Особые слова благодарности - профессору Е.В. Кабатовой, нашей выпускнице, а ныне одной из ведущих специалистов в данной области, за ее самоотверженную работу по редактированию обоих томов учебника.

Разумеется, от всех нас университетское спасибо ведущему юридическому издательству "Статут", его директору А.Г. Долгову и всем сотрудникам, благодаря усилиям которых этот труд выпущен в свет.

С.Н.Лебедев,

Профессор кафедры

Международного частного и гражданского права МГИМО

Глава 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Общие положения

В условиях развития международного сотрудничества, стремительного роста миграционных потоков одной из основных задач является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных государств.

Термин "физические лица" используется для обозначения людей как субъектов права и позволяет отграничить их от лиц юридических. С позиции международного частного права к физическим лицам относятся все люди, участвующие в международных частных отношениях.

Для международного частного права характерна дифференциация физических лиц на категории: 1) отечественные (собственные) граждане данного государства, 2) иностранные граждане, 3) лица без гражданства, 4) беженцы. Каждая категория лиц имеет определенное правовое положение, установленное посредством комплекса разноотраслевых норм. По своему содержанию правовое регулирование, к примеру, административно-правового или уголовно-правового характера не охватывается международным частным правом. Однако некоторые положения имеют существенное значение для определения имущественных, семейных, трудовых и иных прав иностранных граждан или беженцев.

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев определяется на основе принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства либо места жительства и права страны пребывания.

Следует отметить, что в качестве тождественного понятию "иностранный гражданин" часто используется понятие "иностранец". Однако термин "иностранец" имеет и более широкое понимание, согласно которому охватывает как граждан иностранных государств, так и лиц, не являющихся гражданами ни одного из государств, - лиц без гражданства.

Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Факультативном протоколе к нему, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>.

--------------------------------

<1> Действующее международное право (избранные документы): Учеб. пособие / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2002. С. 776 - 833.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

- принцип предоставления иностранным гражданам на территории Российской Федерации национального режима;

- принцип равенства иностранных граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий;

- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод российских граждан, в Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсия);

- использование иностранными гражданами своих прав в Российской Федерации не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать законы, действующие в Российской Федерации.

В вопросах общего правового статуса иностранцев в России исходным является принцип национального режима, в силу которого иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором.

Лица без гражданства (апатриды) - это лица, которые не являются гражданами какого-либо государства в силу его закона. Основы правового положения лиц без гражданства закреплены в Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. <1>. Конвенции направлены на улучшение правового положения апатридов, сокращение случаев безгражданства. Так, в соответствии с Конвенцией 1961 г. каждое Договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает или в котором этот воздушный корабль зарегистрирован. Если закон Договаривающегося государства предусматривает утрату гражданства вследствие заключения брака, узаконения признания или усыновления, то утрата гражданства ставится под условие приобретения другого гражданства. Договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства, если такое лишение делает его апатридом.

--------------------------------

<1> Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк: ООН, 1978. С. 320 - 335, 310 - 320.

Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. направлена на обеспечение апатридам возможно более полного пользования основными правами и обязанностями.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1>). В российском законодательстве в отношении апатридов, как и иностранных граждан, закреплен принцип национального режима с определенными изъятиями. Правовое положение лиц без гражданства определяется на основе Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в п. 2 ст. 2 которого установлено, что понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Принцип приравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 2) и иных действующих в Российской Федерации законодательных актах.

Таким образом, "международное право в области прав человека требует одинакового обращения к гражданам и негражданам. Исключения из этого недискриминационного принципа невелики и должны быть строго определены. Дифференцированное обращение с негражданами допустимо, как правило, лишь в том случае, если в его основе лежат разумные и объективные критерии и если оно направлено на достижение законных целей. Что касается гражданских и политических прав в условиях внутренней стабильности, то государства могут проводить различие между гражданами и негражданами только в отношении прав на участие в политической жизни страны и некоторых прав на въезд и местожительство... однако ни одно государство не может проводить таких различий в отношении социальных и культурных прав" <1>.

--------------------------------

<1> Вайсбродт Дэвид. Права неграждан // Юрист-международник. 2003. N 1. С. 61.

Наши рекомендации