Государственное регулирование малого предпринимательства.
В наст. время МП явл–ся важным элементом функциониров–я рыночной экономики. В зависимости от организационно-правовой формы субъекты малого предпринимательства подразделяют на две группы: – юридические лица;– индивидуальные предприниматели. Именно поэтому экономически развитые страны всегда предусматривают гос. поддержку малых предпр–й. МП - это предпр. деятельность, осуществляемая субъектами рыночной эк-ки при определенных установленных законами, гос.органами или другими представительными организациями критериях: численность работников не превышает 100 человек, а также это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов, общественных и иных фондов не превышает 25%. В ряду функций малого предпр-я важными явл-ся экономич-е : 1-х работодателя; 2-х производителя продукции и услуг; 3-х катализатора научно-технич-го процесса;4-х налогоплательщика. Не менее значимыми явл-ся соц.функции. Внешняя среда малого предпр-я включает совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, отношений …) непосредственно влияющих на становление и развитие малого предпр-я.
Система гос. регул-я – сист. управл-я развитием МП и его всестороннего обеспеч-я, активно и целенаправлено воздействующая на внешнюю среду малых предпр-й, оказывающая им прямую помощь и обеспечивающая активную самоорганиз-ю и самосовершенствов-ие. Гос. регулир-е и поддержка МП заключ-ся в создании госуд-ом благоприятных экономич-й, правов-й, социальной, политич-й среды и организац-го обеспеч-я для формиров-я и разв-я цивилизов-го МП.
Гос. рег-е осуществл–ся в различных формах: законод–ной, налоговой, денежно-кредитной, трансфертной, прогнозной, контрольно-исполнительной и др.
Основные принципы гос регулир-я МП: эффективное комбинирование рыночного механизма и гос. регулир-я; программное регулир-е и поддержка; обеспеч-е органического единства экономич-х и соц-ых целей; обусловленная гарантированность и ответственность гос. поддержки и регулир-я; мотивац-я, стимулирующая направленность гос. поддержки
Система гос. поддержки малого предпринимательства сочетает в себе два начала – обеспечивающее и управленческое. Обеспечивающее закл-ся в обслуживании малых предприятий, доведении до них мат., денежных и информ. ресурсов, госзаказов, услуг и т.п. Управленч-е начало всегда связано с планированием оперативным распоряж-ем, контролем. В структуре системы гос. поддержкки МП выделяются, прежде всего, три уровня поддержки федеральный, региональный и местный. Каждый уровень сам образует некую систему и представлен тремя блоками: 1.Концептуально-программный блох включает в себя цели, принципы, методы, концепции программы поддержки малых предприятий. 2.Организационно-ресурсный объединяет специализированные органы гос.управления и органы общественной поддержки МП, а также объекты инфраструктуры. 3.Функциональный блок охватывает основные направления деятельности системы гос-ой поддержки малого предпринимательства. Сюда включается: 1. Управл-е элементами внешней среды МП; 2. Прямая поддержка конкретных малых предпр-ий; 3. Самоорганиз-ция и совершенствование самой системы госуд-й поддержки.
В своей первой ф-ции сист. госуд-й поддержки МП призвана создавать новые элементы внешней среды, жизненно необходимые малым предприятиям (н-р, сеть кооперативных связей м/д крупным и мелким бизнесом), а также стимулировать позитивное и блокировать негативное проявление уже существующих факторов окружения МП. 2-ая функция системы гос. поддержки МП связана с адресным движ-ем рес-ов и услуг в направлении конкретных субъектов МП. Чаще всего это осуществл-ся через специально созд-ые институты (инфраструктуру) поддержки: фин-е институты, лизинговые компании, учебные центры, агенства и центры разв-я МП Основн. направления гос. регулир-я МП явл-ся: нормативно-правовое обеспеч-е становления и развития МП; финансовая поддержка МП направлена на координацию ресурсов крупных фирм,банков и госуд-ва; налоговое регулир-е; сист информационного обеспеч-я; сист. подготовки и повышения квалификации кадров для МП; инфраструктурное обеспеч-е.
Преимущества МП: является важным инструментом борьбы с безработицей, прямой контакт с потребителем и способность быстро реагировать на его спрос, а это способствует насыщению товарами различных областей и районов страны; способствуют ускорению инноваций, быстро реагир-т на измен-я коньюктуры рынка.