Сущность и необходимость финансов
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Термин financia возник в XII-XV вв. и сначала обозначал любой денежный платеж.
В толковом словаре В.И. Даль определял термин «финансы», как «все, что касалось до прихода и расхода государства».
Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы – это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства.
Деньги – категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах уже на заре развития человечества, как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства.
Деньги – это всеобщий эквивалент.
Финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Причины, порождающие финансы, это:
- существование государства;
- развитие товарно-денежных отношений;
- появление налогов в их денежной форме.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Государственным финансам присущи три основных признака, действующих только в совокупности:
- это всегда денежные отношения;
- эти отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
- они (эти денежные отношения) связаны с переаспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) ВВП.
Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).
Различают централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные финансы - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, организаций.
Сущность финансов проявляется в их функциях.
1) Распределительнаяфункция финансов заключае6тся в распределении и перераспределении НД между различными отраслями экономики и т.д.
2) Контрольная функция финансов заключается в контроле за распределением ВВП,НД по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
3) Стимулирующая (регулирующая) функция. Сущность ее состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлений. К таким финансовым рычагам относятся: бюджет; цены, тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины и др.
Финансовые ресурсы
Финансовые и ресурсы и финансы не тождественные понятия.
Финансовые ресурсы представляют собой материальное содержание финансов. Они образуются в результате распределения и перераспределения ВВП как обособившаяся часть денежного потока, оставшаяся в распоряжении предприятий и государства.
Финансовые ресурсы - денежные доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления.
Финансовые ресурсы формируются в основном из трех источников:
- средств, аккумулируемых в бюджетной системе в форме налогов и других доходов;
- средств внебюджетных фондов;
- ресурсов, используемых самими предприятиями (прибыли, амортизационных отчислений).
Формирование и использование финансовых ресурсов, характеризующих состояние финансов страны, отражаются в Сводном финансовом балансе (СФБ).
Финансовая система
Финансовая система - совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы финансовых отношений, позволяющих образовывать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
В целом, вся финансовая система состоит из двух укрупненных подсистем:
- государственных и муниципальных финансов;
- финансов хозяйствующих субъектов.
Эти подсистемы в свою очередь в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, делятся на более частные подсистемы (звенья).
Государственные и муниципальные финансы включают:
- бюджетную систему, которая в свою очередь, состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и местных бюджетов;
- государственные внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
В сферу финансов хозяйствующих субъектов входят:
- коммерческие предприятия и организации;
- финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
- некоммерческие организации.
Наиболее крупными подразделениями финансовой системы являются три сферы финансовых отношений: государственные финансы; финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
В составе государственных финансов обычно выделяют три звена: бюджетная система государства; внебюджетные фонды; система государственного кредита.
Бюджетная система — центральное звено, аккумулирующее основную часть налоговых поступлений. Через нее финансируются важнейшие направления государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, на оборону, экономические и социальные цели). В федеративных государствах она состоит из трех звеньев: государственный бюджет; бюджет членов федерации (в России - субъектов Федерации); местный бюджет.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Внебюджетные фонды имеют строго долевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Выделяют: Пенсионный фонд РФ; Государственный фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный кредит объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности. В основном государственный кредит - это финансовые отношения, связанные с использованием, мобилизацией дополнительных финансовых ресурсов для бюджетной системы.
Финансы предприятий, учреждений и организаций - очень емкая сфера финансовых отношений, систематизировать которую достаточно сложно. Можно выделить такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.
В составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.
Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование, методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений. Здесь финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование включает в себя такие звенья: социальное страхование, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
• управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
• общность функций всех финансовых учреждений;
• общее руководство центром при активном участии всех
нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:
• зависимостьот конечной цели;
• макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
• соответствие интересам всех членов общества;
• использование экономических законов;
• учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.
Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- финансовый контроль;
- принятие финансового законодательства;
- система методов мобилизации финансовых ресурсов.
В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
• Президент Российской Федерации (администрация Президента) — регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право “вето” на финансовое законодательство, принятое Парламентом.
• Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).
• Правительство Российской Федерации — рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
• Министерство финансов Российской Федерации:
- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
- организует разработку федерального бюджетного плана;
- принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.
На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.
Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:
- получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
- ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;
- проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельностью других кредитных институтов.
Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.
Финансовое планирование и прогнозирование
В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие “планирование” под более общее определение через “планомерность”, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование — это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности1. Применительно к финансовому планированию - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:
- особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
- отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.
Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. Доходная часть формируется за счет ЕСН и добровольных взносов юридических и физических лиц. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимаетСводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов - БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.
Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс - баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:
• заработная плата;
• доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
• пенсии и пособия;
• стипендии;
• доходы от обмена товарами между группами населения;
•оплата товаров и услуг;
• налоги и добровольные взносы;
• сбережения во вкладах и займах.
Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.
Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:
• построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;
• корреляционно-регрессионный анализ;
• метод непосредственной экспертной оценки.
Финансовое программирование — метод финансового планирования использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
• установление приоритетов государственных расходов по направлениям;
• повышение эффективности расходования Государственных средств;
• прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование, как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.
Финансовое программирование используется в развитых странах с 60-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних “скользящих” планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Показатели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих 4-х лет - ориентировочными.
В настоящее время в Российской Федерации используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.