Промежуточной аттестации по итогам освоения модуля
Критерии оценки курсовой работы.Высокая оценка («отлично») заслуживает курсовая работа, которая отвечает следующим требованиям:
1. Тема должна быть полностью раскрыта, подробно рассмотрены все ее аспекты.
2.Все вопросы темы должны быть логично выстроены в плане работы, последовательно и обстоятельно изложены в полном соответствии с планом.
3. Работа должна быть написана студентом самостоятельно, использование материалов экономической литературы и правовых актов должно быть оформлено в виде цитат.
4. В работе должно прослеживаться мнение автора, сопровождаемое аргументами.
5. В работе должно быть отражено знание автором всех точек зрения по рассматриваемой теме.
6. При написании работы должны быть использованы материалы свежей периодической печати (за последние месяцы). Не допускается использование устаревшего материала.
7. В работе могут быть приведены взгляды зарубежных экономистов.
8. Автор должен отразить в работе все изменения в законодательных и инструктивных материалах по рассматриваемой теме.
9. Желательно отражение зарубежного и исторического опыта.
10. Стиль изложения должен быть научным, не допускается применение разговорного стиля, стиля газетной статьи и т.д.
11. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями кафедры.
12. В работе должны быть правильно оформлены цитаты, ссылки, список использованной литературы.
13. Фактический материал в курсовой работе должен быть представлен в виде таблиц, диаграмм, графиков, помещенных в тексте или в приложении.
14. Работа должна быть представлена в установленные научным руководителем сроки.
Несоответствие курсовой работы вышеуказанным требованиям снижает качество работы и ее оценку. Особенно снижает оценку работы игнорирование замечаний, сделанных научным руководителем по первому варианту курсовой работы. Если студент не знает, как реализовать те или иные замечания руководителя, следует дополнительно проконсультироваться с научным руководителем.
При оценке курсовой работы учитывается предварительная оценка работы по вышеуказанным критериям, а также качество выступления студента и его ответов на вопросы на защите.
При оценке качества выступления на защите курсовой работы учитывается свободное владение материалом во время выступления и аргументированные, исчерпывающие ответы на вопросы, уверенное знание содержания работы (темы).
На защите желательно использование иллюстрационного материала.
Критерии оценки ответов студентов на семинарах.Оценки "отлично" заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание вопроса, умение свободно ориентироваться в теме, усвоивший основную, и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
Оценки "хорошо" заслуживает студент, обнаруживший полное знание темы, успешно выполняющий предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по пройденному материалу и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;
Оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, обнаруживший знание основного материала в объеме, необходимом для дальнейшего усвоения материала и предстоящей работы по профессии, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на семинаре;
Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного материала темы, допустившему принципиальные ошибки в понимании и изложении учебного материала.
Тестовый контроль знаний студентов.Критерии оценки по тестам следующие:
«отлично» - все ответы верны;
«хорошо» - 1-2 ошибки;
«удовлетворительно» - 3-4 ошибки;
«неудовлетворительно» - 5 и более ошибок.
Критерии оценки реферата.При соблюдении вышеуказанных требований реферат оценивается на «отлично». При несоблюдении двух из указанных требований снижается до «хорошо». Если студент несвободно владеет материалом, затрудняется при ответах на вопросы, реферат заслуживает удовлетворительной оценки.
Промежуточная аттестация студентов.Для проведения промежуточной аттестации в течение курса предусмотрено проведение контрольной работы, в ходе которого студенты должны показать свои теоретические и практические знания по дисциплине.
Работа состоит из двух составляющих:
1. Написание комплексного теста из вопросов по рассмотренным темам.
2. Письменный ответ на один теоретический вопрос (в пределах 2-3 абзацев).
Для «зачтено» по контрольной работе необходимо показать по каждой его составляющей знания не ниже «удовлетворительно» (по тестам) и «сдал» по второй составляющей.
1. Тесты предоставляются студентам в качестве раздаточного материала на бумажном носителе из 10 заданий. Критерии оценки по ним следующие:
«отлично» - все ответы верны;
«хорошо» - 1-2 ошибки;
«удовлетворительно» - 3-4 ошибки;
«неудовлетворительно» - 5 и более ошибок.
2. Критерии оценки письменного ответа на 1 теоретический вопрос:
«сдал» - верное толкование сути вопроса, например, дефиниции и/или принципов и функций и прочего;
«не сдал» - неверное толкование сути вопроса,
Итоговая аттестация студентов.Итоговой формой контроля знаний студентов является экзамен.
В завершение изучения курса студенты сдают экзамен, оценка на экзамене является итоговой: учитывается не только качество ответа на экзамене, но и качество самостоятельной работы, проявленной активности и ответов на семинарском занятии, оценок, полученных по тестам, контрольным работам. Экзамен проводится с целью проверки остаточных знаний подготовки экономиста. Перед экзаменом проводится консультация по вопросам, включенным в
экзаменационные билеты.
На экзамене студенты обеспечиваются программами курса.
Критерии оценки ответов студентов на экзамене.Оценки "отлично" заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно ориентироваться в финансовой политике государства, усвоивший основную, и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
Оценки "хорошо" заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;
Оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене;
Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в понимании и изложении учебного материала. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Примерные вопросы к экзамену
1. Объективные условия и объективная причина возникновения и функционирования финансов.
2. Общие признаки финансовых отношений как части экономических отношений.
3. Специфические признаки финансовых отношений.
4. Финансовые ресурсы – материальные носители финансовых отношений.
5. Понятие «финансовая система». Классификация финансовых отношений. Значение отдельных сфер и звеньев финансовой системы для эффективного развития экономики.
6. Роль финансов в общественном воспроизводстве.
7. Распределительная и регулирующая функция финансов, их содержание и значение для развития экономики и общества.
8. Контрольная функция финансов, ее содержание и роль в рыночной экономике.
9. Содержание и задачи финансовой политики государства.
10. Финансовая политика и экономика, их взаимосвязь. Основные требования, предъявляемые к выработке и осуществлению финансовой политики.
11. Основные направления финансовой политики государства. Особенности финансовой политики России в условиях рыночного механизма хозяйствования.
12. Понятие «финансовый механизм». Организационно-экономическая и функциональная структура финансового механизма.
13. Количественная и качественная характеристика финансового механизма, ее роль в рыночной экономике.
14. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса и его формы.
15. Финансовое регулирование экономики, содержание и методы.
16. Содержание и задачи финансового планирования в условиях рыночной экономики. Индикативное планирование.
17. Принципы и методы финансового планирования, прогнозирования. Система финансовых планов страны.
18. Система финансовых рычагов и стимулов, их роль в экономике страны.
19. Управление финансами. Органы управления финансами в РФ, их функции.
20. Финансовый контроль и финансовое право. Органы финансового контроля в РФ.
21. Сущность, функции и принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций).
22. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций.
23. Отношения страхования в системе финансовых отношений. Особенности организации финансов страховой сферы.
24. Финансы домашних хозяйств.
25. Финансы государственных и муниципальных предприятий.
26. Особенности организации и функционирования финансов финансово-промышленных групп.
27. Бюджетная система страны, принципы ее функционирования в РФ.
28. Бюджетное устройство страны. Бюджетные права органов власти (на примере РФ).
29. Государственные финансы, их содержание и роль в социально-эконо-мическом развитии общества.
30. Государственные доходы, их состав и структура.
31. Государственные расходы, их состав и структура.
32. Понятие «государственный бюджет». Функции государственного бюджета.
33. Бюджетная политика государства в РФ на современном этапе. Бюджетный Кодекс РФ, его роль в совершенствовании бюджетной политики государства.
33. Налоги их социально-экономическая сущность. Особенности организации налоговой системы РФ.
34. Налоговая политика государства в РФ на современном этапе. Налоговый кодекс РФ и его роль в совершенствовании налоговой системы страны.
35. Бюджетная классификация РФ, ее совершенствование на современном этапе.
36. Доходы государственного бюджета, факторы их увеличения.
37. Расходы государственного бюджета, факторы их оптимизации.
38. Стабилизационный фонд в федеральном бюджете РФ, причины создания, направления и проблемы использования. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
39. Межбюджетные отношения в РФ, проблемы и перспективы развития в современных условиях.
40. Бюджетное равновесие. Бюджетный дефицит, причины его возникновения, методы покрытия.
41. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита.
42. Мероприятия по преодолению дефицитности бюджета.
43. Структура местных финансов. Доходы местного бюджета, возможности их увеличения.
44. Расходы местного бюджета, их структура, факторы оптимизации.
45. Бюджетный процесс, его стадии. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ.
46. Особенности финансовых отношений, формирующих государственный кредит. Субъекты и объекты этих отношений.
47. Объективная необходимость и возможности функционирования государст-венно-кредитных отношений в рыночной экономике.
48. Формы внутреннего государственного займа. Государственная политика РФ в области государственных займов.
49. Внутренний государственный долг. Состояние внутреннего государст-ственного долга (на примере РФ).
50. Внешний государственный долг. Состояние внешнего государственного долга в РФ на современном этапе. Государственная политика РФ в области государственного внешнего долга.
51. Управление государственным долгом: понятие, методы. Государственная политика РФ в области государственного долга.
52. Необходимость создания внебюджетных фондов и их роль в экономи-ческом и социальном развитии общества. Классификация внебюджетных фондов.
53. Формирование и использование фондов (на примере отдельного фонда).
54. Проблемы функционирования и реформирования внебюджетных фондов РФ.
55. Финансовые системы развитых стран: тенденции и проблемы развития.
56. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
57. Возникновение и развитие финансовой науки. Роль России в развитии финансовой науки.
58. Развитие западной финансовой мысли.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список основной литературы