Государственные доходы России в 1906 г.
Государственные доходы | Россия | |
1. | Обыкновенные доходы, в том числе: | 2271,2 млн.руб. |
Доход от винной операции | 697,5 млн.руб. | |
Сбор с пива, водочных изделий | 39,1 млн.руб. | |
всего | треть всего бюджета, 736 млн. руб. | |
2. | Казенные железные дороги | 491млн.руб |
3. | Таможенные обложения | 243 млн.руб. |
4. | Обложение табака | 60 млн.руб |
5. | Обложение торговли и промышленности | 82 млн.руб. |
6. | Почта, телеграф телефон | 74 млн.руб. |
7. | Обложение спичек | 15 млн.руб. |
8. | Акциз на керосин | 30 млн.руб. |
9. | Обложение денежных капиталов | 20 млн.руб. |
10. | Лесной доход | 58 млн.руб. |
11. | Налог поземельный, с недвижимых имуществ и подати | 60,5 млн.руб. |
12. | Капиталы, принадлежащие казне, операции госбанка | 17,5 млн.руб. |
13. | Гербовые, судебно-канцелярские пошлины | 54 млн.руб. |
Итого: Пошлины и налоги – всего | 458 млн.руб | |
Доходы от фискальных монополий (регалий) | 741 млн.руб. |
Анализ доходов российского бюджета 1906 г. показывает, что доля чистых налогов составляла 25%, а если добавить доходы фискальных монополий, она повысится до 65%. Для сравнения - в бюджете Италии за 1925\26 гг. из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд.лир налоги вместе с фискальными монополиями составили 85% всей суммы доходов. В США в 1984 г. Налоговые поступления составили 93,8% от общей суммы.[92]
После революции 1917 года в России бюджет и бюджетное право претерпели существенные изменения.
В январе 1918 г. был издан первый акт советского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на первое полугодие 1918 г., первый советский бюджет в соответствии с Правилами был полугодовым, однако в 1920-21 гг. происходит возврат к составлению годовых бюджетов.
В российской финансовой энциклопедии 1924 г. бюджет определялся как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов, с подведением баланса».[93]
В советский период союзный бюджет становится важным элементом финансовой системы страны. Государственное имущественное и личное страхование, социальное страхование и обеспечение, кредитная система, хотя теоретически и считались самостоятельными звеньями общегосударственных финансов, на практике выступали вспомогательными звеньями, подчиненными бюджетной политике. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства также были лишь относительно самостоятельными – сфера их финансовых прав ограничивалась практически лишь распределением той части прибыли, которую государство оставляло предприятиям для их нужд. Порядок распределения прибыли и организация финансовых отношений жестко регламентировалась государством, т.е. преобладали не рыночные, а административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов в бюджет.
В советский период несколько раз предпринимались попытки реформирования финансов с целью роста их эффективности и адаптации к реалиям рыночных отношений в большинстве развитых стран.
Так в 1965 г. Россия по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших государств мира, до 300 вместо 80-87 в 1927 гг. возрастает число отраслей промышленности, что требует децентрализации в управлении экономикой. Целью реформы становится оптимизация централизованного планирования и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий как основных субъектов хозяйствования и плательщиков налогов.
Перестраиваются финансовые отношения, связанные с распределением прибыли - первоочередными становятся платежи в бюджет в виде платы за основные фонды и оборотные средства, а также платежи банку процентов за кредит. Оставшаяся часть прибыли по установленным нормативам направлялась в децентрализованные фонды предприятия (фонд материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.)
Однако, с поставленными задачами входе реформы справиться не удалось – если в начале 30-х гг., в период жесткой централизации государство оставляло в распоряжении предприятий 19% прибыли, то на этапе децентрализации управления – не более 40%, что снижало заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективной деятельности[94].
В конце 50-х гг. стала наблюдаться несбалансированность бюджета в связи с направлением огромных дотаций убыточному сельскому хозяйству, а также ростом расходов на оборону. Впервые дефицит бюджета был признан в 1988 г. За 1985-89 гг. дефицит государственного бюджета СССР вырос с 2,4% ВВП до 8,5% ВВП. Его основными причинами академик Петраков Н.Я. назвал неэффективность государственных расходов за последние двадцать лет, расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, падение мировых цен на нефть, войну в Афганистане, снижение налоговых поступлений в бюджет. Если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд.долл.США, то к 1991 г. – 80 млрд.долл, при этом 75-80% займов уходило на его обслуживание и не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка.[95]
Вопросы для повторения и задания:
1. Всегда ли государства имели бюджет? С какими характеристиками связано появление бюджета как исторической категории?
2. В какой стране появился первый бюджет в современном его понимании?
3. Как Вы понимаете принцип единства бюджета?
4. Почему бюджет принимается в форме закона?
5. Какие функции реализуются бюджетом в современном государстве?
6. Почему бюджет может выступать инструментом государственного регулирования социального, экономического и территориального развития?
7. Дайте характеристику сбалансированности бюджета.
8. Что такое дефицит бюджета и источники его покрытия?
9. Чем отличается профицит бюджета в краткосрочном и долгосрочном периодах?
10. В чем суть реформ С.Ю.Витте для экономики России?
11. Чем характеризуется советский период развития бюджетных отношений?