Для профиля «Финансы и кредит»
Тема курса | Вид занятия | часы | |
1. | Вводная лекция. Предмет и задачи курса «Финансы» | Лекция-беседа. Цель лекции – ознакомить студентов с предметом и задачами курса, при этом сделать это в беседе используя знания студентов, приобретенные из курса экономической теории (понятия, состав ВВП, ВНП, нац. доход, нац. богатство и др.) | |
2. | Бюджетная система страны и государственный бюджет | Семинар-практикум: аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ и ФЗ «О федеральном бюджете на текущий период». Используя указанные источники проанализировать федеральный бюджет по доходам и расходам. Сравнить механизм финансового выравнивания бюджетов РФ и ФРГ, дать оценку их эффективности. Основываясь на Бюджетных посланиях Президента Федеральному Собранию (за последние пять лет) охарактеризовать основные направления бюджетной политики и дать оценку ее результативности. | |
3. | Региональные и местные бюджеты | Семинар-практикум: аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ и ОЗ «О бюджете Кемеровской области на текущий период». Анализ бюджета Кемеровской области текущего периода по доходам и расходам. Аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ, Постановления городского совета о бюджете г. Кемерово на текущий период. Анализ бюджета г. Кемерово в текущем периоде по доходам и расходам.Анализ общего и различий в составе доходов и расходов государственных и местных финансов. Основываясь на решениях СНК и администрации Кемеровской области, охарактеризуйте бюджетную политику и дайте оценку ее результативности. | |
4. | Государственные внебюджетные фонды | Семинар-практикум: аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ и ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда в текущем периоде». Провести анализ доходов и расходов бюджета за текущий период. Сделать обоснованные выводы о состоянии и направления развития Пенсионного фонда в условиях реформирования пенсионной системы в РФ. | |
5. | Круглый стол | Посвящен актуальным проблемам финансовой политики государства в РФ. Цель: акцентировать внимание аудитории на ключевых проблемах развития финансов в РФ. Материал для проведения круглого стола - подготовленные курсовые работы. | |
Итого |
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов
Освоение курса «Финансы» предполагает значительный объем самостоятельной работы, в том числе выполнение курсовой работы. Она проводится на базе изучения доступных из списка основной и дополнительной литературы, учебников и учебных пособий, а также по самостоятельно подобранным статьям из экономических журналов и монографиям. Возможно использование Интернет-ресурсов. В подборе источников подготовки курсовой работы или к семинару студенты руководствуются темой курсовой работы. При подготовке к семинару студент руководствуется вопросами, вынесенными для обсуждения на семинаре.
Студентам необходимо усвоить не только теоретический материал, но ознакомиться с практикой финансовых отношений в РФ и в развитых странах Запада.
В процессе изучения учебного материала следует руководствоваться также программой курса, а также вопросами к экзамену.
В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Финансы» осуществляются следующие виды работ:
- Выполнение курсовой работы
- Подготовка к семинарам и опросам
- Подготовка к тестированию, в том числе контрольному
- Подготовка реферата
- Подготовка «к круглому столу»
Приведем основные методические указания по этим видам самостоятельной работы.
Методические указания по выполнению курсовой работы. Глубокое понимание теории финансов в значительной мере зависит от самостоятельной работы в ходе выполнения курсовой. Курсовая работа выполняется только по профилю «Финансы и кредит». На выполнение курсовой работы отводится 26 часов самостоятельной работы.
Основные этапы выполнения курсовой работы:
1. Выбор темы. Тему курсовой работы следует выбирать по принципу: "Одна тема - один выбравший ее студент". Согласовать выбор с преподавателем. Заинтересовавшую тему следует первоначально изучить по учебнику. На выбор темы – 2 часа.
2. Составление библиографии и плана работы – 4 часа.Литературу подобрать самостоятельно по журналам за последние пять – десять лет: "Финансы", "Деньги и кредит", "Российский экономический журнал", "Эксперт", "Экономист", "Общество и экономика", "Мировая экономика и международные экономические отношения" и др.; по газетам "Экономика и жизнь", "Коммерсант" и др.; по монографиям, а также следует использовать сборники нормативных актов, в которых опубликованы Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Положения и т.п. Для выполнения курсовой работы следует использовать не менее 15-20 источников - статей, монографий, нормативных документов.
3. Сбор и обработка фактического и статистического материала. Теоретический материал должен органически подкрепляться фактическим и статистическим материалом. Студент должен показать в работе умение анализировать факты и цифры, сопоставлять их, делать самостоятельные расчеты, составлять таблицы, диаграммы, делать выводы, т.е. работа должна носить творческий характер.
4. Желательно изучение и использование в работе зарубежного и российского опыта, а также местного материала областного, городского, районного.
5. При написании курсовой работы особое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, увязать теоретические положения с практикой, реальной жизнью. Изложение содержания работы должно осуществляться логически последовательно и в соответствии с составленным планом. Текст работы должен быть написан простым, ясным языком. Недопустимо механическое списывание статей, брошюр и т. д. На выполнение чернового (первого варианта работы) предполагается 12 часов. Доработка курсовой работы по замечаниям руководителя – 8 часов.
6. Объем курсовой работы – не менее 32-36 листов размером А 4 компьютерного текста.
7. Требования по оформлению курсовой работы являются едиными по всем предметам кафедры и разработаны в виде отдельных методических указаний, см. в методкабинете факультета, ауд. 302.
8. Проводится публичная защита курсовых работ на семинарских занятиях. Лучшие и наиболее актуальные курсовые работы заслушиваются и обсуждаются на круглом столе.
9. Критерии оценки курсовой работы даны в п. 6.2.
Примерная тематика курсовых работ
1. Финансовая политика государства, ее особенности в РФ в период перехода к рыночному механизму хозяйствования.
2. Бюджетная политика государства, особенности ее осуществления в РФ на современном этапе.
3. Налоговая политика государства, особенности ее реализации в РФ на различных этапах перехода к рыночному механизму хозяйствования.
4. Инвестиционная политика государства, особенности ее осуществления в РФ на современном этапе.
5. Инвестиционная политика в развитых странах Запада, возможности использования зарубежного опыта в РФ.
6. Амортизационная политика как часть финансовой политики государства: российский и зарубежный опыт.
7. Таможенно-тарифная политика российского государства.
8. Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ).
9. Мировая финансовая политика и международные финансовые фонды (состояние, проблемы и перспективы развития)
10. РФ в системе международных финансовых отношений
11. Организация и управление финансами (на примере РФ).
12. Финансовое планирование, прогнозирование в рыночной экономике.
13. Федеральный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования и исполнения.
14. Региональный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования и исполнения.
15. Местный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования и исполнения.
16. Федеральный бюджет и его роль в регулировании доходов нижестоящих бюджетов.
17. Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета РФ: необходимость создания, проблемы функционирования.
18. Бюджетный процесс в РФ и его реформирование на современном этапе.
19. Бюджетный процесс в развитых странах и в РФ: сравнительный анализ.
20. Межбюджетные отношения в РФ: особенности становления и перспективы их развития.
21. Сравнительный анализ межбюджетных отношений в зарубежных странах и России.
22. Бюджетный дефицит в развитых странах и странах с переходной экономикой.
23. Реформирование местного самоуправления как предпосылка совершенствования местных финансов в РФ.
24. Бюджетное законодательство и его роль в совершенствовании бюджетных отношений в РФ.
25. Налоговое законодательство и его роль в совершенствовании налоговой системы в РФ.
26. Особенности формирования и становления налоговой системы в РФ в период перехода к рыночному механизму хозяйствования.
27. Налоговые системы в развитых странах и России: сравнительный анализ.
28. Пенсионная реформа в России и ее роль в повышении финансового обеспечения пенсионеров.
29. Бюджет Союзного государства Россия и Белоруссия: проблемы формирования и исполнения.
30. Бюджет Фонда социального страхования РФ: проблемы формирования и исполнения.
31. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ: проблемы формирования и исполнения.
32. Бюджет Пенсионного фонда РФ: проблемы формирования и исполнения.
33. Негосударственные пенсионные фонды в РФ: современное состояние, перспективы развития.
34. Федеральное казначейство в РФ, проблемы его функционирования и перспективы развития.
35. Государственные внутренние займы в РФ и государственный внутренний долг РФ: состояние и управление.
36. Государственные внешние займы (на примере развитых стран и РФ) и государственный внешний долг (на примере развитых стран и РФ).
37. Финансы домашних хозяйств и их роль в финансовой системе страны.
38. Страхование в системе финансовых отношений.
39. Особенности организации и функционирования финансов коммерческих организаций в РФ.
40. Особенности организации и функционирования финансов некоммерческих организаций в РФ.
41. Финансы государственных и муниципальных предприятий.
42. Финансовый рынок РФ, его характеристика и проблемы развития на современном этапе.
43. Эволюция финансовой системы страны.
44. Проблемы функционирования финансовых систем развивающихся стран.
45. Эволюция мировой финансовой мысли.
46. Вклад России в мировую финансовую мысль.
47. Особенности функционирования финансовых систем унитарных государств.
48.Особенности функционирования финансовых систем федеративных государств.
49. Резервные фонды в РФ, проблемы формирования и исполнения.
50. Целевые бюджетные фонды, их роль в бюджетах страны.
51. Инвестиционный фонд РФ: образование, проблемы функционирования.
52. Задолженность иностранных государств России, проблемы реструктуризации и погашения.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, (включая тесты, в т.ч. контрольные).Студент заранее знает о дате проведения семинара на данную тему, вопросы для обсуждения, рекомендуемую литературу. При подготовке к семинарским занятиям и на семинарских занятиях используется специальный конспект (рабочая тетрадь для записей).
Студент должен изучить при подготовке к семинарскому занятию материалы лекций по данному курсу, учебника и дополнительную специальную литературу. Кроме того, желательно, чтобы студент ознакомился с монографиями, статьями в сборниках и периодической печати по рассматриваемой проблематике. Продолжительность подготовки к семинару должна составлять не менее того объема, что определено тематическим планированием в рабочей программе.
Семинарские занятия по курсу «Финансы» могут проводиться в различных формах: устных ответов на вопросы преподавателя; обсуждения вопросов малыми группами под руководством и контролем студентов-лидеров из числа наиболее подготовленных; заслушивания рефератов и докладов по отдельным вопросам; заслушивание рецензий по изученным по заданию преподавателя или по самостоятельному подбору статьям, письменных контрольных работ; письменного тестирования; устных экспресс-опросов и др.
Минимум, что должен знать студент к семинарскому занятию, – материал соответствующей темы, полученный в ходе лекций. Это может позволить студенту не получить неудовлетворительную оценку. Для получения более глубоких и устойчивых знаний (и оценок по итогам семинара) студентам рекомендуется изучать дополнительную литературу, список которой приведен в Рабочей программе по дисциплине, и непременно выступать в ходе обсуждения.
Подготовку к семинару не нужно откладывать на последний день перед ним. Целесообразно за несколько дней до занятия внимательно 1-2 раза прочитать нужную тему по конспекту лекций, имеющемуся учебнику и учебному пособию «Финансы в структурно-логических схемах», разобраться со всеми теоретическими положениями и примерами. Для более глубокого усвоения темы желательно обратиться к дополнительной и справочной литературе. При возникновении трудностей с усвоением материала можно обратиться к преподавателю за консультацией. За день до семинара необходимо еще 1-2 раза прочитать тему, повторить определения основных понятий, классификации, структуры и другие базовые положения.
На каждом семинарском занятии каждый студент может и должен активно участвовать в работе, его знания оцениваются по пятибалльной системе и впоследствии общая оценка по итогам работы на всех семинарских занятиях будет влиять на итоговую – экзаменационную оценку, поэтому студент должен готовиться к каждому занятию без исключения.
Особо высоко будет оцениваться преподавателем стремление студента выйти за рамки лекционного и учебного материала, изучить дополнительную литературу, выйти на дискуссионные вопросы теории и практики. Изучение дополнительной литературы – статей и монографий по отдельным вопросам, не должно носить характера самоцели, важно составит(устно или письменно) рецензию на изученный материал, критически подойти к точке зрения конкретного автора, сконцентрировать внимание на положительных сторонах, а также выявить отдельные неточности, недостатки. Все это будет способствовать формированию взгляда на проблему. Рекомендуемый объем рецензии – 2 стр. печатного текста.
Пропущенные по уважительной причине (болезнь, подтвержденная справкой) семинарские занятия студент обязан отработать. Для этого он должен обратиться к преподавателю за индивидуальным заданием, которое необходимо выполнить в определенные сроки – две недели после пропущенного занятия и устно ответить на возможные вопросы преподавателя проделанной работе в консультационное время.
Углубленное изучение дисциплины «Финансы» тесно связано анализом практических ситуаций. Студенты должны формировать навыки работы со специальной литературой, в том числе статистическими материалами, выполнять расчеты и обосновывать полученные результаты, тем самым практически закрепляя теоретические знания.
С целью текущего контроля знаний студентов, на 6 из11 семинарских занятий проводится тестирование, устный или письменный опрос, контрольные работы – по первому разделу программы и итоговое тестирование. Тесты предоставляются студентам в качестве раздаточного материала на бумажном носителе из 10 заданий. Варианты тестовых и контрольных заданий содержатся в УМК. Критерии оценки ответов по тестам, опросу, контрольным работам даны в п.6.2.
Методические указания по подготовке реферата и выступлению с ним.Реферат должен быть написан самостоятельно и отличаться критическим подходом к изучаемым источникам и финансовой практике. При этом студент должен четко обозначить свою позицию по проблемным аспектам рассматриваемых вопросов. Студент может делать необходимые выписки, включая цитаты из отобранных для написания реферата литературных источников. При этом следует указать точное название источника, издательство и номера страниц для дальнейших отсылок по тексту. К качеству реферата предъявляются определенные требования, а именно:
1) обзор не менее пяти источников по предложенной теме;
2) четкая логическая последовательность изложения материала;
3) собственное видение проблемы;
4) объем реферата не должен превышать 15 стр. печатного текста;
5) студент, выступающий с рефератом должен свободно владеть материа-
лом, со знанием проблемы отвечать на вопросы, возникшие у аудитории после выступления.