Государственные доходы России в 1906 г.

  Государственные доходы Россия
1. Обыкновенные доходы, в том числе: 2271,2 млн.руб.
  Доход от винной операции 697,5 млн.руб.
  Сбор с пива, водочных изделий 39,1 млн.руб.
  всего треть всего бюджета, 736 млн. руб.
2. Казенные железные дороги 491млн.руб
3. Таможенные обложения 243 млн.руб.
4. Обложение табака 60 млн.руб
5. Обложение торговли и промышленности 82 млн.руб.
6. Почта, телеграф телефон 74 млн.руб.
7. Обложение спичек 15 млн.руб.
8. Акциз на керосин 30 млн.руб.
9. Обложение денежных капиталов 20 млн.руб.
10. Лесной доход 58 млн.руб.
11. Налог поземельный, с недвижимых имуществ и подати 60,5 млн.руб.
12. Капиталы, принадлежащие казне, операции госбанка 17,5 млн.руб.
13. Гербовые, судебно-канцелярские пошлины 54 млн.руб.
  Итого: Пошлины и налоги – всего 458 млн.руб
  Доходы от фискальных монополий (регалий) 741 млн.руб.

Анализ доходов российского бюджета 1906 г. показывает, что доля чистых налогов составляла 25%, а если добавить доходы фискальных монополий, она повысится до 65%. Для сравнения - в бюджете Италии за 1925\26 гг. из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд.лир налоги вместе с фискальными монополиями составили 85% всей суммы доходов. В США в 1984 г. Налоговые поступления составили 93,8% от общей суммы.[92]

После революции 1917 года в России бюджет и бюджетное право претерпели существенные изменения.

В январе 1918 г. был издан первый акт советского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на первое полугодие 1918 г., первый советский бюджет в соответствии с Правилами был полугодовым, однако в 1920-21 гг. происходит возврат к составлению годовых бюджетов.

В российской финансовой энциклопедии 1924 г. бюджет определялся как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов, с подведением баланса».[93]

В советский период союзный бюджет становится важным элементом финансовой системы страны. Государственное имущественное и личное страхование, социальное страхование и обеспечение, кредитная система, хотя теоретически и считались самостоятельными звеньями общегосударственных финансов, на практике выступали вспомогательными звеньями, подчиненными бюджетной политике. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства также были лишь относительно самостоятельными – сфера их финансовых прав ограничивалась практически лишь распределением той части прибыли, которую государство оставляло предприятиям для их нужд. Порядок распределения прибыли и организация финансовых отношений жестко регламентировалась государством, т.е. преобладали не рыночные, а административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов в бюджет.

В советский период несколько раз предпринимались попытки реформирования финансов с целью роста их эффективности и адаптации к реалиям рыночных отношений в большинстве развитых стран.

Так в 1965 г. Россия по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших государств мира, до 300 вместо 80-87 в 1927 гг. возрастает число отраслей промышленности, что требует децентрализации в управлении экономикой. Целью реформы становится оптимизация централизованного планирования и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий как основных субъектов хозяйствования и плательщиков налогов.

Перестраиваются финансовые отношения, связанные с распределением прибыли - первоочередными становятся платежи в бюджет в виде платы за основные фонды и оборотные средства, а также платежи банку процентов за кредит. Оставшаяся часть прибыли по установленным нормативам направлялась в децентрализованные фонды предприятия (фонд материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.)

Однако, с поставленными задачами входе реформы справиться не удалось – если в начале 30-х гг., в период жесткой централизации государство оставляло в распоряжении предприятий 19% прибыли, то на этапе децентрализации управления – не более 40%, что снижало заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективной деятельности[94].

В конце 50-х гг. стала наблюдаться несбалансированность бюджета в связи с направлением огромных дотаций убыточному сельскому хозяйству, а также ростом расходов на оборону. Впервые дефицит бюджета был признан в 1988 г. За 1985-89 гг. дефицит государственного бюджета СССР вырос с 2,4% ВВП до 8,5% ВВП. Его основными причинами академик Петраков Н.Я. назвал неэффективность государственных расходов за последние двадцать лет, расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, падение мировых цен на нефть, войну в Афганистане, снижение налоговых поступлений в бюджет. Если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд.долл.США, то к 1991 г. – 80 млрд.долл, при этом 75-80% займов уходило на его обслуживание и не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка.[95]

Вопросы для повторения и задания:

1. Всегда ли государства имели бюджет? С какими характеристиками связано появление бюджета как исторической категории?

2. В какой стране появился первый бюджет в современном его понимании?

3. Как Вы понимаете принцип единства бюджета?

4. Почему бюджет принимается в форме закона?

5. Какие функции реализуются бюджетом в современном государстве?

6. Почему бюджет может выступать инструментом государственного регулирования социального, экономического и территориального развития?

7. Дайте характеристику сбалансированности бюджета.

8. Что такое дефицит бюджета и источники его покрытия?

9. Чем отличается профицит бюджета в краткосрочном и долгосрочном периодах?

10. В чем суть реформ С.Ю.Витте для экономики России?

11. Чем характеризуется советский период развития бюджетных отношений?


Наши рекомендации