Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
Термин «бюджетный федерализм» часто пересекается с понятиями «межбюджетные отношения», «регулирование бюджетов», между ними нельзя ставить знак равенства, поэтому в контексте рассматриваемых проблем необходимо выявление их иерархической соподчиненности.
Бюджетный федерализмопределен каксистема отношений,которая выходит за рамки чисто бюджетных отношений и включает правовые, экономические, бюджетные, налоговые отношения между Федерацией, её субъектами, органами местного самоуправления, основанные на их противоречивой взаимосвязи.
Бюджетное регулирование, в свою очередь, представляет комплекс механизмов управления (регулирования) бюджетной системы в целях обеспечения её сбалансированности. Оно является неотъемлемой её составляющей, главные формы регулирования – достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности этой системы.
Под вертикальной сбалансированностью понимается процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов каждого уровня по вертикали: федеральный бюджет - субфедеральные бюджеты – местные бюджеты. В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень власти обязан предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Таким образом, целью вертикальной сбалансированности бюджетов является обеспечение финансовой базы для реализации расходных полномочий различных уровней власти.
Финансовыми инструментами вертикального бюджетного регулирования являются налоги – собственные (на 100% поступающие в бюджет одного уровня, например НДС в федеральный бюджет, налог на имущество юридических лиц, транспортный – в субфедеральные бюджеты, налоги на землю и на имущество физических лиц – в местные бюджеты) и совместные налоги, которые делятся между несколькими бюджетами (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на малый бизнес и т.п.).
Однако вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетной сбалансированности. Оно сочетается с горизонтальной сбалансированностью бюджетов, под которой понимается устранение несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня (по горизонтали), вызванное объективными причинами. Горизонтальное выравнивание направлено на обеспечение стандартного, сопоставимого уровня потребления общественных услуг гражданами страны, независимо от отличий в доходной обеспеченности территории проживания, её особых инфраструктурных, климатических и других объективных факторах. Они обусловлены большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, существенном отличии уровней затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому гражданину социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы, неустойчивое экономическое развитие, процессы приватизации, сопровождавшиеся на начальных этапах массовым отказом предприятий от социальных затрат и содержания объектов социально-бытовой сферы, а также собственная позиция региона по отношению к рыночным изменениям.
Горизонтальное выравнивание бюджетов ещё называют межбюджетным выравниванием или межбюджетными отношениями. Они могут быть определены как объективно обусловленная система оказания помощи региональным и местным бюджетам.
Финансовыми инструментами горизонтального бюджетного выравнивания являются межбюджетные трансферты.
Очевидно, что межбюджетные отношения не могут отождествляться со всей совокупностью отношений бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм существенно шире, он представляет собой систему бюджетно-налоговых отношений, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учет интересов всех его участников.
Организация бюджетного регулирования напрямую связана с моделью государственного устройства. В унитарных странах бюджетным системам свойствен высокий уровень централизации бюджетных ресурсов и незначительный объем бюджетных прав и обязанностей местных бюджетов при высоком удельном весе финансовой помощи из центрального бюджета. В государствах с федеративным устройством бюджетное регулирование являются частью отношений бюджетного федерализма, предполагающего более сбалансированное распределение полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы, относительную самостоятельность бюджетов, их равноправие в бюджетной системе государства, организацию межбюджетного перераспределения, т.е. финансовой помощи нижестоящим бюджетам в разных формах.
Системы управления в развивающихся странах, как отмечают эксперты Всемирного банка, более централизованны, чем в промышленно развитых. За последние 30 лет в развивающихся странах отмечен лишь небольшой перенос тяжести государственных расходов с национального на более низкие уровни. В развитых странах, особенно с федеративным устройством, напротив, наблюдается тенденции к некоторой децентрализации государственных полномочий, выражаемая в передаче государственных расходов на более низкие уровни.
Приведенные выше положения хорошо прослеживаются при анализе статистических данных – в унитарных государствах финансовая помощь существенно выше по отношению к ВВП.
Так, в развитых странах с федеративным устройством на цели финансовой помощи субфедеральным бюджетам в середине 90-х гг. расходовалось от 1,5 до 4% ВВП (включая собственно бюджетные средства и расходы социально-страховых фондов), а в унитарных государствах ресурсы, выделяемые на финансовую помощь в местные бюджеты, значительнее: от 4,78% в Швеции до это 8,33% ВВП в Англии.
Таким образом,межбюджетные отношения являются неотъемлемой составной частью в структуре отношений бюджетного федерализма и представляют обособленный, вполне конкретный вид отношений, а бюджетный федерализм являет собой их совокупность.