Принципы корпоративной культуры для заинтересованных лиц
Под заинтересованными лицами понимаются любые группы, интересы которых затрагиваются деятельностью компании: акционеры, менеджеры, деловые партнеры, потребители и т.д. Среди заинтересованных лиц выделяют три основные группы, между которыми существуют объективные противоречия, поскольку их интересы имеют разную направленность: акционеры, директора и менеджеры.
Акционеры, в свою очередь, подразделяются на две категории, интересы которых также разделяются между собой: мажоритарные и миноритарные. Мажоритарные акционеры в отличие от миноритариев настроены на долгосрочную перспективу развития компании и меньшие риски. Если им придется выбирать между выплатой дивидендов и капитализацией прибыли – они предпочтут второе.
Можно рекомендовать следующие принципы корпоративного поведения для мажоритарных акционеров:
· Не игнорировать имущественные интересы миноритариев и проводить взвешенную дивидендную политику;
· Осуществлять совместно с советом директоров продуманную мотивацию деятельности менеджеров, что снижает риск злоупотреблений со стороны последних;
· Планомерно повышать профессиональность и независимость деятельности совета директоров.
Принципы корпоративной культуры для миноритариев:
· Не допускать злоупотреблений своими правами акционеров в ущерб интересам компании;
· Не распространять информацию, относящуюся к коммерческой тайне компании;
· Требовать от крупных акционеров, директоров и менеджеров компании соблюдение принятых этических правил.
Принципы корпоративной культуры для директоров компании.
Сглаживание противоречий между акционерами и менеджерами – основная задача директоров. Для ее решения совет директоров должен быть не формально, а реально отделен и независим как от акционеров, так и от менеджеров. Для директоров можно рекомендовать следующие принципы:
· Разрабатывать и утверждать этические правила в компании;
· Учитывать в ходе деятельности совета директоров интересы всех заинтересованных лиц компании;
· Осуществлять мониторинг прозрачности компании, соблюдать требования законодательства, учредительных и внутренних документов общества со стороны акционеров, менеджеров и работников общества;
· Разрабатывать и представлять акционерам рекомендации по разумной дивидендной политике;
· Разрабатывать эффективную систему мотивации деятельности менеджеров;
· Отчитываться перед акционерами и предоставлять им полную и достоверную информацию о положении дел в компании.
Принципы корпоративной культуры для менеджеров компании.
Менеджеры не несут рисков потери своего имущества, рискуя лишь деньгами собственников. Можно рекомендовать для них следующее:
· Не злоупотреблять своими полномочиями;
· Не причинять ущерб акционерам компании умышленными действиями;
· В случае возникновения риска убытков для компании немедленно ставить в известность совет директоров компании;
· Внедрять в деятельность компании этические правила, разработанные советом директоров;
· Исполнять свои обязанности добросовестно и инициативно;
· Надлежащим образом отчитываться перед советом директоров;
· Соблюдать в своей деятельности требования законодательства, учредительных и внутренних документов компании и требовать их соблюдение от работников компании;
· Соблюдать интересы работников, обеспечивать им достойные условия труда.
Принципы корпоративной культуры
В числе общих этических норм взаимодействия компании и ее конкурентов можно выделить:
· Взаимное уважение;
· Отказ от неэтических методов ведения конкурентной борьбы;
· Благоприятствовать развитию открытых рынков для торговли и инвестирования.
Принципы отношений с поставщиками товаров и услуг:
· Корректное ценообразование, лицензирование;
· Исключение ненужных судебных разбирательств;
· Развитие долговременных и устойчивых отношений;
· Делиться информацией неконфиденциального характера;
· Своевременная оплата в соответствии с условиями заключенных договоров.
Принципы отношений с потребителями:
· Обеспечивать потребителей товарами и услугами высшего качества в соответствии с их потребностями и ожиданиями;
· Честное обхождение, гарантирование потребителям, что товары и услуги акционерного общества будут поддерживать или улучшать их здоровье, безопасность, состояние окружающей среды;
· Исключать дискриминацию потребителей товаров и услуг акционерного общества в зависимости от пола, возраста, расовой принадлежности и т.д.;
· Гарантировать уважение к человеческому достоинству в предлагаемых потребителям товарах и услугах, включая их маркетинг и рекламу;
· Уважать целостность культуры потребителей.
Типы корпоративных культур
Подходы к изучению понятия «корпоративная культура» можно подразделить на две группы: идеалистическую и прагматическую. Сторонники первой отождествляют корпоративную культуру с целью развития организации, высшей фазой ее функционирования. Сторонники второй – относятся к культуре как к набору определенных характеристик предприятия – сложившихся норм, правил и традиций. При этом важно понимать, что большинство норм корпоративной культуры носит латентный, то есть скрытый характер. Люди придерживаются в своем поведении определенных правил, но до конца их не осознают. Они знают, как надо поступать в данной ситуации, но затрудняются ответить на вопрос: почему?
Основные типы культур[6]
I тип: «патернализм» - корпоративная культура, основанная на непререкаемом авторитете руководителя. Разделение труда, функций и обязанностей существует, но носит не абсолютный характер. Руководитель может своим решением изменять распределение обязанностей, правила взаимодействия и уровень вознаграждения. Распределение работ осуществляется в форме выдачи заданий. Принятие решений и ответственность за все – прерогатива руководителя.
Этот тип культуры характерен для множества малых и средних предприятий, основными признаками которых является:
1) наличие харизматического лидера;
2) отсутствие ярко выраженных отношений торга по поводу распределения работ и вознаграждений. Самое важное вознаграждение – репутация.
3) роль среднего уровня управления сведена к минимуму.
II тип: «артель» - корпоративная культура, основанная на неустоявшемся разделении труда, нерасчлененности функций и ответственности. Каждый работник отвечает за все и делает для своего предприятия все, что может.
Как правило, в данном режиме работают отделы исследований и разработок, сервисные участки, ремонтно-строительные бригады. Кроме того, артельный тип корпоративной культуры присущ небольшим предприятиям, размер которых определяется особенностями производства (небольшие мастерские, булочные, закусочные), ориентированные на сложившийся круг клиентов, их индивидуальные запросы и предпочтения.
Основные признаки артельной культуры:
1) существование эффекта мультипликации усилий – целое всегда больше, чем сумма его частей, то есть когда синергетический, экономический и социальный эффект команды перевешивает преимущества индивидуального состязания;
2) доверие между членами команды – межличностная совместимость;
3) обмен деятельностью носит характер вклада в общее дело.
III тип: «колония» - корпоративная культура, основанная на абсолютном подчинении работника технологии. Работники превращены в винтики производственного процесса. Жесткая дисциплина обеспечивается армией надсмотрщиков.
Основные признаки:
1) упрощение трудовых функций работника, превращение его в винтик производственного процесса;
2) система жесткого иерархического подчинения, сведение к минимуму инициативы и самостоятельности работников. Основатель данного типа культуры – Генри Форд, внедривший в жизнь поточное производство, идеи стандартизации, конвейеризации и рационализации производственных процессов.
IV тип: «колхоз» - корпоративная культура, основанная на противопоставлении работы на себя и работы на предприятие. Работники отрабатывают барщину (плановые задания) и используют время и мощности предприятия для работы на себя.
Основные признаки:
1) отношение к работе как к повинности;
2) четко выраженный иерархический торг. Заработная плата считается социальным минимумом. Любое напряжение работника требует дополнительной оплаты;
3) круговая порука в разворовывании ресурсов предприятия.
V тип: «хуторское хозяйство» - корпоративная культура, основанная на обособлении деятельности и прав на ее результаты. Каждый работник «возделывает свой участок», а вкладом в общее дело является отработка (обязательное задание) или оброк (отчисления от доходов). Пример – адвокатское бюро (каждый адвокат отрабатывает на родную контору необходимый минимум, и сам ищет себе работу – клиентов); риэлторские фирмы (сотрудники пользуются общей базой данных, юридической помощью, маркой фирмы, но находят своих клиентов сами и получают процент от сделки).
Основные признаки:
1) минимальная внутрифирменная кооперация;
2) непосредственная связь с клиентами – зарабатывает тот, кто умеет налаживать контакты;
3) внутренняя конкуренция (борьба за клиентов).
VI тип: «феодальный социализм» - корпоративная культура, основанная на жесткой иерархии и соподчинении всех исполнителей. Разделение труда и кооперация сочетаются с перманентным торгом по вертикали и горизонтали относительно условий взаимодействия.
Основные признаки:
1) сильная инерция сложившейся системы отношений – большая часть отношений носит характер воспроизводства сложившихся рутин;
2) ритуальный характер подчинения;
3) множественность интриг – постоянно меняющиеся коалиции интересов.
VII тип: «корпорация» - корпоративная культура, основанная на кооперации деятельности с четким разделением «зон ответственности». В основе взаимодействия лежит жесткий регламент, устанавливающий функции, права и обязанности каждого исполнителя, а также процедуры принятия решений и согласования интересов. Тип характерен для крупных компаний.
Основные признаки данной культуры:
1) индивидуалистический стиль поведения;
2) контрактный характер отношений работник – предприятие;
3) максимальное совпадение формальных и реальных, общественно-санкционированных норм поведения.
Отметим, что иногда в одной и той же компании сосуществуют и взаимодействуют несколько типов корпоративных культур. В то же время есть абсолютно несовместимые (например, «колхоз» и «колония»).
Культура, как институциональная характеристика компании, предполагает способы согласования интересов, методы разрешения конфликтов, формы корпоративных усилий.
* этим символом обозначены материалы проекта IFC «Корпоративное управление в России».
[1] Шеин В., Жуплев А. Российские акционерные компании: парадоксы развития// Журнал для акционеров. - 2003. - №1. - с.36.
[2] И.А. Храброва. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика: - М.: ИД «Альпина», 2000. – 198с.
[3] Д. Вавулин. Раскрытие информации с использованием Интернета// Журнал для акционеров. - №2. – 2004. – с. 16-21.
[4] Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. Под ред. А.С. Семенова
и Ю.С. Сизова. – М.:Едиториал УРСС, 2002. – с. 11-13.
[5] Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб: Питер. – 256 с.
[6] Е.Устюжанина. Корпоративная культура// Журнал для акционеров. - №1. – 2004. – с. 35-42.