Определение потребности в собственном оборотном капитале и анализ причин ее изменения
Потребность предприятия в оборотных средствах зависит от множества факторов:
Ø объем производства и продаж продукции;
Ø темп роста объема производства и продаж;
Ø вид бизнеса;
Ø масштабы деятельности;
Ø длительность производственного цикла;
Ø структура капитала предприятия;
Ø учетная политика;
Ø принятая система расчетов за продукцию (работы, услуги);
Ø условия и практика кредитования;
Ø уровень материального обеспечения;
Ø виды и структура потребляемого сырья;
Ø инфляция и другие факторы.
Существуют различные методики определения потребности предприятия в оборотном капитале, рассмотрим методики профессоров А. Д. Шеремета и О. В. Ефимовой.
Профессор А. Д. Шеремет для расчета финансово-эксплутацион-ной потребности в оборотном капитале (ФЭП) выделяет 4 метода:
1. Аналитический метод (опытно-статистический). Отражает сложившуюся практику организации производства, снабжения и сбыта. Финансово-эксплутационная потребность подсчитывается за 3–5 лет и усредняется:
ФЭП по балансу = стр. 210 + стр. 230 + стр. 240 – стр. 620.
Более точные результаты расчетов будут получены, если из суммы фактических остатков запасов будут исключены суммы неходовых, залежалых материально-производственных запасов, готовой продукции, не пользующейся спросом, незавершенного производства, которое не станет готовой продукцией.
2. Метод прямого счета (нормативный). Рассчитывается потребность по каждому элементу оборотного капитала с использованием научно-обоснованных нормативов.
3. Коэффициентный метод. Сначала расчеты ведутся методом прямого счета, а затем корректируются в соответствии с ожидаемой динамикой роста объема производства и ускорения оборачиваемости средств. Используется в том случае, когда нормативы оборотных средств периодически уточняются путем прямого счета.
,
где К – коэффициент прироста оборотных средств в планируемом периоде; Δ Е– прирост оборотных средств; Δ V – прирост объема продукции; t1, t2, t3 – темп роста изменения оборотных средств, взятый в виде коэффициентов за 3 периода, предшествующих планируемому.
4. Расчет в форме баланса. По отчетному балансу определяется удельный вес текущих активов, причем каждого из их элементов в выручке от продаж, затем устанавливается зависимость изменения различных элементов текущих активов от изменения выручки.
ТЕМА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПАНИИ
Модель формирования и использования финансовых
Показателей
Традиционно считается, что прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Поддержание необходимого уровня прибыльности – необходимая закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса – одна из главных внутренних причин банкротства.
Различают два подхода к определению прибыли – экономический подход и бухгалтерский подход.
Экономическая прибыль – это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Здесь предполагается оценка капитала собственников на основе рыночных оценок и поэтому используется для компаний, акции которых котируются на рынке. В этом случае известны рыночные данные о капитализации (произведение текущей рыночной цены акций на их общее число). Разность между значениями капитализации на конец и начало периода представляет собой прибыль собственников, которую можно считать прибылью самой компании за период.
Бухгалтерская прибыль исчисляется как положительная разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников.
Классификация прибыли по схеме Н. Н. Селезневой и А. Ф. Ионовой включает следующие признаки:
· по порядку формирования (валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль);
· источникам формирования (прибыль от продаж продукции, прибыль от реализации имущества, внереализационная прибыль);
· видам деятельности (прибыль от обычных видов деятельности (операционная прибыль), прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности);
· периодичности получения (регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль);
· характеру использования (прибыль, направленная на дивиденды (потребленная); капитализированная (нераспределенная) прибыль).
Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.
Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Валовая прибыль (другое название – брутто-прибыль) рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и себестоимостью проданной продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше этих расходов на величину прибыли от продаж. Брутто-прибыль рассчитывается по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
В процессе своей деятельности организация несет прочие расходы. Сюда включаются проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях, прочие расходы (включая налоги, относимые за счет финансового результата). Сальдо прочих оходов и расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.
После уплаты текущего налога на прибыль в случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами, в результате формируется чистая прибыль отчетного периода. Схема формирования прибыли представлена на рис. 4.
В форме № 2 сведения о прибыли проводятся за отчетный и предыдущий год, что дает возможность провести горизонтальный и вертикальный анализ прибыли в динамике и определить основные факторы, влияющие на ее величину.