Органы управления финансами в Республике Беларусь, их задачи и функции
Органы управления финансами–этосовокупностью специальных организационных структур, обеспечивающих финансовое управление. На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного управления и самоуправления, другие участники процесса управления. На микроуровне управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или экономические службы хозяйствующих субъектов.
Устройство органов управления финансамизависит от размера организаций, вида деятельности, организационно-правовой формы. В зависимости от сферы финансовых отношений, которые подлежат управлению различают органы стратегического и оперативного управления финансами.
Органы стратегического управления финансамипредставлены осуществляют Президентом государства и высшими органами законодательной и исполнительной власти, к которым в Республике Беларусь относятся Национальное собрание и Совет министров.
Президент Республики Беларусь, руководствуясь Конституцией, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти, определяет внутреннюю и внешнюю финансовую политику государства.
Парламент Республики Беларусь, как высший законодательный орган, принимает Законы, в т.ч. регламентирующие финансовые отношения, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи. Совет Министров Республики Беларусь выступает как единый центр управления финансами в лице своих структурных подразделений (Министерств, Государственных комитетов, концернов и других отраслевых объединений).
Органы оперативного управления финансами на уровне государства представлены Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Национальным банком Республики Беларусь и т.п.
Министерство финансов, являясь центральным органом оперативного управления финансами, проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую политику, утвержденную Парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь. Свою деятельность оно осуществляет на основании Конституции Республики Беларусь, иных законодательных актов, Положения о Министерстве финансов.
К основным задачам Министерства финансов относятся:
1) проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
2) обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
3) разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством по обеспечению роста финансовых ресурсов и т.п.
Основные функции Министерства финансов:
–осуществление методического руководства бюджетно-финансовой сферой в республике, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма;
– организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета, нормативов отчислений от республиканских налогов и т.п.;
– ежегодная разработка проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и представление его в Совет Министров;
–организация и осуществление операций по управлению внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию;
– участие в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса и т.п.
Возложенные на Министерство финансов задачи и функции выполняют его структурные подразделения, территориальные и местные финансовые органы.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование, управление и контроль в сфере налогообложения.
Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются:
1) осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
2) учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
3) разработка предложений по упрощению налоговой системы, совершенствованию налогового учета и налогового контроля, унификации налогового законодательства;
4) предупреждение, выявление и пресечение нарушений в налоговой сфере и др.
Функции Министерства по налогам и сборам: организация деятельности ИМНС; подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий; проведение разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства и ряд других функций.
В структуру Министерства по налогам и сборам входят различные структурные подразделения: главные управления, управления, отделы, на которые возложены конкретные задачи и функции. В систему министерства, кроме центрального аппарата управления, включены инспекции по областям и г. Минску, районам и городам, районам в городах, а также государственные организации, подчиненные МНС. Они в совокупности составляют систему налоговых органов Республики Беларусь.
Национальный банкРеспублики Беларусь не относится ни к одной из трех ветвей власти, он подотчетен непосредственно Президенту Республики Беларусь. На него возложены задачи по защите и обеспечению устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Национальный банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику государства; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует составление платежного баланса; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов; регулирует денежное обращение, кредитные отношения и др.
На отраслевом уровне оперативное управление финансами осуществляют финансовые управления (отделы) соответствующих министерств, государственных комитетов, концернов и т.п.
Задачи отраслевых органов управления финансами: составляют и обеспечивают выполнение сводных финансовых планов и прогнозов; планируют и осуществляют мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности на подведомственных организациях; формируют и организуют эффективное использование целевых фондов денежных средств на уровне отрасли и др.
На уровне отдельных организаций управление финансами возложено на финансовые отделы или другие экономические службы, которые выполняют следующие основные задачи: составляют и организуют выполнение финансовых планов, прогнозов, бизнес-планов на перспективу и текущий период; организуют своевременное и полное выполнение финансовых обязательств перед государством, покупателями, поставщиками, кредиторами, работниками и т.д.; осуществляют контроль за выполнением запланированных финансовых показателей, изысканием дополнительных резервов увеличения финансовых ресурсов; и др.