Проблемы и задачи развития города Москвы как МФЦ
Мировой опыт показывает, что как появление новых, так и укрепление своих позиций «традиционными» мировыми и региональными финансовыми центрами является результатом проведения целенаправленной и новаторской государственной политики. В России и в Москве следует также активно вырабатывать и реализовывать такую инновационную политику.
Сейчас фактически создается новая мировая архитектура регулирования финансовых рынков. При этом должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, который учитывает проблемы в деятельности существующих финансовых центров и уроки нынешнего финансового кризиса. Ни одна из действующих и считавшихся образцами национальных систем регулирования не смогла препятствовать его возникновению и развитию, а в случае США национальная система регулирования способствовала его обострению и глобализации. Новая архитектура мировых финансовых рынков и новые стандарты регулирования их деятельности создаются через механизм взаимодействия стран «Группы двадцати», активным участником этой работы является Россия. Очевидно, что лучшее из разработок «Группы двадцати», отвечающее национальным интересам России, должно быть использовано при совершенствовании системы регулирования финансового рынка нашей страны и при дальнейшем развитии Москвы как МФЦ.
Мы должны решить очень сложную задачу, принятие самой совершенной концепции само по себе не создаст МФЦ. Предстоит длительная и кропотливая работа, требующая единства цели и объединения усилий федеральных и московских органов власти, российского и зарубежного профессионального финансового и банковского сообщества, экспертного и научного сообщества. «Создать», «учредить» МФЦ мирового уровня в Москве простыми, единовременными политическими или административными решениями невозможно. Города-МФЦ формируются там, где имеет место интенсивный экономический рост и создается при активном участии государства благоприятствующая этому законодательная, регулятивная и социальная среда. Развитие Москвы как МФЦ потребует реформы законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг в России вообще. Такая работа уже ведется рядом федеральных органов исполнительной власти, регуляторами рынка, профессиональным сообществом в лице саморегулируемых организаций, ряд законопроектов уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ. К Концепции прилагается план конкретных мероприятий, к выполнению которого по многим направлениям уже приступил ряд органов городской администрации.
Главными направлениями этой работы являются:
совершенствование российской законодательной базы в части финансовых рынков с учетом изменений, вызванных глобальным кризисом;
формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, оценка целесообразности создания единого федерального ведомства, осуществляющего надзор за банками, страховыми компаниями, провайдерами финансовых услуг или координирующего деятельность отдельных регуляторов;
наличие эффективной судебной системы;
формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообложения финансовых операций;
развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формирование института инвестиционных консультантов, проработка вопросов создания единого центрального депозитария и его последующее подключение к международным рынкам, организация эффективно функционирующего международно признанного центрального клирингового дома;
повышение «прозрачности» финансового рынка за счет внедрения эффективной системы раскрытия информации и финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам; развитие и совершенствование корпоративного управления;
создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке, повышение общего уровня финансовой образованности населения посредством разработки и внедрения государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области экономики и финансов;
интеграция стандартов профессиональной квалификации международного уровня в систему высшего образования или создание их российского аналога;
создание системы налогового администрирования в секторе финансовых услуг, которая учитывает специфику работы рынков финансовых услуг и позволяет обеспечить эффективный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и систему защиты прав налогоплательщиков;
создание благоприятных условий для привлечения к работе МФЦ высококвалифицированного персонала, в том числе иностранного в случае необходимости;
активизация валютно-финансового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего с другими государствами - участниками СНГ, расширение использования рубля в расчетах и превращение его в региональную резервную валюту.