Бюджетная система государства, принципы ее построения.
Бюджетная система—это совокупность всех бюджетов и государственные внебюджетные фонды.
89—региональный
55 краевых и областных
2 бюджета Москва и Питер
Около 20.000 местных бюджетов(районные, городские, сельские )
Входят гос. внебюджетные фонды—пенсионный фонд, фонд соц. страха, территориальные фонды.
Бюджеты самостоятельны и не включаются друг в друга.
Принципы функционирования бюджетной системы:
1. Единство бюджетной системы
· Единство правовой базы
· Единство денежной системы
· Единые формы бюджетной документации
· Единые принципы бюджетного процесса
· Единый порядок финансирования расходов всех уровней бюджетов
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Этот принцип означает закрепление полностью или частично доходов за каждым уровнем бюджетной системы и расходов(полномочия по осуществлению расходов)
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней
· Право законодательных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
· Каждый бюджет должен иметь собственные доходы
· Законодательные закрепления регулирующих доходов бюджета
· Право органов гос. власти или органов местного самоуправления самостоятельно определять расходы бюджетов
· Право органов гос. власти местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицита бюджета на каждом уровне
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов
Этот принцип предполагает, что все доходы и расходы обязательно должны отражаться в бюджете. Те доходы и особенно расходы, которые не отражаются в бюджете, они не имеют право использоваться.
5. Сбалансированность бюджета
Заключается в том, что величина расходов должна строго соответствовать величине доходов. Законодательно регулируется разделом 4 БК. В этом разделе речь идет об источников покрытия дефицита, об использовании резервного фонда и об формирование резервного фонда. При возникновении дефицита источниками покрытия яв-ся:
Внутренние источники
ü Выпуск гос. ценных бумаг(в рублях)—это только те которые выпускаются МИНФИНом
ü Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней
ü Поступления о продажи гос. имущества
ü Рублевые кредиты о кредитных организаций
Внешние:
ü Выпуск гос. ценных бумаг в иностранной валюте
ü Кредиты правительств иностранных гос-ств
ü Кредиты иностранных банков и фирм
ü Кредиты международных фин. организаций в иностранной валюте
6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств
7. Общее покрытие бюджета
Означает, что все расходы должны покрываться доходами + источниками финансирования дефицита бюджета
8. Гласность
В обязательном порядке в открытом доступе публикуются все бюджеты, информация об исполнении бюджетов.
9. Достоверность бюджета
Что бы принятый бюджет соответствовал 3-х летнему бюджету
10. Адресность и целевой характер
Все средства должны тратиться строго по целевому назначению
11. Принцип единства кассы
Заключается в том что все средства по бюджету проходит через казначейство
34.Принцип построения бюджетной системы
Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы РФ. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории России. Кроме того, едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы. Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Он означает:
• право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
• право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с российским налоговым законодательством устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
• недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств соответствующих бюджетов;
• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
4. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Принцип сбалансированности бюджета. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
8. Принцип прозрачности (открытости). Означает:
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рас-смотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
9. Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
12. Принцип подведомственности расходов бюджетов. Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13. Принцип единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.