Теория «неоклассического синтеза» П.Самуэльсона и Д.Хикса.

Два противоположных направления экономического анализа равновесия спроса и предложения, обуславливающих оптимальное использование экономических ресурсов, были объединены в рамках теории неоклассического синтеза, наиболее яркими представителями которого является лауреаты Нобелевской премии в области экономики англичанин Дж.Хикс и американец П.Самуэльсон.

В «Экономике» П. Самуэльсона развивается теория и обосновывается государственная политика экономического роста на основе сочетания неоклассических идей по стимулированию потенциального производства и неокейнсианских рекомендаций по регулированию эффективного спроса с целью достижения их динамического равновесия.

Здесь объединены макроэкономические методы исследования с микроэкономическими, анализ роста национального дохода дополнен анализом движения цен, заработной платы, прибыли.

П.Самуэльсон разрабатывает теорию чистых государственных расходов, вводит в оборот понятие «общественных благ» и их ключевые характеристики: неделимость, доступность всем и предоставление государством. Им поставлен вопрос о распределении финансовых ресурсов между государственным и частным сектором, при этом государство берет на себя финансирование экономической и социальной инфраструктуры, неприбыльную либо низкоприбыльную для частного сектора. Суть финансовой политики в сфере производства общественных благ – регулирование их предложения с целью достижения оптимальности государственных расходов.

В рыночных экономиках послевоенного развития государство попыталось взять на себя функцию заполнения ниш провалов рынка. На первый план в экономической теории выходит теория государства всеобщего благосостояния, согласно которой его экономическая роль заключается в том, чтобы корректировать ошибки рынка путем производства общественных благ, регулируя внешние эффекты, компенсируя ошибки рынка капитала и страхового рынка и т.д. Другими словами, государство, создавая условия игры для частных предприятий, способствует удовлетворению потребностей населения в общественных услугах. Права взимать налоги, запрещать, требовать участия в общественных услугах, наказывать относятся к исключительным прерогативам государства.

Государственный сектор стал энергично разрастаться, принимая на себя все большее количество задач. Процесс построения государств всеобщего благосостояния заметно расширился. Дирижизм во Франции, план Маршалла, программа создания «Великого общества» в США, социальная политика ряда скандинавских стран и ряд других были направлены на усиление роли государства.

Основная теорема экономической теории благосостояния подтверждает, что рыночная экономика с совершенной конкуренцией автоматически достигает эффективного использования ресурсов (оптимальность по Парето).

У данной оптимальности три составляющие: эффективность производства благ, эффективность размещения ресурсов и эффективность обмена.

Выбор оптимальных вариантов использования ресурсов может рассматриваться с точки зрения социальной справедливости, требующей применения функции общественного благосостояния. Необходимость обеспечения социальной справедливости не исключает государственного вмешательства даже в случае отсутствия провалов рынка[97]. Распределение доходов на конкурентных рынках происходит, как правило, социально неприемлемыми способами, поэтому у тех, кто располагает незначительными активами, собственностью, может оказаться недостаточно ресурсов для обеспечения приемлемого уровня жизни. Поэтому представляется, что только государство может взять на себя защиту социально уязвимых категорий населения.

Вместе с тем в рамках классической теории благосостояния доказывается, что усилия государства по корректировке ошибок рынка сами по себеведут к потерям эффективности, поскольку они, как правило, требуют увеличения налоговых сборов. Проблема состоит в том, чтобы достигнуть компромисса между положительными сторонами государственного вмешательства и издержками его осуществления.

Наши рекомендации