Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью
направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Профиль: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора – 2017
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор-составитель:
д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 5
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 6
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 10
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 19
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 23
6.1 Основная литература. 23
6.2 Дополнительная литература. 23
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 23
6.4 Нормативные правовые документы. 23
6.5 Интернет-ресурсы. 23
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 23
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
ПК-7 | способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями; | ПК-7.1 | способностью обобщать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Ведение планово-экономической работы в любых организациях | УК ОС-1.1 | На уровне знаний: сущность и структуру экономической безопасности; сущность государственного регулирования для достижения стабильного развития через показатели экономической безопасности; специфику использования индикаторов экономической безопасности для реализации государственной экономической политики на разных уровнях управления. |
На уровне умений: оценивать уровень экономической безопасности; идентифицировать внутренние и внешние угрозы национальной экономики страны, уметь их распознавать под влиянием изменяющихся геополитических и геоэкономических факторов, а также российского бизнес-климата; выявлять функции бизнес-структур и определять роль некоммерческого сектора экономики в обеспечении системы управления экономической безопасностью страны.. | ||
На уровне навыков: навыками анализа социально значимых факторов экономической безопасности региона; навыками прогнозировать тенденции, связанные с экономической безопасностью социальных систем. | ||
Разработка методических документов | ПК-7.1 | На уровне знаний: знать: историю развития управленческой мысли в России и за рубежом; российские и зарубежные концепции менеджмента; |
На уровне умений: оценивать тенденции развития управленческой мысли, анализировать экономические интересы субъектов управленческих отношений; | ||
На уровне навыков: навыками применения методов анализа и обобщения информации; навыками работы с научной и учебной литературой. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 5 зачетные единицы (180/135 часов)
Для изучения дисциплины предусмотрено 180/135 часов на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- заочной формы обучения – 22/16,5 академических часа (6/4,5 часов – лекции, 16/12 часов – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- заочной формы обучения – 149/111,75 академических часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Место дисциплины
Дисциплина Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент» программа «Управление экономической безопасностью». Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре для студентов очной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на общеэкономические знания, приобретенные на предыдущей ступени образования.
Дисциплина реализуется совместно с изучением таких дисциплин как: Б1.Б.4 Разработка управленческих решений, Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента.
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, Академ. час./Астроном. час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Заочная форма обучения 1 семестр | |||||||||
Тема 1 | Основные положения теории безопасности: термины и определения. Национальная безопасность России. | 19/14,25 | 1/0,75 | 2/1,5 | 16/12 | Д Р | |||
Тема 2 | Россия в условиях глобализации | 19/14,25 | 1/0,75 | 2/1,5 | 16/12 | Д Р Т | |||
Тема 3 | Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности Сущность, стратегические цели и задачи обеспечения экономической безопасности | 19/14,25 | 1/0,75 | 2/1,5 | 16/12 | Д Р Т | |||
Тема 4 | Виды экономической безопасности России в условиях глобального развития | 19/14,25 | 1/0,75 | 2/1,5 | 16/12 | Д Р Т | |||
Тема 5 | Методологические основы оценки уровня экономической безопасности | 20/15 | 1/0,75 | 2/1,5 | 17/12,75 | Д Р Т | |||
Тема 6 | Угрозы и пороговые значения индикаторов экономической безопасности | 20/15 | 1/0,75 | 2/1,5 | 17/12,75 | Д Р Т | |||
Тема 7 | Организационные структуры и правовое обеспечение экономической безопасности | 19/14,25 | 2/1,5 | 17/12,75 | Д Р Т | ||||
Тема 8 | Формирование организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности | 19/14,25 | 2/1,5 | 17/12,75 | Д Р Т | ||||
Тема 9 | Инновационная парадигма организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности | 17/12,75 | 17/12,75 | Д Р Т | |||||
Промежуточная аттестация | Экзамен | ||||||||
Контроль | 9/6,75 | ||||||||
Всего: | 180/135 | 6/4,5 | 16/12 | 149/111,75 | |||||
Формы текущего контроля: Дискуссия (Д), реферат (Р), тест (Т).
Содержание дисциплины
Тема 1. Основные положения теории безопасности: термины и определения. Национальная безопасность России.
Определение категории опасности и безопасности, отношений безопасности и деструктивных факторов в рыночной системе хозяйства. Структура понятия «национальная безопасность». Концептуальная позиция государства в сфере обеспечения национальной безопасности. Национальные интересы и приоритеты России в современном мире. Многогранность стратегических национальных интересов России в сфере экономики.
Тема 2. Россия в условиях глобализации
Современный потенциал России. Оценка социально-экономической ситуации России. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы. Особенности формирования российского рынка. Факторы, обеспечивающие национальную экономическую безопасность России в условиях глобализации. Глобализация корпоративных образований.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Экономическая макро- и микросистемы: сущность, характеристика, закономерности.
2. Экономические интересы и цели индивида и общества: проблемы согласования и координации.
3. Роль и функции государства в функционировании экономических систем. Микро- и макроаспекты формирования экономической политики (стратегии) государства.
4. Концепция обеспечения экономической безопасности в макро- и микросистемах. Макро и микроэкономические параметры как показатели экономической безопасности.
5. Объекты и субъекты безопасности макро- и микроэкономических систем.
6.Международный, национальный и региональный уровни экономической безопасности.
7. Безопасность в системообразующих сферах.
Примерные темы рефератов
1. Экономическая макро- и микросистемы: сущность, характеристика, закономерности
2. Механизмы дисбаланса экономической системы, ухудшающие ее безопасность, и пути их преодоления.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Экономическая политика и индикаторы экономической безопасности страны и региона.
2. Виды экономической политики
3. Антикризисная экономическая политика
4. Система и механизмы обеспечения экономической безопасности России
5. Роль государства в обеспечении экономической безопасности
6. Государственная стратегия экономической безопасности РФ.
1 Экономическая политика государства и ее основные звенья.
2 Социальная политика в системе экономической безопасности.
3 Инвестиции и инновации в системе экономической безопасности.
4 Теневая экономика как угроза экономической безопасности страны.
5 Экономическое и социальное положение регионов в РФ на современном этапе.
6 Роль банковской системы в системе экономической безопасности.
Контент-тест:
Примерный перечень тем для дискуссии
1 Характеристика основных типов регионов России, их основные черты.
2 Основные параметры экономической безопасности региона
3 Региональные условия возникновения кризисных ситуаций и их диагностика.
4 Научно-методические подходы к формированию региональной системы управления экономической безопасностью
5 Основные виды угроз экономическим интересам региона и методы их диагностики.
6 Методы и механизмы нейтрализации угроз экономической безопасности
7. Состав пороговых значений индикаторов экономической безопасности на региональном уровне
8. Систематизация пороговых уровней дифференциации регионов.
9. Особенности формирования механизма обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации
Примерные темы рефератов
1 Региональные аспекты обеспечения экономической безопасности
2 Регионы России — тенденции накопления угроз экономической безопасности. Основные параметры экономической безопасности региона
3 Депрессивные регионы — реальность возникновения социально-экономических конфликтов и возможные
4 Региональные условия возникновения кризисных ситуаций и их диагностика пути их решения
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Система безопасности организации, ее основные компоненты.
2. Объект, субъект и принципы обеспечения безопасности организации.
3. Классификация уровней экономической безопасности предприятий.
4. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия.
5. Инструментарий оперативного управления организацией.
6. Отраслевая специализация при определении уровня экономической безопасности.
7. Виды угроз экономической безопасности, характерных для предприятий промышленности.
8. Виды угроз экономической безопасности, характерных для предприятий, занятых в сфере строительства
9. Виды угроз экономической безопасности, характерных для предприятий транспорта и связи.
10. Виды угроз экономической безопасности, характерных для предприятий оптово-розничной торговли.
11. Виды угроз экономической безопасности, характерных для предприятий сферы услуг.
12. Управление экономической безопасностью предприятия
13. Характеристика основных нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую безопасность предприятия
14. Создание и организационная структура служб безопасности предприятий
Проектное задание
По своему предприятию или организации охарактеризуйте угрозы экономической безопасности и инструменты управления ими
№ п/п | Угрозы экономической безопасности предприятия | Показатель | Пороговое значение | Инструменты нейтрализации угроз | |
Внешние | внутренние | ||||
1. | |||||
2. |
Контент-тест:
1.В современный спектр угроз экономической безопасности России не входит:
1. Экономические угрозы;
2. Военно-политические угрозы;
3. Социальные угрозы;
4. Ресурсные угрозы.
Правильный ответ -4.
2. По типам угроз экономическую безопасность можно разделить на:
1. Объективные угрозы;
2. Субъективные угрозы;
3. Внешние угрозы;
4. Внутренние угрозы;
5. Все ответы верны.
Правильный ответ -5.
3. К прямым угрозам экономической безопасности не относится:
1. Спад производства;
2. Вывод капитала за рубеж;
3. Ухудшение инновационного потенциала;
4. Рост безработицы.
Правильный ответ -3.
4. К внутренним угрозам экономической безопасности не относится:
1. Сокращение численности населения;
2. Криминализация экономики;
3. Имущественная дифференциация населения;
4. Топливно- сырьевая направленность российского экспорта.
Правильный ответ -5.
5. К внешним угрозам экономической безопасности России не относится:
1. Преобладание в импорте предметов потребления;
2. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта;
3. Сокращение численности населения;
4. Слабая государственная поддержка экспорта.
Правильный ответ -3.
6. К методам оценки экономической безопасности относятся:
1. Метод экспертной оценки;
2. Метод анализа и обработки сценариев;
3. Теоретико- игровые методы;
4. Полезностные методы;
5. Все ответы верны.
Правильный ответ -5.
7. К методам оценки экономической безопасности не относятся:
1. Метод распознавания образов;
2. Методы теории нечетких систем;
3. Метод многомерного статистического анализа;
4. Метод предотвращения возможных угроз.
Правильный ответ -4.
Примерный перечень тем для дискуссии
- Социальный паразитизм и возможные направления его минимизации в системе экономической безопасности
- Возможные пути устранения угроз экономической безопасности государства
Примерные темы рефератов
1. Пути устранения внутренних угроз экономической безопасност
2. Пути устранения внеших угроз экономической безопасности
Примерный перечень тем для дискуссии
- Повышение надежности и результативности системы обеспечениянациональных интересов в экономике страны
- Эффективность деятельности государственных органов управления экономической безопасностью страны
Примерные темы рефератов
- . Цели, задачи, инструменты и стимулы формирования международной экономической безопасности (МЭБ)
- Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства.
Примерный перечень тем для дискуссии
1.Эффективность структуры организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности России
.2. Место и роль промышленной сферы в обеспечении экономической безопасности
Примерные темы рефератов
1. Место и роль субъектов хозяйствования в системе экономической безопасности
2. Среда функционирования субъектов хозяйствования
3. Социально-экономические особенности функционирования субъектов хозяйствования на долгосрочную перспективу
4. Категории организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности
Примерный перечень тем для дискуссии
1.Роль инновационной составляющей в обеспечении экономической безопасности
2.Разработка модели инновационного развития субъектов хозяйствования по обеспечению экономической безопасности
Примерные темы рефератов
1. Инновационное развитие социального партнерства в контексте обеспечения экономической безопасности
2. Перспективы развития основ обеспечения экономической безопасности в инновационной сфере
Шкалы оценивания
Типовые оценочные средства
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие «экономическая безопасность»: определение, категории и содержание.
2. Уровни экономической безопасности государства.
3. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности.
4. Основные положения Государственной стратегии экономической безопасности России.
5. Объекты и предмет экономической безопасности.
6. Методы оценки экономической безопасности.
7. Отражение проблем экономической безопасности в программах социально экономического развития России.
8. Система экономической безопасности. Экономические интересы и приоритеты России.
9. Экономическая политика государства и экономическая безопасность
10. Угрозы экономической безопасности России.
11. Критерии и индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности страны.
12. Классификация показателей экономической безопасности.
13. Пороговые значения некоторых основных показателей экономической безопасности.
14. Основные задачи и меры по обеспечению экономической безопасности России.
15. Основные виды угроз экономическим интересам региона.
16. Сценарии и основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности региона, проводимые органами управления на государственном и региональном уровнях (на примере Ростовской области).
17. Приоритеты государственной социальной политики.
18. Политика демографической безопасности.
19. Политика продовольственной безопасности.
20. Основные направления обеспечения экологической безопасности страны
21. Обеспечение экономической безопасности в реальном секторе экономике. Основные проблемы.
22. Инвестиции в системе факторов обеспечения экономической безопасности России.
23. Финансовая безопасность и ее основные инструменты.
24. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности.
25. Оценка влияние внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность.
26. Состояние национальной валюты как фактор экономической безопасности.
27. Бегство капитала: сущность, масштабы и меры противодействия.
28. Понятие внешнеэкономической безопасности, ее связь с национальными интересами.
29. Пороговые значения экономической безопасности России во внешнеэкономической сфере.
30. Угрозы внешнеэкономической безопасности.
31. Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности.
32. Средства и методы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности.
33. Глобализация и экономическая безопасность России.
34. Государственный бюджет, его уровни и проблемы обеспечения его безопасности.
35. Законодательно-правовое и организационное обеспечение экономической безопасности России
В качестве практических заданий на экзамене используются средства аналогичные средствам, применяемым в ходе текущего контроля.
Шкала оценивания
За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
№ п/п | Уровень ответа на экзамене | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
Методические материалы
Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный экзамен проводится по билетам, ответы студентов оцениваются по следующей системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Экзамен принимается преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
Результаты сдачи экзамена оцениваются отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Методические материалы включают вопросы для подготовки к зачету и экзамену.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
2. В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение проектного задания, участие в дискуссиях, выполнение тестовых заданий
Дисциплина Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя проведение дискуссии, обсуждение рефератов, выполнение проектного задания, тестовых заданий, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекция-дискуссия.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Основные положения теории безопасности: термины и определения. Национальная безопасность России.
Определение категории опасности и безопасности, отношений безопасности и деструктивных факторов в рыночной системе хозяйства. Структура понятия «национальная безопасность». Концептуальная позиция государства в сфере обеспечения национальной безопасности. Национальные интересы и приоритеты России в современном мире. Многогранность стратегических национальных интересов России в сфере экономики.
Тема 2. Россия в условиях глобализации
Современный потенциал России. Оценка социально-экономической ситуации России. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы. Особенности формирования российского рынка. Факторы, обеспечивающие национальную экономическую безопасность России в условиях глобализации. Глобализация корпоративных образований.
Интернет-ресурсы.
1. http://www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации |
2. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли |
3. http://www.eeg.ru – Экономическая Экспертная Группа |
4. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики (Росстат) |
5. http://www.dcenter.ru - Центр развития |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью
направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Профиль: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора – 2017
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор-составитель:
д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 5
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 6
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 10
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 19
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 23
6.1 Основная литература. 23
6.2 Дополнительная литература. 23
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 23
6.4 Нормативные правовые документы. 23
6.5 Интернет-ресурсы. 23
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 23
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
ПК-7 | способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями; | ПК-7.1 | способностью обобщать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Ведение планово-экономической работы в любых организациях | УК ОС-1.1 | На уровне знаний: сущность и структуру экономической безопасности; сущность государственного регулирования для достижения стабильного развития через показатели экономической безопасности; специфику использования индикаторов экономической безопасности для реализации государственной экономической политики на разных уровнях управления. |
На уровне умений: оценивать уровень экономической безопасности; идентифицировать внутренние и внешние угрозы национальной экономики страны, уметь их распознавать под влиянием изменяющихся геополитических и геоэкономических факторов, а также российского бизнес-климата; выявлять функции бизнес-структур и определять роль некоммерческого сектора экономики в обеспечении системы управления экономической безопасностью страны.. | ||
На уровне навыков: навыками анализа социально значимых факторов экономической безопасности региона; навыками прогнозировать тенденции, связанные с экономической безопасностью социальных систем. | ||
Разработка методических документов | ПК-7.1 | На уровне знаний: знать: историю развития управленческой мысли в России и за рубежом; российские и зарубежные концепции менеджмента; |
На уровне умений: оценивать тенденции развития управленческой мысли, анализировать экономические интересы субъектов управленческих отношений; | ||
На уровне навыков: навыками применения методов анализа и обобщения информации; навыками работы с научной и учебной литературой. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 5 зачетные единицы (180/135 часов)
Для изучения дисциплины предусмотрено 180/135 часов на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- заочной формы обучения – 22/16,5 академических часа (6/4,5 часов – лекции, 16/12 часов – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- заочной формы обучения – 149/111,75 академических часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Место дисциплины
Дисциплина Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью относится к обязательным дисциплинам вариативной ча