СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – филиал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – филиал

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная

лесотехническая академия имени С. М. Кирова»

Факультет экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета, анализа,

Аудита и налогообложения

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Учебное пособие

СЫКТЫВКАР 2011

Рассмотрены и рекомендованы к изданию советом факультета экономики и управления Сыктывкарского лесного института

Составитель:

И. В. Лотоцкая, ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения Сыктывкарского лесного института

Ответственный редактор:

Рецензент:

В учебном пособии изложены основные темы дисциплины «Теория экономического анализа», в которых рассматриваются основные понятия, методы и приемы анализа, типология видов анализа, методика выявления и подсчета резервов. Для закрепления изучаемого материала по каждой теме предлагаются вопросы.

Пособие содержит обобщенные теоретические и практические знания по изучению теоретических основ анализа и рекомендуется для студентов экономических специальностей всех форм обучения.

© И. В. Лотоцкая, составление, 2011

© Сыктывкарский лесной институт – филиал

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная

лесотехническая академия им. С. М. Кирова», 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

Содержание учебного пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов экономических специальностей.

Структура пособия выглядит следующим образом. Первая тема содержит научные основы экономического анализа. Во второй теме раскрываются основные теоретические положения, лежащие в основе теории экономического анализа. В третьей теме приводится подробная классификация видов экономического анализа, а также приводятся методики проведения оперативного, текущего и перспективного, внутрихозяйственного и отраслевого анализа.

Большое значение в данной работе уделяется информации, т. к. рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для принятия управленческих решений. Основные правила организации информации, информационное обеспечение, документальное оформление результатов анализа и т. д. излагаются в теме 4.

В учебном пособии описываются основные методы, приемы и методики экономического анализа, их значение в деятельности предприятия, последовательность проведения и особенности их применения (темы 5 – 10).

Тема 11 позволяет понять особенности системного подхода в комплексном экономическом анализе и включает обзор основных показателей, характеризующих состояние объекта анализа, а так же методологию комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия.

История становления и основные этапы развития экономического анализа отражены в двенадцатой теме пособия.

Каждая тема завершается вопросами для самоконтроля, ответ на которые поможет проверить качество усвоения материала.

Цель преподавания дисциплины: дать студентам знания и навыки в области овладения элементами и приемами экономического анализа, необходимыми для практической деятельности.

В процессе изучения дисциплины студенты должны научиться овладевать приемами и способами аналитических расчетов, применять навыки организации аналитической работы на предприятии, формировать экономическую информацию для подготовки и обоснования управленческих решений.

Данная дисциплина является инструментом преемственности изучения экономических дисциплин. Она позволяет расширить кругозор в отношении цикла таких экономических дисциплин как «Мировая экономика», «Финансы».

При написании данного учебного пособия были использованы учебники и книги по теории экономического анализа – Шеремета А. Д., Баканова М. И., по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности – Ковалева В. В., Бочарова В. В., Гиляровской Л.Т., Чуева И.Н. Всем авторам выражаем благодарность.

Тема 1 Научные основы экономического анализа

Вопросы

Экономический анализ и теория познания

Экономический анализ и важнейшие категории диалектики

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «теория познания».

2. Экономический анализ как общенаучный метод познания.

3. Каковы инструменты процесса познания?

4. Перечислите стадии процесса мышления.

5. На каких принципах диалектики основывается экономический анализ?

6. В чем выражена связь и отличие между экономическим анализом и экономической теорией?

Тема 2 Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Вопросы

2.1 Понятие об анализе, предмет и содержание экономического анализа

2.2 Задачи и принципы экономического анализа

2.3 Этапыразвития экономического анализа

2.4 Экономический анализ и смежные науки

2.5 Экономический анализ и управление организацией

2.1 Понятие об анализе, предмет и содержание экономического анализа

Анализ (от греч. – analisis) означает разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. В широком смысле анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений.

Экономический анализ – это специальная отрасль знаний. Его возникновение и развитие обусловлено определенными требованиями и условиями, которые неизбежно предъявляются к новой отрасли знаний. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Он комплексно использует фактические данные, прибегая к приемам и способам исследования статистики, бухгалтерского учета, математики [26, с. 10].

Роль экономического анализа заключается в обеспечении устойчивого раз­вития доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое.

Цель экономического анализа предприятия заключается в повышении эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности.

Содержание экономического анализа предприятия состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

Наука есть логически организованная система знаний. Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий (заготовление, производство, реализация), их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации. Из данного определения ясно, что экономический анализ исследует хозяйственные процессы предприятий, других подразделений и конечные производственно-финансовые результаты их деятельности. При этом экономика предприятий изучается в динамике и статике.

Из определения следует, что на хозяйственные процессы и конечные результаты оказывают влияние объективные внешние факторы (действие экономических законов, ценового фактора (изменение цен, тарифов, ставок)) исубъективные внутренние (они связаны с конкретной деятельностью человека, полностью зависят от него). Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка. Успешное хозяйствование, выполнение бизнес-планов определяются умелым руководством тем или иным производственным коллективом; правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела конкретным исполнителем.

Система экономической информации представляет собой совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях.

Информационная система включает в себя совокупность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступающие в систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для построения моделей (моделирования) в соответствии с задачами экономического анализа, а, следовательно, и для принятия управленческих решений.

Объектами экономического анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности, а также предприятие в целом и его структурные подразделения. Пример: Производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия, степень использования земельных ресурсов предприятия. Основное отличие объекта от предмета экономического анализа – в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.

Субъектамимогут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий (предприятия или сторонние организации).

Функциями экономического анализаявляются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативна.

Всех пользователей информацией можно условно разделить на две группы – внутренних и внешних (таблица 1). Интересы их различны, а часто и противоположны [27, с. 27]. Внутренние пользователи, проводя анализ или контролируя его проведение, могут по­лучать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников (прежде всего из бухгалтерской отчетности) и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.

Таблица 1 – Пользователи аналитической информации

Внешние пользователи Внутренние пользователи
Кредиторы Контрагенты Государственные контролирующие органы Мелкие собственники и потенциальные инвесторы Независимые аналитики Внешние аудиторы Управленческий персонал Владельцы контрольных пакетов акций Бухгалтеры Внутренние аудиторы

Ресурсы Продукция

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – филиал - student2.ru СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – филиал - student2.ru услуги и пр.

 
  СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – филиал - student2.ru

 
  СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – филиал - student2.ru

Рисунок 1 – Место экономического анализа в системе управления

Демократический подход к управленческому процессу находит выражение в первую очередь в использовании в экономике всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной). Если при государственной форме собственности анализ, как с полным основанием считалось ранее, играет важную роль в научной разработке планов и нормативов, в контроле за их неукоснительным выполнением и соблюдением, то при частной форме собственности эта роль значительно возрастает. Здесь также находит отчетливое отражение деление на «свое» и «общее», что непременно ведет к неодинаковой хозяйственно-финансовой результативности.

Координация и регулирование работ (функция управления), единоначалие и коллегиальность (принципы управления) в той или иной степени предполагают использование форм и методов экономического анализа.

Координация работ тесно связана с проверкой исполнения, с оперативным анализом сделанного.

Теснейшим образом анализ связан и с таким важным принципом управления, как режим экономии. Внедрение действенного коммерческого расчета во все отрасли хозяйства, обеспечение лучших результатов при наименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянного наблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом особо тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль за такими расходами и потерями, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.

Все управленческие решения должны быть обоснованными, мотивированными, оптимальными. Особенно затруднительно принимать в оптимальном варианте оперативные решения. Большую помощь здесь может оказать оперативный анализ.

Выбор наилучшего варианта управленческого решения достигается путем применения экономико-математического моделирования и системного анализа.

В современных условиях широко используется маркетинговый анализ, который должен содержать обоснованную программу маркетинга.

Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без:

- анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

- анализа состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

- анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);

- анализа конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);

- анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики;

- анализа конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Экономический анализ является одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления.

Таким образом, роль экономического анализа в процессе управления организацией, сводится к следующему:

1) позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного планирования;

2) способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направление поиска резервов и пути их реализации;

3) способствует воспитанию коллектива организации в духе бережливости и экономии;

4) воздействует на совершенствование механизма самоокупаемости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления.

Экономический анализ способствует выявлению связей между отдельными объектами управления, правильному обоснованию цели и отбору эффективного варианта решения. В процессе принятия решения экономический анализ уменьшает неопределенность исходной ситуации и риск, связанный с выбором правильного решения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экономический анализ?

2. История развития экономического анализа. Назовите ученых, занимающихся разработкой теории и методики экономического анализа.

3. Этапы развития экономического анализа.

4. Цель экономического анализа.

5. Содержание анализа.

6. Охарактеризуйте предмет экономического анализа.

7. Что является объектом анализа? Отличие предмета от объекта экономического анализа.

8. Какие задачи управления решаются посредством экономического анализа?

9. Какие существуют принципы экономического анализа?

10. Раскройте взаимосвязь экономического анализа и смежных с ним наук.

11. В чем выражается связь между экономическим анализом и экономической теорией, планированием?

12. Какова роль экономического анализа в управлении организации?

Вопросы

3.1 Виды экономического анализа (классификация)

3.2 Организация и методика проведения оперативного, текущего и перспективного анализа

3.3 Особенности организации внутрихозяйственного и отраслевого экономического анализа

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы отличительные особенности управленческого и финансового анализа?

2. Классификация видов экономического анализа.

3. Классификация видов экономического анализа в зависимости от масштабности и сложности производства.

4. Назовите особенности отраслевого экономического анализа.

5. Какой вид анализа имеет большее значение: оперативный или текущий?

6. Охарактеризуйте цели оперативного, текущего и перспективного анализа.

7. Назовите характерные особенности оперативного, текущего и перспективного анализа.

8. Назовите особенности внутрихозяйственного анализа.

9. Какие задачи решаются посредством оперативного анализа?

Вопросы

4.1 Основные правила организации анализа. Организационные формы и исполнители анализа.

4.2 Планирование аналитической работы и информационное обеспечение анализа.

4.3 Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе

4.4 Документальное оформление результатов анализа

4.5 Организация автоматизированного рабочего места аналитика

Планирование аналитической работы и информационное обеспечение анализа

На каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться. На практике могут составляться следующие планы:

- комплексный план аналитической работы предприятия;

- тематические планы.

Комплексный планобычно составляется на один год. Разрабатывает его специалист, которому на предприятии поручено руководство аналитической работой в целом. Этот план по содержанию представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем, кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, указываются субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание.

При разработке плана обязательно должна учитываться периодичность изучения важных проблемных вопросов, преемственность анализа за отдельные периоды времени.

В комплексном плане также должны быть предусмотрены источники информации, которые могут использоваться при анализе, технические средства проведения анализа. Например, при выполнении исследования на ПЭВМ должна быть определена программа, по которой будет проводиться анализ. По результатам анализа разрабатываются предложения, направленные на улучшение результатов хозяйственной деятельности. Поэтому комплексный план должен предусматривать и организацию проведения контроля за выполнением этих мероприятий.

Тематические планы– это планы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Виды источников данных:

1) плановые источники, к ним относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

2) учетные источники –это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетностьспособствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

3) внеучетные источники информации,к нимотносятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

- официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

- хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;

- решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов;

- материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.);

- техническая и технологическая документация;

- материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.);

- устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.

Классификация информации:

1 По отношению к объекту исследования:

- внутренняя информация – это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д.;

- внешняя информация – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

2 По отношению к предмету исследования:

- основная информация;

- вспомогательная информация, необходимая для более полной характеристики изучаемой предметной области.

3 По периодичности поступления:

- регулярная информация: плановые и учетные данные. Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

- эпизодическая информация формируется по мере необходимо­сти, например сведения о новом конкуренте.

4 По отношению к процессу обработки:

- первичная информация (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований);

- вторичная информация, прошедшая определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

Требования, предъявляемые к организации информационного обеспечения анализа:

1 Аналитичность информации,означает, чтовся система экономической информации независимо от источников поступления должна соответствовать потребностям экономического анализа, т. е. обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику для всестороннего изучения экономических явлений и процессов, выявления влияния основных факторов и определения внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Поэтому вся система информационного обеспечения экономического анализа должна постоянно совершенствоваться.

2 Объективность, системность – экономическая информация должна достоверно отражать деятельность предприятия.

3 Единство.Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.

4 Оперативность,т. е.информация должна поступать к аналитику как можно быстрее.

5 Сопоставимость по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.

6 Рациональность,то есть требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных.

Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе

Ответственным этапом в экономическом анализе является подготовка информации, которая включает:

1 Проверку данных:

- проверена на доброкачественность, т.е. на сколько полными являются данные, которые содержат планы и отчеты, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяется правильность арифметических подсчетов. Аналитик должен обратить внимание и на то, согласуются ли показатели, приведенные в разных таблицах плана или отчета и т.д. Такая проверка носит технический характер.

- проверка данных по существу. В процессе ее определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности. Средствами этой проверки являются как логическое осмысление данных, так и проверка состояния учета, взаимосогласованности и обоснован­ности показателей разных источников.

2 Обеспечение их сопоставимости. Для этого всю числовую информацию после проверки ее доброкачественности приводят в сопоставимый вид (нейтрализация стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов).

3 Упрощение числовой информации. Аналитическое исследование часто носит прогнозный характер и не требует такой точности, как, например, в бухгалтерском учете. Поэтому, чтобы облегчить восприятие информации, уменьшить объем аналитических расчетов (когда они проводятся не на компьютере), можно отбросить десятичные знаки чисел, проводить расчеты в рублях или тысячах рублей. Правда, здесь нужно сделать одно предостережение. Выбор степени упрощения зависит от содержания показателя, его величины и др. На­пример, чтобы оценить фондоотдачу, можно не брать точную стоимость основных средств и валовой продукции, достаточно иметь их объемы в тысячах рублей. Но, отбросив десятичные знаки в самом показателе фондоотдачи, мы чаще всего вообще потеряем его величину – он превратится в ноль. Поэтому при упрощении нужно обязательно сохранить 2-3 десятичных знака.

При упрощении исходных данных очень часто определяют средние или относительные величины, что позволяет облегчить обобщающую оценку деятельности субъектов хозяйствования.

Аналитическая обработка данных– это уже непосредственно анализ. Следовательно, она является более ответственным этапом работы аналитика.

Аналитическая обработка данных включает следующие этапы:

а) подбор системы показателей и выбор приема анализа;

б) реализация счетных процедур;

в) обобщение информации в аналитических таблицах;

г) формулирование выводов.

Организация обработки требует соответствующего методического обеспечения, определенного уровня подготовки лиц, которые занимаются анализом, их обеспеченности техническими средствами проведения экономического анализа. Ответственность за все это чаще всего возлагается на специалиста, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику экономического анализа на основе изучения достижений науки и передового опыта в области анализа и внедрять ее на всех участках производства.

4.4 Документальное оформление результатов анализа

Результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Это может быть пояснительная записка, справка, заключение.

Пояснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Содержание пояснительной запискидолжно быть достаточно полным. Кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, пояснительная записка должна содержать общие вопросы: экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования, результаты выполнения планов по отдельным направлениям деятельности. Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т.д. При ее оформлении особое внимание нужно уделять предложениям, которые вносятся по результатам анализа. Они в первую очередь должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.

Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки. Заключениепишется, когда анализ проводится вышестоящими органами управления.

Содержание справки и заключения может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опущена общая характеристика предприятия и условий его деятельности.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме оформления результатов анализа.Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц и не содержит пояснительного текста. Аналитические таблицы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы предприятия или бросаться в другую крайность - вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количество таблиц усложняет их использование. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми для использования.

Такой порядок оформления результатов анализа в последнее время находит все большее применение. Он рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает свою действенность потому, что при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.

Результаты итогового анализа и разработанные на их основе мероприятия целесообразно обсуждать на собраниях коллектива предприятия и его подразделений. Практическую реализацию они получают после принятия соответствующих управленческих решений и действий.

Вопросы для самоконтроля

1. Правила организации анализа.

2. На какие этапы подразделяется аналитическая работа на предприятии?

3. Организационные формы анализа. Распределение функций экономического анализа.

4. Как планируется аналитическая работа на предприятии?

5. Классификация источников данных.

6. Требования к организации информационного обеспечения.

7. Перечислите этапы подготовки данных в анализе.

8. Что такое аналитическая обработка данных?

9. Какие документы оформляются по результатам анализа? Их содержание.

10. Раскройте понятие АРМ аналитика.

11. Необходимые условия создания АРМ аналитика.

12. Как осуществляется организация АРМ аналитика?

13. Какие программные средства Вы знаете?

14. Назовите возможности программного комплекса «ИНЭК-Аналитик».

Вопросы

5.1 Метод и методика проведения экономического анализа

5.2 Классификация приемов и способов экономического анализа

5.3 Способы обработки экономической информации

5.4 Экономико-математические методы экономического анализа

5.5 Приемы финансового анализа

По степени формализуемости.

Таблица 4 – Классификация методов по степени формализуемости

Название метода Содержание метода
Неформализованные методы Логическое, субъективное исследование
- экспертный Оценка ситуации высококлассными специалистами
- морфологический Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов
- рейтинговый Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей
  Окончание таблицы 4
- фактографический Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т. п.
- мониторинг Детальный, систематический анализ изменений
- логическое моделирование Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц
- фундаментальный Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики
- технический Отражение желаемых сглаженных ожиданий
Формализованные методы Строгие формализованные аналитические зависимости
- факторный Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов
- конъюнктурный Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения
- математический Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование
- статистический Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ковариационный анализ; методы гла

Наши рекомендации