Понятие, принципы, формы и методы
Современное государство не может функционировать без осуществления финансовой деятельности, при помощи которой удовлетворяется большинство потребностей материальных и нематериальных потребной граждан, общества и самого государства.
Если рассматриваемые выше категории «финансы» и «финансовая система» - прерогатива, в первую очередь, финансово-экономической науки, то категория «финансовая деятельность государства» рассматривается лишь в рамках финансово-правовой науки, что обусловлено ее концептуально-стержневым значением для определения круга тех общественных отношений, которые составляют предмет финансового права.
Понятие «финансовая деятельность государства» было введено в научный обиход М.А. Гурвичем в учебном пособии «Советское финансовое право», изданном в 1952 году.
Как правило, финансовая деятельность государства раскрывается через триаду определенных действий, в концентрированном виде выражающих процесс образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
В рамках соотношения централизованных и децентрализованных финансовую деятельность государства можно определить как публичную деятельность соответствующих государственных органов по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов и созданию оптимально-побудительных условий для образования, распределения и использования децентрализованных денежных фондов в контексте выполнения государством возложенных на него задач.
Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, призванными детерминировать рациональную концептуализацию отношений государства в сфере его взаимоотношения с частными субъектами хозяйствования. Принципы финансовой деятельности в большинстве случаев носят общеобязательный характер, поскольку многие из них либо прямо закреплены в нормах права, регулирующих эту деятельность, либо логически вытекают из их смысла.
К числу принципов финансовой деятельности можно отнести следующие.
1.Принцип законности, являясь межотраслевым правовым принципом, заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов должен идти в строгом соответствии с финансовым законодательством, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
2. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Это предполагает использование финансово-правовых институтов в целях определенного государственного регулирования экономики, сообразно тем задачам, которые ставятся перед ним со стороны общества для обеспечения потребностей последнего.
3. Принцип социальной направленности, который выражается в политике государства по созданию условий, обеспечивающих здоровье нации, охрану труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установлении адресной социальной (денежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реализовано без соответствующего финансового обеспечения.
4.Принцип гласностипредполагает, что правотворчество в финансовой сфере должно осуществлять открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересованных субъектов о результатах финансовой деятельности государства. Данный принцип, как и все остальные, находит свое дальнейшее отражение (зачастую легальное) в подотраслях и институтах финансового права.
5. Принцип разделения властей предусматривает распределение полномочий в сфере финансовой деятельности государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Беларусь).
6.Принцип плановостиозначает, что финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.
7. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления, который основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.
Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания, распределения и использование денежных средств.
Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и использование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.
Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей, являющийся доминирующим при осуществлении финансовой деятельности государства, реализуется через механизмы налогообложения, обязательное страхование и др. Метод добровольных платежейосуществляется через государственные займы (покупка и продажа государственных ценных бумаг), лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т.п. В настоящее время метод обязательных платежей является основным, поскольку бюджеты всех уровней в основном формируются за счет налоговых платежей, основанных на обязательной атрибутивной доминанте.
При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Например, предоставление межбюджетного трансферта из республиканского бюджета местным в форме субвенции осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности. В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности (бюджетный заем).
Формы финансовой деятельности достаточно разнообразны. Финансовая деятельность государства осуществляется непосредственно (фактически), т.е. в неправовой форме, не влекущих правовых последствий и в правовой форме, порождающей определенные правовые последствия.
Правовая форма финансовой деятельности государства является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права. Имея четко обозначенную функциональную направленность правовая форма финансовой деятельности государства опосредует только специальные функциональные задачи правового характера, решение которых сопровождается правовыми или организационно-правовыми последствиями. Правовыеформы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением финансово-правовых норм, совокупность которых образует финансовое законодательство. Неправовые формы – это формы, имеющие локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур (например, ответы на вопросы налогоплательщиков; проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства в средствах массовой информации, финансово-экономический анализ; проведение финансового планирования, составление экономических прогнозов и отчетов и т.п.).