Инструменты государственного регулирования при микро – и макроэкономических подходах к роли государства

Для эпохи индустриального развития рыночного хозяйства было характерно преобладание микроэкономических подходов в экономике и индивидуалистических теорий общественного благосостояния. Основная теоретическая установка – в разрешении общественного интереса через эффективные механизмы саморегуляции рынка. В сфере государственных финансов подход с позиций микроэкономики обосновывает необходимость равновесия государственного бюджета как ключевую цель. Бездефицитность, сбалансированность бюджета являлась главной аксиомой бюджетной политики.

До первой мировой войны экономическая наука придерживалась принципа свободы предпринимательства, обосновывая ограниченность вмешательства государства и его финансов в экономику.

Функции государства у неоклассиков сводились к следующим:

1) охрана и защита частной собственности;

2) развитие конкуренции;

3) налоговая политика, не препятствующая предпринимательству;

4) здоровое, неинфляционное денежное обращение;

5) бездефицитный бюджет.

Жесточайший и самый глубокий в истории ХХ века кризис 1929-1933 г., вызвал паралич всей экономической системы, наглядно демонстрируя неспособность рынка свободной конкуренции достигать самонастроенности и саморегулирования. Необходимость включения дополнительных регуляторов рынка для ликвидации разрушительных последствий кризиса стала очевидной. Функция регулирования отрицательных последствий рыночной конкуренции была возложена на государство. Идейным вождем, основоположником теории и практики государственного регулирования экономики с помощью государственных финансов стал английский экономист Д.М.Кейнс.

Он был одним из наиболее талантливых учеников А.Маршалла в Кембриджском университете. Главным научным трудом стала книга «Общая теория занятости, процента и денег». Труды Кейнса и его последователей дали первое теоретическое обоснование экономической политики, реализация которой привела к созданию смешанной экономики, сочетающей инструменты и механизмы рыночного и государственного регулирования. Кейнс взял на себя смелость выдвинуть «общую экономическую теорию», новое в методологии экономического анализа, введя в экономический анализ агрегированные народно-хозяйственные величины (совокупный общественный продукт, совокупный спрос, занятость, национальный доход, совокупные сбережения и инвестиции и т.д.), что получило название макроэкономического подхода.

Макроэкономика не изучает поведение отдельного субъекта рынка, а рассматривает экономику как единое целое. Макроэкономический подход Кейнса основывался на том, что условия процветание отдельной фирмы совсем не обязательно тождественны условиям процветания экономики в целом, наоборот, между ними возникают глубокие противоречия, разрешение которых состоит не в максимизации прибыли отдельной фирмы, а в восстановлении общенациональных экономических пропорций и совершенствовании общих условий производства.

Важнейшим достижением Кейнса стало доказательство того, что совокупный выпуск определяется совокупным спросом, поэтому принципиально по-новому определена роль государства в современной рыночной экономике. До Кейнса макроэкономический анализ исходил из закона Сэя о примате предложения ресурсов (их ценности, редкости, вознаграждения факторов производства) над спросом, что доказывало бессмысленность управления спросом. В этом случае роль государства сводится исключительно к созданию среды для деятельности предприятий, которые и будут определять уровень выпуска продукции и занятости. Однако благодаря «кейнсианской революции», доказавшей необходимость управления совокупным спросом, стала очевидной активная роль государства в рыночной экономике. Кейнс выдвинул проблему «эффективного спроса» и его компонентов – потребления и накопления вместе с факторами, определяющими их движение.

Ключевыми причинами неэффективного спроса являются:

1) прогрессивное сокращение предельной склонности к потреблению; 2) понижение предельной эффективности капитала;

3) чрезмерное предпочтение ликвидности

Способом решения экономических проблем Кейнс считал активную государственную экономическую политику, состоящую из четырех компонентов – денежно-кредитной политики, расходов государственного бюджета, перераспределения доходов, протекционизма.

Инструментами государственного регулирования в различных экономических моделях являются, как известно:

в денежно-кредитной сфере – изменение количества денег в обращении, воздействие на инфляцию, регулирование валютного курса, ставка рефинансирования и т.п.; в бюджетно-налоговой – сбалансированность бюджета, изменение налоговых ставок, изменение величины государственных расходов и т.д.

При макроэкономическом подходе к государственным финансам первостепенное значение приобретают государственные расходы, структура которых отражает активную роль государства в обеспечении устойчивого экономического роста, высокой занятости, сохранении социальной и территориальной стабильности, недопущении резкой имущественной и доходной дифференциации. Такая методология принципиально по-новому трактует роль бюджетного дефицита, рассматривая его как фактор активизации, стимулирования совокупного спроса. По утверждению Дж.Кейнса, государственный спрос, который обеспечивается налогами и займами, может активизировать предпринимательскую деятельность, инвестиции, что приведет к росту национального дохода, темпы роста которого определяются предельной склонностью к потреблению (эффект мультипликатора).

Приращение совокупного спроса равно приращению инвестиций, помноженному на мультипликатор, определяющий предельную склонность к потреблению. Рост государственных расходов, обеспеченный налогами и займами, оживляет предпринимательскую деятельность, напрямую воздействует на основные компоненты спроса, то есть личное и инвестиционное потребление. Соответствие спроса и предложения может достигаться с помощью налоговой политики, направленной на изъятие лишних сбережений.

В период подъема налоги сдерживают бум и рост инвестиций, в период спада падение дохода ведет к сокращению налогов и большая часть доходов пойдет на производственное и личное потребление.

Денежно-кредитное регулирование государство должно осуществлять с помощью варьирования ставкой процента. Для противодействия пагубному снижению частных инвестиций необходимо увеличивать государственные капиталовложения. «Я представляю себе .., что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой».[96]

На основе теорий экономического цикла и экономического роста последователи Кейнса разработали антициклическую государственную политику и меры по стимулированию экономического роста. Однако её применение на практике выявило существенные недостатки исключительно макроэкономических подходов без анализа микроэкономических категорий. Кроме того, изучение экономики только со стороны спроса делало этот анализ односторонним. Ведь рыночный механизм – всегда сочетание спроса и предложения, а предложением всегда занимались неоклассики.

Наши рекомендации