и выписка необходимой информации на карточки;

- систематизация собранного из источников материала, оценка различных теоретических положений и методических подходов, составление обобщающего обзора по литературным источникам по теме дипломного проекта. В обзоре систематизируются сложившиеся позиции различных авторов, осмысливаются собственные позиции дипломника, выявляются наиболее интересные направления исследования.

В настоящее время огромными информационными ресурсами по всем отраслям науки, техники и экономики располагает всемирная сеть Internet. При указании ссылки на сайт сети Internet, необходимо указать дату, когда информация получена. При возможности следует избегать цитирования данных из сайтов сети Internet, поскольку содержимое сайта может изменяться многократно.

Сокращенное изложение содержания первичных информационных источников можно также найти в реферативных изданиях, обычно имеющихся во всех библиотеках. Наиболее важными из таких изданий являются реферативные журналы, в систематизированном виде отражающие всю отечественную и мировую литературу по естественным и техническим наукам (издается ВИНИТИ под названием "Реферативный журнал").

В библиографическом списке указываются все виды источников, которые были в той или иной мере использованы дипломником в процессе разработки темы. По количеству и составу использованных источников можно судить об эрудиции и профессиональной ориентации дипломника. Библиографический список является неотъемлемым элементом культуры исследования и научной этики автора диплома.

Библиографический список оформляется в соответствии с Правилами оформления научных работ содержащимися в методическом наборе.

В него включаются только те источники, которые упоминаются в дипломном проекте или на которые имеются прямые ссылки. Не принято включать в список учебники, энциклопедии, справочники и научно-популярные издания.

Используемые источники целесообразно располагать в библиографическом списке по алфавиту фамилий авторов (или заглавий, если это коллективный труд – более трех авторов). В начале списка перечисляются издания на русском языке, затем иностранные источники (располагаются по английскому алфавиту).

При необходимости ссылок в самом тексте дипломного проекта на какие-либо библиографические источники необязательно приводить их полные названия, - достаточно сослаться на его номер в библиографическом списке.

Приложения помещают после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение необходимо начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой без знака №. В тексте диплома на все приложения должны быть ссылки. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Оформление дипломных проектов

проводится в соответствии сПравилами оформления научных работ содержащимися в методическом наборе

Наши рекомендации