Приоритеты общественного развития в РФ. Бюджет 2011-2013 гг.

В нашей стране стратегические приоритеты бюджетной политики определяются в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию, конкретизируются в Бюджетном послании Президента РФ и находят отражение в проекте федерального бюджета на следующий год и среднесрочную перспективу, разрабатываемом соответствующими структурами Правительства РФ (Министерством финансов, Министерством экономического развития, Министерством регионального развития и др.).

Так, в Бюджетном послании на 2005 г. такими приоритетами стали проведение социальных реформ, модернизация военной организации государства, развитие общественной инфраструктуры. Структурными реформами в государственном секторе были названы: реформа федеративных отношений и местного самоуправления: реформа бюджетного процесса; реформа социальной защиты населения; военная и административная реформы.

В качестве основных приоритетов расходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2011-2013 годы определены:

обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе;

разработка долгосрочной бюджетной стратегии;

снижение вдвое дефицита федерального бюджета в 2013 г.;

введение четких правил оценки действующих расходных обязательств и процедур принятия новых расходных обязательств с повышением ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований;

сокращение численности федеральных госслужащих в течение трех лет на 20%;

разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

повышение эффективности использования государственных инвестиций на основе частно-государственного партнерства;

обеспечение исполнения социальных обязательств при большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот;

повышение доступности и качества предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг путем совершенствования правового статуса государственных (муниципальных) учреждений и внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.[110]

Анализ прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год, трехлетний плановый период, а также федерального бюджета свидетельствуют о том, что они основаны на Бюджетных посланиях Президента РФ, в том числе связаны с необходимостью последовательного сокращения дефицита федерального бюджета и бюджетной системы в целом.

Таблица 10.4[111]

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г
Доходы, всего 13 552,5 14 994, 17 392,8 18 756,9 20 271,6
%% к ВВП 34,7 33,4 35,0 34,0 32,8
Федеральный бюджет 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 789,2 5 251,1 5 884,7 6 440,3 7 049,3
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1 656,4 2 409,3 3 416,1 3 740,2 4 114,2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 923,6 5 832,0 6 157,7 6 428,6 6 963,0
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 4 437,5 4 665,1 4 965,2 5 438,9 6 024,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 120,8 135,9 393,7 446,1 149,0
Расходы, всего 16 330,6 17 575,7 19 217,9 20 441,2 21 762,3
%% к ВВП 41,8 39,1 38,7 37,0 35,2
Федеральный бюджет 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6 386,7 6 290,3 6 759,8 7 198,2 7 913,0
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 587,2 5 000,7 5 579,8 6 090,5 6 652,5
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 3 478,6 4 897,5 5 476,1 5 985,8 6 281,5
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 252,9 6 166,3 6 502,6 6 725,4 7 070,8
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 5 986,2 5 885,1 6 192,3 6 407,0 6 652,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 778,1 -2 581,6 -1 825,1 -1 684,3 -1 490,7
%% к ВВП -7,1 -5,6 -3,7 -3,0 -2,4

Диаграмма 10.1 Структура расходов бюджетной системы РФ (по видам бюджетов) в 2009-2013 гг.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (млрд. руб.)
Приоритеты общественного развития в РФ. Бюджет 2011-2013 гг. - student2.ru

Анализ основных параметров бюджетной системы в 2011 - 2013 годах показывает, что впервые за последние десять лет (с 2009 г.) бюджетная система Российской Федерации столкнулась с наличием дефицита.

Уровень дефицита бюджетной системы РФ в 2010 год (5,6 % ВВП) превышал уровень дефицита бюджета Канады (2,2 % ВВП), Японии (4,2 % ВВП), Германии (4,5 % ВВП), Франции (5,6 % ВВП), Италии (5 % ВВП), за исключением Великобритании (9,4 % ВВП), однако в 2011 г. федеральный бюджет был сбалансирован (бездефицитным).

По сравнению со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) уровень дефицита федерального бюджета Российской Федерации сопоставим с уровнем дефицита бюджета Индии (6,8 % ВВП), но значительно выше уровня дефицита бюджета Китая (около 3 % ВВП). В странах СНГ, таких, как Белоруссия, Украина, Казахстан, уровень дефицита бюджета прогнозировался в 2009 - 2011 годах в пределах 2 - 4 % ВВП.

Наши рекомендации