Цены в системе государственного регулирования социально-экономического развития.
Ценовая политика направлена на создание системы цен, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами ценовой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 —2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.
Разработанные Закон «О ценообразовании» и Концепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью.
Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен. Основные принципы ценовой политики:
• сочетание свободных и регулируемых цен;
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
• установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и иных мер государственной поддержки.
Главным направлением ценовой политики является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий для добросовестной конкуренции и развития предпринимательской инициативы, увеличения притока инвестиций в экономику; обеспечение экономически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение оптимальных межотраслевых ценовых пропорций.
Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть направлено на решение следующих задач:
• создание экономических условий, содействующих эффективному функционированию субъектов рыночного хозяйства;
• обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики;
• соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов;
• расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут учитывать особенности своего региона (климатические, геополитические, экономические, социальные);
• устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях между субъектами хозяйствования (различных форм собственности);
• увязка ценовой политики с политикой, проводимой государством в области оплаты труда и регулирования доходов населения;
• координация ценовой и налоговой политики;
• использование в ценовой политике предприятий маркетинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с учетом рыночных факторов);
• гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей;
• разработка законодательства, направленного на преодоление негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен;
• совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний.
Концептуальные основы ценовой политики включают:
• макро- и микроэкономический аспекты,
• государственный и региональный аспекты,
• прямые и косвенные методы.
Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятельности предусматривает защиту интересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, защиту внутреннего рынка от агрессивного воздействия зарубежных конкурентов, формирование равнодоходных цен.
21.Объективная необходимость, понятие и содержание антимонопольного регулирования
Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.
Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию.
Функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции возложены на Министерство экономики Республики Беларусь, которое формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Большинство организаций — монополистов РБ республиканского и местного уровней сосредоточено в машиностроении и металлообработке, в химической и нефтехимической, стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности, черной металлургии.
Типы конкуренции: совершенная конкуренция; чистая монополия; естественные; монополистическая конкуренция; олигополия.
По методам осуществления конкуренцию можно классифицировать на: ценовую, неценовую.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации па рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Целями антимонопольной политики являются: оптимизация структуры рынка; воздействие на экономическое поведение субъектов; корректировка экономических результатов.
Принципы реализации антимонопольной политики заключаются в следующем:
• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• разумный подход к нормам антимонопольного законодательства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;
• законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предполагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; запрещение соглашений о разделе рынков; запрещение переплетающихся директоратов; приобретение акций конкурирующей фирмой.
Основными направлениями демонополизации является:
• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;
• разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;
• государственное регулирование деятельности монополий;
• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.
Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:
1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией.
2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
3. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов
4. Создание условий для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную и экологическую безопасность.
5. Развитие методологической базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.
6. Составление и открытое ведение реестра монополистов.
Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).