Анализ ассортимента продукции организации
Полный перечень номенклатурных единиц производимой предприятием продукции представлен в приложении 13. Так же в приложении 14 представлен текущий каталог продукции предприятия.
Всего в ассортименте продаж ООО «Кондитерская фирма «Алтай» насчитывается 13 различных товарных групп. В таблице 7 представлен анализ продаж организации в разрезе товарных групп продукции. Анализ проводится методом сравнения относительных и абсолютных величин.
Из таблицы7 видно, что на всем периоде исследования происходит общее падение продаж продукции в натуральном выражении. Так в 2016 году по отношению к 2015 году снижение произошло на 274 144 кг, а в 2017 году по отношению к 2016 году на 377 065 кг.
Согласно расчетам занимаемой доли продаж каждой представленной товарной группы можно выделить пять групп-лидеров продаж:
- батончики;
- батончики (собственная торговая марка СТМ);
- желейный конфеты;
- помадные конфеты;
- пралиновые конфеты
Рассмотрим динамику продаж каждой из этих товарных групп.
Неоднозначную динамику на всем периоде исследования имеет товарная группа «батончики», так в 2016 году по отношению к 2015 году снижение произошло на 9 542 кг, а в 2017 году по отношению к 2016 году прирост составил 48 890 кг. Тем не менее, долю группы в общем объеме продаж на всем периоде исследования увеличивалась, так в 2016 году в сравнении с 2015 годом прирост составил 0,01%, а уже в 2017 году в сравнении с 2016 годом на 2,28%.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом по товарной группе «батончики СТМ» наблюдался существенный прирост – на 25 054 кг, что впроцентомотношении составило 1,72%, а уже в 2017 году в сравнении снижение произошло на 88 776 кг., что в процентом соотношении составило 1,56%.
Динамика группы «желейные конфеты» на всем периоде исследования имеет положительную динамику. В 2016 году по отношению к 2015 году рост продаж группы в натуральном выражении составил 278 933 кг, что увеличило долю группы в общем объеме продаж на 9,89%, а в 2017 году по отношению к 2016 году прирост составил 53 754 кг, впроцентомотношении 4,81%.
По товарной группе «помадные конфеты» на всем периоде исследования наблюдается отрицательная динамика. Так в 2016 году по отношению к 2015 году снижение произошло на 392 968 кг, что впроцентомотношении составило 7,79%, в 2017 году в сравнении с 2016 году снижение в натуральном выражении составило 292 154 кг, в процентом соотношении 4,21%.
Также отрицательная динамика на всем периоде исследования наблюдается по товарной группе «пралиновые конфеты». В 2016 году по отношению к 2015 году снижение произошло на 151 233 кг, что впроцентом отношении составило 3,61%, в 2017 году в сравнении с 2016 году снижение в натуральном выражении составило 50 141 кг, в процентом соотношении 0,39%.
Так же выделим две товарные группы «кондитерские наборы (новогодние подарки)» и «наборы в коробках» по которым на всем периоде исследования наблюдается прирост продаж, как в натуральном виде, так и впроцентом отношении.
В целом, по результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. На всем периоде исследования происходит общее падение продаж продукции в натуральном выражении. Так в 2016 году по отношению к 2015 году снижение произошло на 274 144 кг, а в 2017 году по отношению к 2016 году на 377 065 кг. Так же можно говорить об изменении вкусов потребителей. Так как на ряду со снижением продаж и занимаемой доли в общем объеме продаж организации таких групп-лидеров как «помадные конфеты» и «пралиновые конфеты» наблюдется рост более «современных кондитерских изделий» - батончики (и батончики собственных торговых марок крупных ретейлеров).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производственная практика проходила на предприятии ООО «Кондитерская фирма «Алтай». Сегодня предприятие реализует свою продукцию в четырех регионах России (Дальний Восток, Сибирь, Поволжье, Урал), в том числе в крупных торговых сетях таких как «Мария-ра», «Магнит», «Холидей», «Метро», «Ашан». Так же продукция экспортируется в Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизию.
Всего в состав предприятия входят восемь различных служб (служба безопасности, финансовая служба, техническая служба, служба снабжения, административная служба, служба персонала, служба гарантии качества, служба сбыта) –схема организационной структуры предприятия представлена в приложении 4.
Номенклатурный перечень производимых предприятием изделий представлен в приложении 13. В целом, по результатам проведенного ассортиментного анализа можно сделать следующие выводы. На всем периоде исследования происходит общее падение продаж продукции в натуральном выражении. Так в 2016 году по отношению к 2015 году снижение произошло на 274 144 кг, а в 2017 году по отношению к 2016 году на 377 065 кг.
Расчетные значения коэффициентов финансовой устойчивости предприятия, в целом, в 2016 году стремятся кнормативным, что говорит об уменьшении предприятием зависимости от заемного капитала.
Согласно расчетным значениям коэффициента срочной ликвидности, находящимся в рамках его нормативного значения (в период с 2015 по 2016 гг.), исследуемое предприятие на ближайшее время является платежеспособным. Исходя из фактических значений коэффициента текущей ликвидности, имеющим положительную динамику на всем периоде исследования, можно сделать вывод о том, что предприятие сможет погасить свои обязательства на 38% (2014 г.), 51% (2015 г.) и на 53% (2016 г.).
Рентабельность продукции имеет тенденцию к росту, так как в 2015 году значение рентабельности продукции составило 5,97%, а уже в 2016 году 7,615. Это произошло за счет увеличения прибыли от продаж на 21 798 тыс. руб. и за счет увеличением выручки на 170 114 тыс. руб.
В ходе проведенного SWOT – анализа можно сделать вывод о том, что организации следует использовать возможности, появившиеся в связи с появлением новым партнеров-дистрибьюторов на Дальнем Востоке и территории экспорта (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан). А именно, расширить ассортимент продаж продукции на указанные территории.
Анализ рынка кондитерских изделий и конкурентного окружения ООО «Кондитерская фирма «Алтай» выявил следующие риски, создающие угрозу со стороны внешней среды:
- усиление конкуренции, наличие на рынке компаний-лидеров;
- падение спроса на кондитерские изделия вследствие снижения уровня жизни населения и роста безработицы;
- повышение цен на сырье и, соответственно, готовую продукцию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. KOLORO [Электронный ресурс] :Анализ рынка шоколада России 2015-2016 гг. – Режим доступа :https://koloro.ru/;
2. Экономика и социум [Электронный ресурс] : науч.-практич. эл. журн. №1(32) 2017. / Стратегический анализ деятельности кондитерских Компаний» / О.А. Реунова, Прядко С.Н.Режим доступа к журн. :http://iupr.ru/;
3. Портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса [Электронный ресурс] / Обзор российского рынка кондитерских изделий / Д. Мирошниченко:. – Режим доступа .: https://www.openbusiness.ru/.