Показатели допустимой монополизации
Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размер экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность (прибыльность).
Показатели допустимой монополизации зависят от отраслевой принадлежности, от ассортимента продукции, от экономического состояния в стране и государственной политики. Одним из наиболее простых показателей является доля рынка, регулируемая монополистом на отраслевом или региональном рынке. Для различных стран эта доля колеблется от 40 до 60%. Ее определение связано с наличием на рынке товаров, не имеющих заменителей и препятствующих доступу на рынок других аналогичных товаров, от других хозяйственных субъектов. В России положение хозяйствующего субъекта является доминирующим, если его доля на рынке составляет 65%. Уровень ниже 35% не является доминирующим. Антимонопольный комитет РФ может снижать своими решениями долю участия на рынке.
За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается гражданская и уголовная ответственность — начиная от штрафа и заканчивая тюремным заключением.
Существует государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур руководствуется следующими методами нормативно-регулирующего воздействия:
· государственный заказ;
· дифференциация налогооблагаемой базы;
· льготная система налогообложения для определенных экономических субъектов;
· льготная система кредитования для развития малого бизнеса;
· государственные субсидии;
· поддержка малого бизнеса и т.д.
На рис. 10.3 представлена развернутая схема государственного антимонопольного регулирования бизнеса.
Рис.10.3. Схема антимонопольного регулирования бизнеса
Темы рефератов по дисциплине
1. Понятие бизнеса, различие взглядов в понимании бизнеса, исходя из трёх концепций (критической, позитивной, прагматической).
2. Бизнес как явление жизни общества.
3. Анализ противоречивости бизнеса в разрезе прагматической концепции.
4. Понятие о благах, виды благ.
5. Отличительные черты бизнеса от экономики.
6. Родовые признаки бизнеса, их положительные и отрицательные стороны.
7. Виды деловых интересов хозяйствующих субъектов.
8. Эгоистические и общественные цели в ведении бизнеса.
9. Понятие собственности, виды собственности.
10. Понятия «доход», «прибыль», их отличительные черты.
11. Тенденции развития бизнеса.
12. Субъекты бизнеса.
13. Виды предпринимательского бизнеса.
14. Структура производства товаров и услуг.
15. Понятие «товар», виды товаров.
16. Сфера общественного производства.
17. Этапы научно-производственного цикла, их характеристика.
18. Понятие «аудит», цели аудиторской деятельности.
19. Задачи оценочной деятельности.
20. Определение рынка, рыночной ниши.
21. Типы маркетинговой информации.
22. Деятельность агентства D&B.
23. Характеристика сегментов рынка.
24. Объекты сегментирования.
25. Понятие философии и миссии организации.
26. Классификация бизнес-целей.
27. Стадии процесса управления.
28. Функции менеджмента, их характеристика.
29. Бизнес-план организации, цели разработки бизнес-плана.
30. Функции бизнес-плана организации.
31. Планы производства.
32. Понятие организации как о хозяйствующем субъекте бизнеса.
33. Сущность, виды и причины инфляций.
34. Формы открытой инфляции.
35. Антиинфляционная политика.
36. Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации.
37. Сущность и роль инвестиций в бизнесе.
38. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
39. Понятие жизненного цикла товара, фазы жизненного цикла товара.
40. Анализ рыночной ситуации.
41. Цены спот и форвард, их использование.
42. Антимонопольное регулирование бизнеса.
43. Ценовая политика в Российской Федерации.
44. Методы влияния на деловые сделки.
45. Отличительные черты инфляции в Российской Федерации.
46. Особенности коммерческого предпринимательства.
47. Фактурная цена, базисные условия поставки.
48. Понятие конъюнктуры рынка.
49. Анализ положительных и отрицательных факторов в создании монополий.
50. Сущность финансов организаций.
51. Методы нормативно-регулирующих воздействий государства на монополистов.
52. Процедура реструктуризации фирмы.
53. Конкуренция в сфере бизнеса.
54. Роль банков в рыночной экономике РФ.
55. Жизненный цикл предприятия и пути его оптимизации.
56. Оценка конкурентоспособности продукции организации.
57. Риски, возникающие в процессе предпринимательской деятельности.
58. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
59. Формирование инвестиционного портфеля организации.
60. Инновационная политика фирмы.
Вопросы итогового тестирования:
1. Позитивная концепция трактует бизнес как общественно-полезную деятельность, необходимую и обществу, и самому предпринимателю. Она связана с противоречиями между интересами предпринимателей и потребителей.
2. Прагматическая концепция рассматривает бизнес как рассадник криминогенных процессов, нежелательный компонент в жизни людей в целом
3. Критическая концепция бизнеса объясняет его как явление, неизбежное в контексте развития человеческого общества, необходимое и бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность удовлетворять свои потребности в материальных благах.
4. Ограниченность материальных благ обусловлена их редкостью и недостаточностью
5. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек использует находящиеся в его распоряжении материальные блага. Он независим от других членов общества
6. Природный эгоизм и склонность к обмену являются условием для возникновения бизнеса в человеческом обществе
7. Одним из условий возникновения бизнеса является склонность к обмену с себе подобными, которая присуща только человеку
8. Каждое из человеческих качеств, лежащих в основе организации экономической жизни общества, имеет две стороны: эгоистическую и общественную
9. Существование человека связано не только с удовлетворением имеющихся потребностей, но и с их развитием. Ограниченность материальных благ препятствует удовлетворению потребностей. Стремясь преодолеть ограниченность материальных благ, человек проявляет инициативу, развивает все свои внутренние качества
10. Бизнес - это отношения, в которые вступают люди в процессе обмена результатами деятельности
11. Бизнес - это деловые отношения на микро и макро уровнях
12. Экономика имеет стратегию и тактику развития
13. Цели субъектов деловых отношений определены их интересами
14. Бизнес - противоречивое явление. В нем проявляются противоречия между людьми, каждый из которых, вступая в сделку, отстаивает не только свои частные, эгоистические интересы, но и интересы общества, так как вне общества его деятельность невозможна
15. Общественные интересы в бизнесе проявляются в стремлении предпринимателей максимизировать свои доходы
16. Эгоистические интересы в бизнесе проявляются в стремлении предпринимателей удовлетворить потребности конечного пользователя
17. Деловые интересы содержат две противоположные тенденции: конкуренции и интеграции
18. Разрешение противоречия в бизнесе между частным и общественным состоит в то, что работать на себя бизнесмен может лишь работая на других. Но и работать на других, забыв о себе, он не может
19. Частная и общественная стороны бизнеса в одинаковой степени выражают природу деловых отношений
20. Общественные притязания в сфере бизнеса обусловлены необходимостью постоянного обмена меду участниками деловых отношений
21. Концепция – это:
22. К благам можно отнести
23. Бизнес – это:
24. В бизнес-плане излагаются
25. Концепцией бизнеса не является:
26. Какой группы благ не существует:
27. Рынок с точки зрения экономики – это:
28. Маркетинговый план включает:
29. Сущность позитивной концепции состоит в том, что:
30. Рынок – это:
31. Общественной целью бизнеса не является:
32. Производство – это:
33. Основной признак рынка покупателя – это:
34. Указываются ли в бизнес-плане источники финансирования проекта:
35. Сущность критической концепции состоит в том, что:
36. Обмен – это:
37. Эгоистической целью бизнеса не является:
38. К основным видам деятельности в сфере услуг не относят:
39. Финансовый план – это:
40. Сущность прагматической концепции состоит в том, что:
41. Сегмент рынка – это:
42. При разработке миссии на первый план обычно выводятся:
43. Обычно бизнес-план составляется для:
44. В разрезе критической концепции целью бизнеса является
45. Конкурентная борьба является движущей силой для:
46. В какой форме возможно внесение средств в уставный капитал?
47. Назовите минимальный размер уставного капитала ООО и ЗАО
48. Выберите из списка документы, которые запрашивает банк для открытия накопительного счета:
49. Выберете размер гос. пошлины для юридических лиц.
50. В результате регистрации Вы получите следующие документы:
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Корсакова А.А., Иванов А.А., Осоргин А.Н., Олейников С.Я. Основы бизнеса: метод.пособие / МЭСИ, 2004.
2. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. — М., 2004.
3. Основы бизнеса: Учебник для студентов первого курса экономических специальностей / Отв. ред. Рубин Ю. Б.
4. Колчина Н. В.Финансы организаций (предприятий). — М., 2004.
5. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия. — М., 2003.
6. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. — М., 2003.
7. Турусин Ю. Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент. — М., 2003.
Дополнительная
1. Макконел К. Р., Брю С. П. Экономикс, 2002.
2. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Гиляровской Л.Т.
3. Румянцева З. П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: — М., 2003.
4. Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент. — Ростов-на-Дону, 2004.
5. Основы бизнеса — компьютерная реализация. http://osnbisn.narod.ru/
6. BKG. Management Consulting Experts (русскоязычныйресурс). http://www.bkg.ru/
7. Журнал «Эксперт». http://www.expert.ru/
8. Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/
9. Административно-управленческий портал AUP.Ruhttp://www.aup.ru/
Глоссарий
Начало формы
Выберите букву Б В Д Ж И К М О П Р С Ф Ц Э
Конец формы
Б
Бизнес — характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе характеристика форм индивидуального и группового соперничества в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.
Бизнес — отношения между людьми в процессе их деятельности, при которой каждый стремится к достижению своих целей.
Благо — все, в чем нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности.
В
Видение — идеальное представление, желаемый образ организации, комплексное осмысление событий и стратегической ситуации будущего. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.
Д
Декомпозиция —
1. операция разделения целого на части с сохранением признака подчиненности, принадлежности;
2. повторное или многократное такое разделение, в результате чего получаются разветвленные древовидные, иерархические структуры.
Ж
Жизненный цикл продукта — концепция, которая дает описание сбыта продукта, прибыли, потребителей, конкурентов и стратегии развития с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.
И
Идеология — система идей, выражающая интересы, идеалы кого-либо.
Иерархия — способ построения, организации сложных систем, при котором части расположены по уровням и вся система становится многоуровневой, обладая при этом свойством целостности.
Имидж — организации определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации длительное время сохранять клиентов.
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Интеграция — объединение в целое каких-либо частей, элементов
Интерес — осознанная потребность, которая определяет деятельность человека.
Инфляция — результат макроэкономической нестабильности: дисбаланс спроса и предложения и других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.
К
Капитал — экономическая категория, которая выражает денежную оценку объектов собственности того или иного человека.
Конкурентоспособность — Организации представляет собой оценку ее возможности противостоять конкурентам, сохранять и приумножать потребителей, обеспечивая эффективную производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность.
Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких- либо явлений, понимание чего-либо.
М
Мероприятие — организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-либо.
Миссия — предназначение, смысл существования предприятия (формирует взгляды менеджмента, выражает цели, служит стимулом, помогает формированию задач).
О
Организация — форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры.
Организация (предприятие) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.
Отрасль — Совокупность организаций, производящих аналогичные продукты и (или) услуги и конкурирующих на одном рынке.
П
Политика — Представляет собой общее руководство к действию и принятию решений для достижения поставленных целей. Ее можно рассматривать как «кодекс законов», определяющий направления возможных действий. Политика направляет действия на достижение целей или выполнение задач.
Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории; руководящая идея, основное правило деятельности.
Р
Равновесие — способность системы сохранять сколь угодно долго свое состояние при отсутствии возмущений внешней среды.
Ресурсы — совокупность природных, трудовых, капитальных, оборотных, информационных и финансовых средств.
Рынок — механизм обмена, который сводит продавцов и покупателей продукта.
С
Система ценностей — идеологическая основа для постановки целей социотехнических систем; объект системного анализа на этапе выявления действительных целей лиц, причастных к решаемой проблеме.
Собственность — юридическая форма выражения отношений, объективно существующих между субъектами экономики, которые возникают в процессе присвоения каких-либо объектов.
Специализация — концентрация производства конструктивно и технологически однородной продукции (услуги) в крупных организациях.
Стратегическое видение — взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация намерена заниматься, и каков долгосрочный курс ее развития.
Стратегия — набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.
Ф
Финансы организаций (предприятий) — это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации (предприятия) и их использования.
Функция — деятельность, внешнее проявление свойств системы.
Ц
Цель — субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.
Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального объекта (человека, группы людей, общества).
Э
Экономический субъект — лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Начало формы
Выберите букву Б В Д Ж И К М О П Р С Ф Ц Э
Конец формы