Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, а попечительство - над ограниченно или частично дееспособными лицами в целях защиты их прав и интересов.
При выборе применимого права к установлению и отмене опеки и попечительства основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство.
Согласно п. 1 ст. 1199 ГК РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Аналогично осуществляется выбор применимого права к установлению и отмене опеки либо попечительства во многих государствах - в Армении, Белоруссии, Польше, Австрии, Венгрии, Италии, Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах и др.
В законодательстве ряда стран привязка к личному закону уточнена, и выбор применимого права осуществляется следующим образом: на основе права страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица - в Германии, Греции, Испании, Южной Корее, Японии, Чехии, Турции; на основе права страны места жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, - в Венесуэле, Перу и др. Используется и коллизионная привязка к праву страны суда - в Киргизии, Узбекистане, Лихтенштейне.
Согласно п. 2 ст. 1199 ГК РФ обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Аналогичные специальные нормы относительно обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) закреплены в законодательстве многих стран СНГ - в Армении, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, - а также в Чехии, Венгрии и др. Отсылка к личному закону отражает необходимость применять право страны, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь.
В законодательстве большинства государств нет специальной коллизионной нормы, устанавливающей, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. В Российской Федерации такая специальная норма впервые получила закрепление в п. 3 ст. 1199 ГК РФ. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.
Следует отметить, что закон не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом одного из участников отношений, как это предусмотрено в п. п. 1 и 2 ст. 1199 ГК РФ. Вместе с тем, учитывая, что опека (попечительство) устанавливается в России по личному закону несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности совершеннолетнего лица, который в опеке (попечительстве) нуждается, можно сделать вывод, что лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), должно быть или российским гражданином, или иметь в России место жительства.
Подобные нормы, устанавливающие, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, закреплены в законодательстве Армении, Белоруссии, Австрии, Венгрии, Чехии, Киргизии, Узбекистана.
Так, в соответствии с п. 3 § 48 Указа Венгрии 1979 г. N 13 "О международном частном праве" "правоотношения между опекуном и опекаемым, включая также обязанности опекуна по управлению имуществом и представлению отчетов, регулируются правом государства, орган власти которого назначил опекуна; если, однако, опекаемый проживает в Венгрии, применяется венгерское право при условии, что оно более благоприятно для опекаемого".
Согласно § 30 Закона Чехословакии 1963 г. "О международном частном праве и процессе" "правоотношения между опекуном и несовершеннолетним регулируются правом государства, в котором находится суд или орган, назначивший опекуна".
Вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Минской конвенции 1993 г. (ст. ст. 33, 34), Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 36) и многих двусторонних международных договоров России о правовой помощи. Практически все международные договоры по вопросам опеки и попечительства исходят из привязки к праву страны гражданства физических лиц - участников правоотношения.
Установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.