Задолженности и выявить степень финансовых рисков
Методические указания и условия задания: Дебиторская и кредиторская задолженность представляют собой форму взаимного кредитования контрагентов. Любое предприятие должно стремиться к тому, чтобы сумма кредита, предоставляемая им своим покупателям (дебиторская задолженность), не превышала величину кредита, полученного им от своих поставщиков (кредиторская задолженность). Превышение дебиторской задолженности над кредиторской допустимо в случае, если она носит краткосрочный, а кредиторская задолженность – долгосрочный характер. Если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно и полностью расплачиваться по своим долгам с кредиторами. В противном случае возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования, что приводит к увеличению зависимости предприятия от кредиторов, а следовательно и к возрастанию угрозы финансового риска. Источников информации для расчетов являются «Бухгалтерский баланс» - форма № 1 и «Отчет о прибылях и убытках»- форма № 2 (приложения 1,2).
Таблица 12 – Динамика показателей дебиторской и кредиторской задолженности
№ | Показатели | Алгоритм расчета | 20___г. | 20___г. | Изменения (+, -) |
Оборачиваемость дебиторской задолженности | |||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | стр. 2110 ф.№2 | ||||
Дебиторская задолженность, тыс.руб. | стр.1230 ф.№1 | ||||
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | п. 1 / п. 2 | ||||
Период оборачиваемости, дн. | 360 дн. / п. 3 | ||||
Оборачиваемость кредиторской задолженности | |||||
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | стр.2120+2210+2220 Ф. №2 | ||||
Кредиторская задолженность, тыс. р. | стр.1520 ф.№1 | ||||
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | п. 5 / п. 6 | ||||
Период оборачиваемости, дн. | 360 дн. / п. 7 | ||||
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности | п. 2 / п. 6 |
Выводы:
Тема 5. Управление текущими затратами предприятия
Управленческий учет представляет собой деятельность по обеспечению руководства учетной информацией, которая необходима ему для управления предприятием с максимально возможной степенью эффективности. Установленных правил по этому поводу нет, но значимость этого вида учета все больше возрастает.
Цели управленческого учета
Управленческий учет имеет три основные цели:
· Определение затрат;
· Принятие решения;
· Планирование и контроль.
Определение затрат – это процесс сбора всей информации по затратам, который начинается при покупке материальных ресурсов, продолжается при производстве продукции и заканчивается ее сбытом. Собрав необходимую информацию о затратах, следует найти способ проанализировать общую величину затрат, чтобы достаточно точно определить индивидуальную себестоимость каждого изделия.
Принятие решения является одной из ключевых функций управления. Каждый день руководители сталкиваются с необходимостью принимать ряд решений, каждое из которых может непосредственно влиять на результаты деятельности предприятия. Очевидно, что в интересах предприятия необходимо, чтобы руководители получали нужную для этого информацию.
Однако управленческий учет может только помочь руководителям в принятии ими решения. Он не может заменить суждения и опыта, применяемого ими в этих случаях. Но он является очень полезным инструментом, помогающим в этом процессе, и хорошие руководители используют его с максимальной отдачей.
Планирование и контроль заключается в составлении планов предприятия на будущее и сравнении их с фактическими показателями. Если фактические результаты не соответствуют запланированному уровню эффективности производства, то руководство может внести в план коррективы. Простым примером планирования и контроля является составление смет, используемых на предприятиях для контроля деятельности.
Все три упомянутые выше цели управленческого учета тесно взаимосвязаны. Например, при принятии решения о производстве нового продукта, руководство предприятия рассматривает расходы на его выработку (определение затрат) и это решение (принятие решения) будет отражено в годовых сметах предприятия (планирование и контроль).
Общую систему учета на предприятии можно подразделить на две подсистемы: внешнюю – финансовую и внутреннюю – управленческую (производственную, эксплуатационную). Такое подразделение обусловлено различиями в целях и задачах внешнего и внутреннего учета.
Задание 11. Определить состав и структуру себестоимости
По видам продукции
Методические указания и условия задания:
При планировании безубыточной работы предприятия целесообразно воспользоваться методом анализа себестоимости, объемом производства и прибыли (СОП). Основными допущениями, на которых основан анализ СОП, являются следующее:
- Все затраты могут быть рассмотрены либо как постоянные, либо как переменные;
- Продажная цена единицы продукции является постоянной (то есть установленная однажды цена в расчете на единицу продукции не изменяется);
- Объем производства является единственным фактором, влияющим на изменения затрат и доходов предприятия;
- Объем продаж равен объему производства (то есть в течение рассматриваемого периода изменений в уровнях запасов не происходит);
- Ассортимент продукции на предприятии является неизменным;
- Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные вида продукции и цен на соответствующие товары.
В динамике представленных периодов определить состав и структуру себестоимости по основным видам продукции, и осуществить распределение затрат в зависимости от влияния на объем производства: на условно-постоянные и условно-переменные.
Таблица 13 – Динамика и структура себестоимости 1 ц молока
Статьи затрат | 20___г. | 20___г. | Изменения | |||
сумма, руб. | уд. вес, % | сумма, руб. | уд. вес, % | сумма, руб. | уд. вес, % | |
Затраты на оплату труда | 27,97 | 30,26 | ||||
Отчисления на социальные нужды | 3,49 | 8,83 | ||||
Корма | 45,53 | 41,99 | ||||
Электроэнергия | 5,36 | 4,73 | ||||
Нефтепродукты | 2,26 | 3,58 | ||||
Запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта | 2,46 | 2,29 | ||||
Оплата услуг и работ, выполненных сторонними организациями, и прочие материальные затраты всего: | 5,25 | 2,89 | ||||
в том числе - по зоотехническому и ветеринарному обслуживанию | 1,75 | 0,68 | ||||
Амортизация | 5,57 | 4,42 | ||||
Прочие затраты | 2,02 | 1,01 | ||||
Итого | 1198,07 | 100,00 | 1369,91 | 100,00 | Х | |
В том числе: | ||||||
- постоянные | ||||||
- переменные |
Текущие затраты всего, тыс. руб. | Х | Х | Х | |||
Выручка всего, тыс.руб. | Х | Х | Х | |||
Выручка в расчете на 1 ц продукции, руб. | 1407,95 | Х | 1430,06 | Х | Х | |
Объем реализации, ц | Х | Х | Х |
Выводы:
Таблица 14 – Динамика и структура себестоимости 1 ц прироста живой массы крупного рогатого скота
Статьи затрат | 20___г. | 20___г. | Изменения | |||
сумма, руб. | уд. вес, % | сумма, руб. | уд. вес, % | сумма, руб. | уд. вес, % | |
Затраты на оплату труда | 27,97 | 30,26 | ||||
Отчисления на социальные нужды | 3,49 | 8,83 | ||||
Корма | 45,53 | 41,99 | ||||
Электроэнергия | 5,36 | 4,73 | ||||
Нефтепродукты | 2,26 | 3,58 | ||||
Запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта | 2,46 | 2,29 | ||||
Оплата услуг и работ, выполненных сторонними организациями, и прочие материальные затраты всего: | 5,25 | 2,89 | ||||
в том числе - по зоотехническому и ветеринарному обслуживанию | 1,75 | 0,68 | ||||
Амортизация | 5,57 | 4,42 | ||||
Прочие затраты | 2,02 | 1,01 | ||||
Итого | 8905,72 | 100,00 | 9425,71 | 100,00 | Х | |
В том числе: | ||||||
- постоянные | ||||||
- переменные |
Текущие затраты всего, тыс. руб. | Х | Х | Х | |||
Выручка всего, тыс. руб. | Х | Х | Х | |||
Выручка в расчете на 1 ц продукции, руб. | 7541,17 | Х | 7789,02 | Х | Х | |
Объем реализации, ц | Х | Х | Х |
Выводы:
Таблица 15 – Динамика и структура себестоимости 1 ц зерна
Статьи затрат | 20___г. | 20___г. | Изменения | |||
сумма, руб. | уд. вес, % | сумма, руб. | уд. вес, % | сумма, руб. | уд. вес, % | |
Затраты на оплату труда | 15,97 | 15,37 | ||||
Отчисления на социальные нужды | 1,99 | 4,48 | ||||
Амортизация | 20,16 | 16,42 | ||||
Семена и посадочный материал | 17,52 | 14,57 | ||||
Минеральные удобрения | 7,80 | 6,87 | ||||
Химические средства защиты растений | 0,75 | 0,98 | ||||
Электроэнергия | 6,02 | 5,38 | ||||
Нефтепродукты | 10,39 | 10,79 | ||||
Запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта | 0,39 | 7,36 | ||||
Оплата услуг и работ, выполненных сторонними организациями, и прочие материальные затраты всего: | 13,24 | 15,59 | ||||
в том числе - по мелиорации земель, химизации почв и другим агрохимическим работам | 0,48 | 0,51 | ||||
- по ремонту техники | 3,40 | 3,26 | ||||
Прочие затраты | 5,77 | 4,19 | ||||
Итого | 584,20 | 100,00 | 611,52 | 100,00 | Х | |
В том числе: | ||||||
- переменные | ||||||
- постоянные |
Всего затраты, тыс. руб. | Х | Х | Х | |||
Выручка, всего | Х | Х | Х | |||
Выручка в расчете на 1 ц руб. | 328,65 | Х | 345,58 | Х | Х | |
Объем реализации, ц | Х | Х | Х |
Выводы:
Задание 12. Определить эффективность производства по видам продукции
Методические указания и условия задания:
Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (маржинального) (затраты – объем – прибыль). Операционный анализ – основной инструмент оперативного финансового планирования внутри предприятия, он позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от затрат, объемов производства и цены.
Ключевыми элементами операционного анализа являются:
1) Порог рентабельности;
2) Операционный (производственный) рычаг;
3) Запас финансовой прочности;
4) Безубыточный объем производства продукции.
На основании предыдущих расчетов определить эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции и построить графики зависимости общей суммы затрат и объема производства.
Таблица 16 – Оценка эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции
№ п/п | Показатели | Алгоритм расчета | Молоко | Прирост живой массы крупного рогатого скота | Зерно | |||
201_г. | 201_г. | 201_г. | 201_г. | 201_г. | 201_г. | |||
1. | Объем реализуемой продукции, ц | |||||||
2. | Цена реализации продукции за 1 ц, руб. | |||||||
3. | Выручка всего, тыс. руб. | п.1*п.2/1000 | ||||||
4. | Переменные затраты на 1 ц продукции, руб. | |||||||
5. | Переменные затраты всего, тыс. руб. | п.1*п.4/1000 | ||||||
6. | Текущие затраты всего, тыс. руб. | |||||||
7. | Постоянные затраты всего, тыс. руб. | п.6-п.5 | ||||||
8. | Валовая маржа, тыс. руб. | п.3-п.5 | ||||||
9. | Коэффициент валовой маржи | п.8/п.3 | ||||||
10. | Порог рентабельности, тыс. руб. | п.7/п.9 | ||||||
11. | Запас финансовой прочности, тыс. руб. | п.3-п.10 | ||||||
12. | Запас финансовой прочности, % | п.11/п.3*100 | ||||||
13. | Прибыль, тыс. руб. | п.11*п.9 | ||||||
14. | Производственный (операционный) леверидж | п.8/п.13 | ||||||
15. | Безубыточный объем производства продукции, ц | п.9/1000 |
Выводы:
Затраты, тыс. руб. | |||||||||||||
Количество, ц | |||||||||||||
Рисунок 1. Определение порога рентабельности