Сравнительный анализ получения информации специальным институтом

Преимущества Недостатки
1. Использование специалистов высокой квалификации 1. Трудно учесть специфику данной организации
2. Беспристрастность, объективность в оценке ситуации 2. Возможна неверная постановка целей
3. Учет опыта других организаций 3. Существует риск разглашения конфиденциальной информации
4. Снижение издержек при разовых локальных исследованиях 4. Затруднена оперативная корректировка целей и задач исследования

Сбор информации осуществляется из внутренних и внешних источников.

Внутренние источники – это данные бухгалтерского учета, информация отдела маркетинга, а также данные оперативного учета. Например, в магазине такой учет ведется на основе штриховых кодов, чеков, расходных документов.

Внешние источники – общие и специальные исследования среды прямого воздействия, справочная литература, отчеты специальных организаций, базы данных органов статистики.

Основными способами сбора первичной информации является опрос, наблюдение и эксперимент.

ОПРОС

План опроса должен включать характеристику следующих параметров:

1) предмета опроса – это могут быть, например, мотивы, ориентация, поведение, намерения, предпочтения субъектов опроса и т.д.;

2) типа опроса – специального или многоцелевого;

3) круга опрашиваемых (потребители, эксперты и т.д.);

4) числа опрашиваемых, методов их выбора, числа одновременно опрашиваемых (индивидуально или в группе);

5) формы вопроса (открытого или закрытого), характера его постановки (например, о достоверности), подкрепленности образцами, примерами;

6) степени стандартизации опроса (структурированный, полуструктурированный, свободный);

7) способа опроса (лично, письменно, по телефону), частоты повторения опроса (разовый, периодический, панельный);

8) метода отбора информации из имеющегося массива данных (пол­ные сведения или частичные, критерии отбора);

9) эффективности опроса, оцениваемой как отношение объема и качества полученной информации, возможностей ее использования для принятия решений и затрат на проведения опроса.

НАБЛЮДЕНИЕ

Это способ получения информации без непосредственного контакта с источниками информации и влияния на объект наблюдения.

План наблюдения должен включать характеристику:

1) объекта наблюдения (например, поведение покупателей перед витриной, их реакцию на изменение цен и т.д.);

2) положения наблюдателя по отношению к объекту и типа наблюдения (скрытое, открытое);

3) условий (в лабораторных условиях или реальный процесс);

4) частоту (разовое, эпизодическое, регулярное, непрерывное);

5) используемой техники (TV, видео, фото и т.д.).

К числу преимуществ наблюдения перед опросом можно отнести отсутствие влияния наблюдателя на объект наблюдения, независимость получения информации от готовности объекта предоставить ее, сравнительно низкий уровень издержек.

Возможными недостатками наблюдения являются получение информации только о внешних проявлениях реальных процессов и трудность обеспечения представительности информации.

ЭКСПЕРИМЕНТ (ТЕСТИРОВАНИЕ)

Эксперимент позволяет получить информацию о взаимосвязях в условиях решения проблемы, близких к реальным.

В плане эксперимента определяются:

- объект эксперимента;

- место проведения;

- порядок проведения;

- исследуемая взаимосвязь.

Примером может быть изучение взаимосвязи между системой рекламных мероприятий и ростом сбыта продукции. Эксперимент проводят на пробных рынках, представляющих собой своего рода выборку, репрезентативную по отношению к генеральной совокупности – генеральному рынку. Для выяснения реакции потребителей на новую продукцию, изучения мнения о ее потребительских свойствах, возможных направлениях ее доработки и совершенствования эксперимент может быть проведен с работниками предприятия.

Опрос, наблюдение и эксперимент позволяют получить первичную информацию.

При вторичном анализе оцениваются уже имеющиеся данные из внутренних (бухучет, оперативный учет, статистика сбыта) или внешних (ста­тистические и другие справочники, банки данных, экономические обзоры) источников. Такие данные могут быть получены быстро и сравнительно дешево. Однако они часто неактуальны для конкретной ситуации.

Полученная информация систематизируется, проверяется ее достоверность, оценивается значимость для принятия конкретных решений. Возможна градация информации, построение функциональных или корреляционных зависимостей. На этой основе возможна разработка прогноза развития ситуации (например, на основе пролонгации сложившихся тенденций).

По результатам проведения исследования и обработки результатов готовится отчет. Он включает ряд разделов: введение (содержит цель, предмет, объект и время исследования); задачи и методы исследования, основные результаты, способы их обработки; выводы и предложения.

Одним из наиболее доступных и эффективных инструментов получения информации для диагностики ситуации является диаграмма ЧКГКСК. Эта аббревиатура включает перечень вопросов: что? кто? где? когда? сколько? как? На эти вопросы необходимо ответить при диагностике ситуации. Этот же инструмент может быть использован при сборе информации на других шагах последующих этапов разработки решения. Естественно, при этом необходимы определенные коррективы. Например, при анализе проблемы особенно важным является ответ на вопрос почему?

Порядок действий включает поиск ответов на указанные вопросы, которые в развернутом виде могут быть представлены в следующей таблице (табл. 5).

Таблица 5

Наши рекомендации