Приоритеты общественного развития в РФ. Бюджет 2011-2013 гг.
В нашей стране стратегические приоритеты бюджетной политики определяются в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию, конкретизируются в Бюджетном послании Президента РФ и находят отражение в проекте федерального бюджета на следующий год и среднесрочную перспективу, разрабатываемом соответствующими структурами Правительства РФ (Министерством финансов, Министерством экономического развития, Министерством регионального развития и др.).
Так, в Бюджетном послании на 2005 г. такими приоритетами стали проведение социальных реформ, модернизация военной организации государства, развитие общественной инфраструктуры. Структурными реформами в государственном секторе были названы: реформа федеративных отношений и местного самоуправления: реформа бюджетного процесса; реформа социальной защиты населения; военная и административная реформы.
В качестве основных приоритетов расходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2011-2013 годы определены:
обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе;
разработка долгосрочной бюджетной стратегии;
снижение вдвое дефицита федерального бюджета в 2013 г.;
введение четких правил оценки действующих расходных обязательств и процедур принятия новых расходных обязательств с повышением ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований;
сокращение численности федеральных госслужащих в течение трех лет на 20%;
разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
повышение эффективности использования государственных инвестиций на основе частно-государственного партнерства;
обеспечение исполнения социальных обязательств при большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот;
повышение доступности и качества предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг путем совершенствования правового статуса государственных (муниципальных) учреждений и внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.[110]
Анализ прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год, трехлетний плановый период, а также федерального бюджета свидетельствуют о том, что они основаны на Бюджетных посланиях Президента РФ, в том числе связаны с необходимостью последовательного сокращения дефицита федерального бюджета и бюджетной системы в целом.
Таблица 10.4[111]
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
млрд. рублей
Показатель | 2009 г | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2013 г |
Доходы, всего | 13 552,5 | 14 994, | 17 392,8 | 18 756,9 | 20 271,6 |
%% к ВВП | 34,7 | 33,4 | 35,0 | 34,0 | 32,8 |
Федеральный бюджет | 7 337,8 | 7 783,8 | 8 617,8 | 9 131,7 | 9 983,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 789,2 | 5 251,1 | 5 884,7 | 6 440,3 | 7 049,3 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 1 656,4 | 2 409,3 | 3 416,1 | 3 740,2 | 4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 5 923,6 | 5 832,0 | 6 157,7 | 6 428,6 | 6 963,0 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 4 437,5 | 4 665,1 | 4 965,2 | 5 438,9 | 6 024,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 479,1 | 502,8 | 789,7 | 850,2 | 915,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 120,8 | 135,9 | 393,7 | 446,1 | 149,0 |
Расходы, всего | 16 330,6 | 17 575,7 | 19 217,9 | 20 441,2 | 21 762,3 |
%% к ВВП | 41,8 | 39,1 | 38,7 | 37,0 | 35,2 |
Федеральный бюджет | 9 660,1 | 10 212,4 | 10 385,1 | 10 844,6 | 11 749,1 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 386,7 | 6 290,3 | 6 759,8 | 7 198,2 | 7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 587,2 | 5 000,7 | 5 579,8 | 6 090,5 | 6 652,5 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 3 478,6 | 4 897,5 | 5 476,1 | 5 985,8 | 6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 252,9 | 6 166,3 | 6 502,6 | 6 725,4 | 7 070,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 5 986,2 | 5 885,1 | 6 192,3 | 6 407,0 | 6 652,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 479,1 | 502,8 | 789,7 | 850,2 | 915,4 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | -2 778,1 | -2 581,6 | -1 825,1 | -1 684,3 | -1 490,7 |
%% к ВВП | -7,1 | -5,6 | -3,7 | -3,0 | -2,4 |
Диаграмма 10.1 Структура расходов бюджетной системы РФ (по видам бюджетов) в 2009-2013 гг.
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (млрд. руб.) |
Анализ основных параметров бюджетной системы в 2011 - 2013 годах показывает, что впервые за последние десять лет (с 2009 г.) бюджетная система Российской Федерации столкнулась с наличием дефицита.
Уровень дефицита бюджетной системы РФ в 2010 год (5,6 % ВВП) превышал уровень дефицита бюджета Канады (2,2 % ВВП), Японии (4,2 % ВВП), Германии (4,5 % ВВП), Франции (5,6 % ВВП), Италии (5 % ВВП), за исключением Великобритании (9,4 % ВВП), однако в 2011 г. федеральный бюджет был сбалансирован (бездефицитным).
По сравнению со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) уровень дефицита федерального бюджета Российской Федерации сопоставим с уровнем дефицита бюджета Индии (6,8 % ВВП), но значительно выше уровня дефицита бюджета Китая (около 3 % ВВП). В странах СНГ, таких, как Белоруссия, Украина, Казахстан, уровень дефицита бюджета прогнозировался в 2009 - 2011 годах в пределах 2 - 4 % ВВП.