Разработка социального проекта
РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ
«КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Методические рекомендации для участников
МОСКВА, 2012
Дорогие друзья!
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих общественных организаций, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе и государственную социальную политику. Социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере,но и утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).
В этомпособии собраны краткие методические рекомендации, которые помогут Вам в подготовке, написании и реализации социальных проектов, и соответственно, в участии в Конкурсе.
Российский Союз Молодежи
В данном пособии использованы материалы из опыта работы Российского Союза Молодежи, Высшей школы управления, группы компаний «ConsultingSystems»и Московской гуманитарно-социальной академии.
Социальное проектирование
Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.
Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба – вид социального взаимодействия, в ходе которого получается и присваивается информация о социальных объектах и явлениях.
Социальная практика – это процесс освоения, отработки социальных навыков.
Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация — не просто обновление, это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
· социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
· социальные отношения (отношения к старикам, молодежи, детям; отношение к клиенту, потребителю, заказчику; политическое взаимодействие, влияние и др.);
· социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
· социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).
Социальный проект
Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:
· они направлены на достижение конкретных целей;
· они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
· они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
· они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Социальные проекты нацелены на получение определенных результатов - иными словами, они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты.
Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В отдельных случаях эти взаимосвязи достаточно очевидны (например, технологические зависимости), в других случаях они имеют более тонкую природу. Некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; некоторые задания могут осуществляться только параллельно, и так далее. Если нарушается синхронизация выполнения разных заданий, весь проект может быть поставлен под угрозу.
Социальные проекты выполняются в течение конечного периода времени. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания мероприятий, входящих в проект.
Социальные проекты - мероприятия в известной степени неповторимые и однократные. Вместе с тем, степень уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому. Если вы занимаетесь строительством детских площадок и возводите двадцатую по счету, степень уникальности вашего проекта достаточно невелика. Базовые элементы этой площадки идентичны элементам предыдущих девятнадцати, которые вы уже построили. Основные же источники уникальности, однако, могут быть заложены в специфике конкретной ситуации - в расположении и окружающего ландшафта, в особенностях поставок материалов и комплектующих, в новых субподрядчиках. С другой стороны, если вы разрабатываете уникальный технологию, вы, безусловно, имеете дело с задачей весьма уникальной. Вы делаете то, что никогда раньше не делалось. И поскольку прошлый опыт может в данном случае лишь ограниченно подсказывать вам, чего можно ожидать при выполнении проекта, он полон риска и неопределенности.
Реализация проекта.
Этапы реализации социального проекта:
· Составление предложений по проекту.
Это первый практический шаг на пути реализации проекта. Он необходим для того, чтобы вы смогли еще раз проанализировать сложившуюся ситуацию, оценить свои возможности, степень готовности своей команды, а также отношение местного сообщества к вашему проекту. Составьте краткий текст своих предложений для будущих деловых партнеров.
· Поиск деловых партнеров.
Данный этап позволяет вам составить перечень деловых партнеров и определить, с кем из них вы будете проводить переговоры о совместной работе над социальным проектом.
· Проведение официальных переговоров.
· Получение необходимых ресурсов.
При получении необходимых ресурсов (денежных средств, материальных ценностей) обязательно ведите учет всего, что вы получили. Это может пригодиться в будущем.
· Проведение плановых мероприятий.
Хорошо составленный план — это уже половина успеха. Но, тем не менее, он требует объединенных усилий всей команды, направленных на его выполнение. Прежде всего, постарайтесь не отступать от намеченного плана без особых причин, но любой план может требовать корректив, он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств.
· Оценка и контроль выполнения проекта.
Оценка проведенных мероприятий не должна быть только формальной. Прежде всего, то нужно для вас, чтобы в будущем проводить более серьезные проекты и на более высоком уровне. Этот этап позволяет вам подвести промежуточные итоги своей деятельности, соотнести их с показателями, которые вы определили в качестве основы системы оценки вашей работы, то есть осуществлять контроль, без которого невозможно выполнить достаточно серьезную работу, тем более, командой.
· Корректировка хода реализации проекта.
Корректировка плана потребуется в том случае, если вы не смогли реализовать какие—либо из намеченных пунктов, например, из-за недостатка необходимого ресурса.Главное требование — корректировка не должна принципиально изменить ранее составленный план, особенно если обстоятельства не столь существенны.
Введение.
Именно здесь нужно описать деятельность вашей организации (учреждения, группы и т.д.), связав ее с тематикой социального проекта. Напишите о целях и задачах учреждения, о том, сколько времени оно существует, какими ресурсами обладает; что уже сделано, какая финансовая поддержка уже получена и для каких проектов или программ; кто будет выполнять заявляемый проект и какова квалификация этих сотрудников. При необходимости такое описание можно перенести отдельно в приложение («Информационная карта»). Текст должен быть четким, кратким, простым по форме, по возможности без применения специальных терминов. Рекомендуемый объем – 1-2 страницы.
Актуальность проекта.
В этом разделе описывается объективная ситуация в стране, в регионе, в городе, вызвавшая ту конкретную проблему, которая может быть решена с помощью заявляемого проекта. Излагается проблема, далее объясняется, почему ее решение действительно необходимо и как оно может изменить ситуацию в лучшую сторону. Эта проблема не должна быть порождением только внутренних трудностей в вашей организации. Помните, что о ней вообще могут и не подозревать, так что пишите доходчиво, по возможности просто. При этом не забывайте о необходимости доказать вашу компетентность в данном вопросе. Приведите статистические данные, выдержки из научных работ и обзоров, цитаты из выступлений в прессе. Задачи, решаемые вашей организацией, должны быть логически связаны с теми, что будут решаться в проекте. При этом необходимы реальные сроки и ссылки на имеющиеся у организации ресурсы. Одной из крайностей часто бывает заявка «мировой» проблемы, с которой невозможно справиться в короткие сроки и силами, имеющимися у вашей организации. Насколько вы будете убедительны в постановке проблемы, зависит от правильного еепонимания вообще – не путайте проблему с задачами, с путями ее решения. Обратите внимание на формулировки - все, что вы напишите, должно выглядеть значимым и для тех людей, нуждам которых служит ваша организация.
Актуальность социального проекта:
· сжато, очень конкретно характеризует не удовлетворяющую Вас ситуацию, которая требует изменений;
· показывает круг тех, кого она касается и на кого направлена реализация социального проекта (целевая аудитория);
· дает количественную и статистическую информацию о проблеме;
· определяет цели деятельности;
· после описания Актуальности эксперт должен понять, что этот проект нужен. Актуальностьможет иногда содержать прогноз дальнейшего негативного развития ситуации. Из хорошо сформулированной проблемы вытекает весь проект.
Рекомендуемый объем раздела – от 1 до 3 страниц
Содержание проекта
На данном этапе нужно доказать преимущество вашей методологии перед другими используемыми в проектах, аналогичных вашему. Следовательно, вы должны знать об этих проектах и дать сравнительный анализ разных методов выполнения сходных задач. Необходимо обосновать сделанный выбор стратегии достижения результатов и объяснить, почему именно такая стратегия или методика является наиболее реалистичной. Примером конкретного мероприятия может быть обучающий семинар специалистов по одному из направлений работы вашей организации или подготовка и издание методического пособия по проведению какого-либо праздничного мероприятия.
Механизм реализации проекта или планируемая деятельность с календарным планом работы
В этом разделе описываются те виды деятельности или мероприятия, которые необходимы для получения планируемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов. Должно стать ясным, что будет сделано, кто будет осуществлять деятельность, как, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут использованы.
Очень важно уметь составить календарный план работы, то есть перечень мероприятий. При этом дополнить его конкретными датами, расписать сроки выполнения каждого этапа и последовательность мероприятий. Не перегружайте проект, помните о возможностях организации, о том, кто реально будет в нем занят.
В этом разделе вы можете контролировать логику взаимодействия частей проекта, то есть цепочку – цель – задача - метод. Рекомендуемый объем – не более 3 страниц.
Бюджет проекта.
Бюджет проекта должен быть обоснованным. Затраты – действительно необходимыми для осуществления проекта, а не рассчитанными из общих нужд организации. Бюджет, или смета расходов, возможно, один из самых главных разделов проекта.
При получении проекта Экспертный совет конкурса в первую очередь обращает внимание:
· на общую стоимость проекта;
· вклад самой организации в расходы по его реализации;
· привлеченные средства спонсоров и т.д.
Рекомендуемый объем раздела –до 1 страницы.
Приложения
В этот раздел включаются документы, не вошедшие в основное содержание социального проекта:
· Письма поддержки могут быть очень полезны для проекта. Правильно составленные, они служат дополнительным подтверждением серьезности намерений учреждения осуществить проект и решить насущную для общества проблему. В письме-поддержке обязательно должно содержаться обращение к организаторам Конкурса и правильное название заявляемого проекта. Письма должны подаваться на конкурс в одном пакете с заявкой и проектом. Приветствуются письма поддержки от местных органов власти, которые могут оценить социальную значимость заявляемого проекта, а также от специалистов в проблемной области.
· Документы подтверждающие реализацию проекта:копии благодарственных писем и дипломов, ксерокопии или вырезки из печатных изданий, варианты раздаточной или сувенирной продукции, если таковая использовалась в проекте, фото и видео материалы о ходе реализации проекта.
Перечень необходимых материалов, которые должны содержаться в социальном проекте, направляемом на Конкурс:
· Титульный лист:
ü Название проекта.
ü Организация (учреждение)-заявитель.
ü Руководитель и авторы проекта.
ü География проекта.
ü Сроки реализации проекта.
· Введение
ü Содержит сведения об организации (учреждении)-заявителе, уровне компетенции автора проекта, квалификации персонала.
ü Описывает вид деятельности, цели, задачи.
ü Поясняет, почему именно эта организация работала по проекту.
ü Описывает, чьим нуждам служит организация.
ü Логически подводит к постановке проблемы.
ü Сообщает о наличии достижений, подтверждает репутацию.
· Актуальность проекта
ü Описывает, почему возникла необходимость в выполнении социального проекта.
ü Описывает какие обстоятельства побудили авторов написать проект.
ü Понятна связь проблемы с целями и задачами заявителя.
ü Разумность масштаба работ.
ü Обоснование необходимости решения проблемы статистикой, ссылкой на авторитеты, ключевые литературные источники, советы экспертов, социологические опросы и т.д.
ü Проблема сформулирована с точки зрения целевой аудитории, а не самого автора.
ü Раздел не содержит голословных утверждений.
· Цели и задачи проекта
ü Цели и задачи логически вытекают из проблемы.
ü Описываются итоги выполнения проекта (цель - общий итог, задачи - частные результаты).
ü Из раздела ясно, что получилось в результате выполнения проекта, какие изменения произошли в существующей ситуации.
ü Постановку задач авторы не путают с методами их решения.
ü Из раздела ясно, кто извлек пользу от выполнения проекта.
· План реализации проекта
ü Естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод
ü Ясно, что сделано, кто осуществлял действия, когда и в какой последовательности осуществлялисьмероприятия, какие ресурсы были привлечены в рамках реализации проекта.
ü Описывает причины и принципы подбора людей, мероприятий, последовательности выполнения действий.
ü Наличие четкого плана-графика реализации проекта.
· Бюджет проекта
ü Соответствует описательной части, подробен.
ü Включает собственные и привлеченные ресурсы.
ü Понятно, в каком размереи из какого источника были привлечены средства на реализацию проекта.
· Результаты реализации проекта
ü Наличие количественных и качественных результатов.
ü Сопоставление достигнутых результатов с заявленными целями и задачами проекта.
· Перспектива реализации
ü Прописан четкий механизм трансляции опыты реализации проекта среди других учреждений и организаций.
ü Перспектива дальнейшей реализации проекта с ожидаемыми результатами.
· Приложения
ü Сопроводительные письма.
ü Письма поддержки (от государственных учреждений, организаций, частных лиц и др.)
ü Копии благодарственных писем, дипломов и т.д., по результатам реализации проекта.
ü Копии или вырезки из печатных средств массовой информации.
ü Фото, видеоматериалы, подтверждающие реализацию проекта.
РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ
«КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Методические рекомендации для участников
МОСКВА, 2012
Дорогие друзья!
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих общественных организаций, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе и государственную социальную политику. Социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере,но и утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).
В этомпособии собраны краткие методические рекомендации, которые помогут Вам в подготовке, написании и реализации социальных проектов, и соответственно, в участии в Конкурсе.
Российский Союз Молодежи
В данном пособии использованы материалы из опыта работы Российского Союза Молодежи, Высшей школы управления, группы компаний «ConsultingSystems»и Московской гуманитарно-социальной академии.
Социальное проектирование
Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.
Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба – вид социального взаимодействия, в ходе которого получается и присваивается информация о социальных объектах и явлениях.
Социальная практика – это процесс освоения, отработки социальных навыков.
Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация — не просто обновление, это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
· социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
· социальные отношения (отношения к старикам, молодежи, детям; отношение к клиенту, потребителю, заказчику; политическое взаимодействие, влияние и др.);
· социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
· социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).
Социальный проект
Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:
· они направлены на достижение конкретных целей;
· они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
· они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
· они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Социальные проекты нацелены на получение определенных результатов - иными словами, они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты.
Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В отдельных случаях эти взаимосвязи достаточно очевидны (например, технологические зависимости), в других случаях они имеют более тонкую природу. Некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; некоторые задания могут осуществляться только параллельно, и так далее. Если нарушается синхронизация выполнения разных заданий, весь проект может быть поставлен под угрозу.
Социальные проекты выполняются в течение конечного периода времени. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания мероприятий, входящих в проект.
Социальные проекты - мероприятия в известной степени неповторимые и однократные. Вместе с тем, степень уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому. Если вы занимаетесь строительством детских площадок и возводите двадцатую по счету, степень уникальности вашего проекта достаточно невелика. Базовые элементы этой площадки идентичны элементам предыдущих девятнадцати, которые вы уже построили. Основные же источники уникальности, однако, могут быть заложены в специфике конкретной ситуации - в расположении и окружающего ландшафта, в особенностях поставок материалов и комплектующих, в новых субподрядчиках. С другой стороны, если вы разрабатываете уникальный технологию, вы, безусловно, имеете дело с задачей весьма уникальной. Вы делаете то, что никогда раньше не делалось. И поскольку прошлый опыт может в данном случае лишь ограниченно подсказывать вам, чего можно ожидать при выполнении проекта, он полон риска и неопределенности.
Разработка социального проекта
Стандартный социальный проект включает в себя следующие разделы:
· Название проекта должно быть нетривиальным, броским, чтобы сразу привлечь внимание, но при этом - кратким.
· Актуальность проекта.Описать проект лучше короткими, но содержательными фразами, без излишней «воды». К актуальности проекта должен быть четко привязан анализ ситуации. Не надо чрезмерно драматизировать ее, сгущать краски, рассказывая о гибели отечественной культуры и искусства и т.п..Нужно показать четкое видение истоков той или иной проблемы, ее сути и способов решения.
· Цели и задачи должны соответствовать проекту, быть ясными, прозрачными и достижимыми. Не надо пытаться одним проектом изменить весь мир. Достаточно того, что вы сделаете его чуточку лучше вокруг себя и своего учреждения.
· Что же касается содержания проекта, то при его описании нужно попытаться выйти из внутренней «скорлупы» своего учреждения, попытаться связать проект с нуждами и чаяниями местного сообщества, попробовать взглянуть на свою деятельность, исходя из интересов людей, так или иначе вовлеченных в орбиту реализации социального проекта.
· Бюджет проекта должен быть обоснованным по отношению к содержанию. Затраты на оборудование и административные расходы должны быть действительно жизненно необходимыми для осуществления проекта, а не рассчитаны из общих нужд организации.
· Ожидаемые результаты.Этот раздел напрямую связан с целями и задачами проекта. Ожидаемые результаты подразделяются на количественные и качественные.
· Перспектива дальнейшей реализации проекта.
4. Структура подготовки социального проекта
Этапы подготовки социального проекта:
· Изучение общественного мнения. На данном этапе необходимо провести социологическое исследование, которое позволит изучить состояние местного сообщества.
· Формулировка актуальной социальной проблемы. Необходимо проанализировать существующие социальные проблемы по ряду критериев:
ü Важность данной проблемы;
ü Масштабность проблемы, т.е. ответ на вопрос «Какое количество человек заинтересованы в решении данной социальной проблемы?»;
ü Возможность практического решения проблемы своими силами.
Таким образом, необходимо выбрать одну или несколько социальных проблем и сформулировать ее так, чтоб было понятно не только вам, но и людям, с которыми вы будете работать над социальным проектом.
· Определение целей и задач соц. проекта. Очень важно четко сформулировать цель социального проекта, т.к. каждый должен представлять, что должно получиться в результате. Не менее важно правильно сформулировать задачи, которые помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают конкретные дела, которые необходимо выполнить, что бы получить намеченный результат.
· Составление плана работы. Он должен обладать указанными свойствами:
ü План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях;
ü План должен быть реальным и выполним по срокам;
ü План должен быть составлен сообща и принят всеми людьми, которые будут нести ответственность за его осуществление;
ü План целесообразно передать тем, кто может высказать по нему свои замечания: специалистам экспертам, опытным людям;
ü Важно определить персональную ответственность каждого члена команды за выполнение плана;
ü План должен касаться не только конечных результатов (т.е. достижения цели), но и путей их выполнения (т.е. решения конкретных задач);
ü По каждому пункту плана необходимо указать все, что необходимо для его реализации.
· Определение обязанностей и их распределение внутри команды. При распределении обязанностей следует учитывать желание самого и индивидуальные особенности человека. Полезно иметь определенный резерв членов команды.
· Определение необходимых ресурсов и источников их получения. Следует составить перечень необходимых ресурсов, определить их объем и составить список источников получения этих ресурсов. Нужно помнить, что ресурсом могут быть не только деньги или материальные ценности, но и информация, а главное - личное участие человека в подготовке и реализации проекта.
· Разработка системы оценки проекта.
Это очень важный раздел подготовки проекта, так как в зависимости от того, что и каким образом вы будете оценивать, зависит отношение к результатам вашего проекта, как самой команды, так и других людей.
Каждый критерий должен иметь четкие показатели, в соответствии с которыми можно определить степень достижения максимально возможного результата. Есть два основных вида показателей:
а) количественные (по количеству сделанного, например, посаженных деревьев, выпущенных листовок, проведенных бесед и т.д.);
б) качественные (по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта).
Оценка работы над проектом может осуществляться, прежде всего, самой командой во время общего сбора, когда каждый человек высказывает свою точку зрения, опираясь на сформулированные показатели и критерии. Для этого нужно одинаково понимать те понятия и термины, которые были использованы при формулировке показателей и критериев. Кроме членов команды оценку вашей работы могут осуществлять эксперты, служащие государственных органов, представители тех предприятий и учреждений, с которыми вы сотрудничаете по реализации проекта и т.д.
· Обучение членов команды.
Возможно, а в некоторых случаях обязательно предварительное обучение членов команды, которые будут непосредственно заняты в проекте. Процесс обучения не должен ограничиваться только теоретическими занятиями. Максимальный эффект дают практикумы и тренинги.Вполне возможно обойтись без данного этапа, но только в том случае, когда все члены команды, работающей над проектом, имеют достаточный опыт.
· Формирование общественного мнения.
Выполнив всю подготовительную работу, можно приступать к формированию общественного мнения.
Благоприятное отношение общественности к вашим планам во многом может определить их успех. В частности, во время информирования граждан о предстоящей деятельности вашей команды вы можете найти единомышленников, которые проявят желание помочь вам тем или иным способом.
Реализация проекта.
Этапы реализации социального проекта:
· Составление предложений по проекту.
Это первый практический шаг на пути реализации проекта. Он необходим для того, чтобы вы смогли еще раз проанализировать сложившуюся ситуацию, оценить свои возможности, степень готовности своей команды, а также отношение местного сообщества к вашему проекту. Составьте краткий текст своих предложений для будущих деловых партнеров.
· Поиск деловых партнеров.
Данный этап позволяет вам составить перечень деловых партнеров и определить, с кем из них вы будете проводить переговоры о совместной работе над социальным проектом.
· Проведение официальных переговоров.
· Получение необходимых ресурсов.
При получении необходимых ресурсов (денежных средств, материальных ценностей) обязательно ведите учет всего, что вы получили. Это может пригодиться в будущем.
· Проведение плановых мероприятий.
Хорошо составленный план — это уже половина успеха. Но, тем не менее, он требует объединенных усилий всей команды, направленных на его выполнение. Прежде всего, постарайтесь не отступать от намеченного плана без особых причин, но любой план может требовать корректив, он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств.
· Оценка и контроль выполнения проекта.
Оценка проведенных мероприятий не должна быть только формальной. Прежде всего, то нужно для вас, чтобы в будущем проводить более серьезные проекты и на более высоком уровне. Этот этап позволяет вам подвести промежуточные итоги своей деятельности, соотнести их с показателями, которые вы определили в качестве основы системы оценки вашей работы, то есть осуществлять контроль, без которого невозможно выполнить достаточно серьезную работу, тем более, командой.
· Корректировка хода реализации проекта.
Корректировка плана потребуется в том случае, если вы не смогли реализовать какие—либо из намеченных пунктов, например, из-за недостатка необходимого ресурса.Главное требование — корректировка не должна принципиально изменить ранее составленный план, особенно если обстоятельства не столь существенны.