Совершенствование управления общественными финансами регионов и муниципалитетов.
По каждому из пяти направлений были определены конкретные механизмы и инструменты реализации. Так, по первому, связанному с необходимостью упорядочения бюджетного устройства страны, вначале был проведен серьезный анализ сложившейся практики бюджетной системы и ее разновидностей в различных субъектах РФ. Такой анализ показал наличие многочисленных разновидностей бюджетного устройства на единой территории страны.
Глубина бюджетной системы в едином государстве, при закрепленных в Бюджетном Кодексе РФ трех уровнях, достигала 4-5 уровней.
Сохранены 3 уровня бюджетной системы: федеральный, субъектов РФ, местный, однако последний уровень разделен на подуровни - территориальный и поселенческий (муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений).
С 1 января 2006 г. в большинстве регионов начала действовать новая система местного самоуправления и несколько видов местных бюджетов (муниципальных районов, городских округов и городских и сельских поселений), что потребовало дополнительных средств на осуществление межбюджетного выравнивания муниципальных образований.
Следующим направлением бюджетной реформы стало разграничение расходных полномочий. Разграничение бюджетных полномочий представляет собой законодательное закрепление функциональных обязанностей различных уровней государственной власти по распределению общественных (бюджетных) услуг населению.
Оно осуществляется исходя из следующих принципов: каждая общественная услуга, предоставляемая населению, делится между уровнями власти и управления, а, следовательно, их бюджетами, исходя из трех критериев: первый – определение того уровня, который устанавливает нормативно-правовое регулирование (закрепляет предоставление соответствующей общественной услуги в рамках федерального, регионального закона, либо решения представительного органа власти местного самоуправления), второй – определение уровня власти, который финансирует из бюджета предоставление общественной услуги, и, наконец, третий критерий - определение уровня, который реально предоставляет соответствующую общественную услугу.
Сложившееся разграничение расходных полномочий в целом соответствует мировой практике в том смысле, что каждый уровень бюджетной системы отвечает за вопросы соответствующего значения. Например, содержание федеральных органов власти и оборона финансируется из федерального бюджета; услуги, отвечающие потребностям нескольких муниципальных образований, например, содержание больниц, финансируются за счёт регионального бюджета; услуги для жителей муниципального образований, например вывоз мусора, финансируются местными властями.
Третьим направлением современной бюджетной реформы стал поиск оптимального варианта разграничения налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы для реализации закрепленных бюджетным законодательством расходных полномочий по каждой общественной (бюджетной) услуге. С точки зрения классических основ теории бюджетного федерализма, в рамках реформы было бы необходимо децентрализовать не только расходные полномочия, но и, что очень важно, соответствующие им доходные источники.
Каждому уровню бюджетной системы передан перечень собственных расходных полномочий с собственным формированием расходов, а также субвенции на делегированные полномочия.
Мировая практика, как отмечалось выше, знает следующие принципиальные подходы к решению проблемы разделения собираемых налогов.
1. Каждый уровень власти в государстве получает полное право и несет всю ответственность за установление и сбор своих собственных налогов. Тем самым в государстве появляется несколько независимых уровней налогов, предприятия и организации при этом должны платить в каждый бюджет в принципе только предназначенные для этого бюджета виды налогов. Самостоятельно вводимые каждым уровнем власти налоги при таком подходе взимаются только в пределах соответствующей территории и должны поступать в бюджет данного уровня. Эта схема применима лишь при сравнительно однородных в фискальном отношении регионах (например, применяется в США).
2. Соединение в рамках определённого вида общественно-государственного налога нескольких ставок, самостоятельно устанавливаемых разными уровнями власти. Это означает, что налогоплательщик обязан платить один и то же вид налога одновременно в разные бюджеты по разным ставкам. Такой подход открывает широкие возможности увеличения масштабов перераспределения бюджетных ресурсов. Результат – резкое усиление индивидуально-регионального регулирования бюджетных отношений. Из-за давления регионов на федеральный центр единая налоговая система постепенно разрушается и перестаёт быть интегрирующим фактором в рамках Федерации
3. Использование механизма нормативного разделения между бюджетами всех уровней доходов от конкретных видов налогов, взимаемых по единым ставкам на всей территории страны. В этом случае в бюджет данного уровня власти подлежит зачислению законодательно установленная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории, исходя из общей для всех плательщиков этого налога в государстве налоговой ставки (применятся в ФРГ). Бюджетная практика развитых стран показывает, что ни одной из них не удавалось обеспечить разграничение доходов между звеньями бюджетной системы каким-то одним способом, всегда применялась их комбинация.
Четвертым направлением реформы стало создание системы формализованного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов (по формуле, на основе объективных, статистических и аналитических данных, которые каждый субъект бюджетного процесса может просчитать и обосновать). В рамках данного этапа бюджетной реформы появились новые виды межбюджетных трансфертов (безвозмездных, безвозвратных), помимо традиционных:
1) дотации (нецелевая помощь),
2) субвенции (целевая),
3) субсидии (долевая),
4) бюджетные кредиты (возвратные, но недорогие, половина, треть от ставки рефинансирования ЦБ РФ),
5) к новым видам относятся отрицательные трансферты,
6) субвенции на выполнение межмуниципальных функций (школьный автобус и т.д.)
Такая помощь предоставляется субъектам и муниципалитетам из вышеперечисленных фондов финансовой поддержки по формализованным методикам, созданы фонды в рамках федерального бюджета.