Россия-Белоруссия.Перспективы союзного гос-ва.

Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле. Белорусско-российская интеграция во многом выгодна и России, и Белоруссии. Союз с Белоруссией позволяет России экономить значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку белорусские объекты ПВО обеспечивают безопасность всего воздушного пространства Белоруссии и европейской России — особенно в ситуации, когда аналогичные объекты в Латвии и на Украине были либо уничтожены, либо закрыты для российских военных. Россия, в свою очередь, представляет собой гигантский рынок сбыта для продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства и является поставщиком необходимых стране энергоресурсов. для западноевропейских политиков характерно мнение о нежелательности усиления интеграционного процесса вокруг России.

6.1.95 было подписано соглашение о ТС, 21.2.95 — Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.2 апреля 1996 Президент России Борис Ельцин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписали договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В тот момент это было выгодно и Ельцину, которого через два месяца ожидали президентские выборы, и Лукашенко, который надеялся возглавить союзное государство. При подготовке проектов союзного договора Москва настаивала на ускорении приватизации белорусских предприятий и демократизации политической жизни в республике. Минск, в свою очередь, требовал наделения высших законодательных и исполнительных органов нового союзного объединения правом выносить решения, которые были бы обязательны к исполнению в обоих государствах. Ельцин, не располагавший полной поддержкой Государственной Думы, отказался подписать белорусский вариант союзного договора. Документ, который был подписан 2 апреля 1997 года, — новый договор о преобразовании Сообщества в Союз — не содержал конкретных обязательств. Это дало возможность Александру Лукашенко обвинить российское руководство в том, что оно не готово к объединению. 25 декабря 1998 были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии (предполагающая введение единой валюты), договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 октября 1999 был опубликован проект «Договора о создании Союзного государства» для его всенародного обсуждения. Идея единения получила поддержку подавляющего числа граждан. В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства. Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития по-настоящему всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их реального объединения в рамках Союзного государства Перед самым уходом Ельцина со своего поста, 8 декабря 1999 года, Договор о создании Союзного государства был наконец подписан. Стороны обязались активизировать подготовку единого Конституционного акта и вынести его на всенародное обсуждение. Договор вступил в силу 26 января 2000. Владимир Путин долго присматривался к своему партнёру, пока в 2002 году президент Белоруссии не представил новую инициативу, согласно которой союзным государством президенты могут руководить по очереди. Путин сначала отверг эту идею напрочь (заявив, что возврата к СССР не будет), а в августе 2002 предложил свой собственный план действий — в мае 2003 года провести референдум по союзной конституции, а через полгода, одновременно с российскими парламентскими выборами, провести выборы союзного парламента и президента. Путин предложил при формировании руководящих органов союзного государства учитывать экономический вес и численность населения участников. Александру Лукашенко фактически предлагался вариант вхождения Белоруссии в состав России, а ему самому — должность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Белорусском федеральном округе. В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, президент Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 года он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…»[3].

Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать В. В. Путин. Высший орган Союзного государства – Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств‑участников. 5 октября 2010 В Минске транспортные ведомства Белоруссии и России подписали соглашение о выносе транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства российско-белорусская граница наконец-то стала действительно прозрачной. Россия остается основным и во многом безальтернативным рынком сбыта для белорусских товаров. Только поставки молочной продукции в 2010 году составляют 2,8 млн.тонн. Совмина Союзного государства Сергей Сидорский. Путину и Сергею Сидорскому предстоит обсудить и условия участия России в строительстве АЭС в Белоруссии, которую планируется сооружать по российскому проекту. Генеральным подрядчиком должно выступить российское ЗАО "Атомстройэкспорт", контракт на строительство составит 6 млрд. долларов. На протяжении 10 лет существует Объединенная региональная группировка войск Белоруссии и России, приоритетом которой является защита западных границ Союзного государства и ОДКБ. Принята «Программа обустройства внешней границы Союзного государства на 2007–2011 гг.», на реализацию которой выделено 2 млрд. 860 млн. российских рублей.



Наши рекомендации