Охарактеризуйте этапы ревизии.

Процесс комплексной ревизии состоит из следующих этапов:

- подготовка к проведению ревизии;

- непосредственно проверка производственной и финансово-хозяйственной деятельности,

которая включает в себя инвентаризацию, обследование, анализ и исследование

производственной и финансово-хозяйственной деятельности;

- систематизация и обобщение результатов ревизии ;
- реализация материалов ревизии

-контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

1этап О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Ревизия проводится на основании письменного приказа (распоряжения, предписания) руководителя контролирующего органа. В приказе указываются наименование контролирующего органа, проводящею ревизию; наименование субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого прово­дя ревизия; вид ревизии, фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав ревизионной группы с указанием ее руководителя); тема ревизии (основание); ревизуемый период, срок ее проведения, срок представления материалов ревизии.

В соответствии с указанным приказом при необходимости могут проводиться встречные проверки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с организацией, в отношении которой согласно приказу проводится ревизия

В состав ревизионной группы в целях обеспечения комплексности проводимых ревизий включаются специалисты производственно-технических, экономических, финансовых, юридических, маркетинговых, бухгалтерии и других функциональных предприятий в соответствии с перечнем вопросов, поставленных программой проверки.

Ревизия проводится за период деятельности, следующий за периодом, в котором была осуществлена предыдущая ревизия, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия.

Проведению ревизии должна предшествовать подготовитель­ная работа в контролирующей организации, которая заключается в изучении нормативных актов, инструктивных материалов и от­раслевых указаний, касающихся особенностей деятельности кон­тролируемого объекта, его бухгалтерской и статистической отчет­ности, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших жалоб и другой текущей информации, характери­зующей финансовое состояние контролируемой организации. Подготовительная работа проводится в два этапа - в контролирую­щей организации, где составляется программа ревизии, и в реви­зуемой - где составляется рабочий план ревизионной группы.

Составле­ние программы ревизии и взаимная увязка ее вопросов в целом возложены на контрольно-ревизионные службы контролирующих организаций. Следует отметить, что программа должна быть инди­видуальной и зависеть от объекта и задач ревизии, опыта и квали­фикации ревизора. Программа подписывается руководителем контрольно-ревизионной службы и утверждается руководителем контролирующей организации. Один экземпляр программы оста­ется в делах контролирующей организации, второй вручается ру­ководителю ревизионной группы.

Руководитель группы на основании полученной программы ревизии составляет рабочий план проведения ревизии. Он обеспечивает более рациональное использование времени членов ревизионной группы, вносит в работу ревизоров четкость и организованность, устраняет параллелизм и дублирование в работе. В рабочем плане указываются объекты ревизии, объем работ, способ проверки, исполнители и сроки выполнения работ. Рабочий план уточняется на месте ревизии с учетом предварительного изучения положения дел в проверяемой организации, подписывается руководителем ревизионной группы и согласовывается, правило, с руководителем ревизуемой организации. При составлении рабочего плана проведения ревизии руководителю ревизионной группы необходимо зарезервировать три-пять дней (в зависимости от ревизуемого периода предстоящей ревизии) для оформления результатов ревизии и рассмотрения их в ревизуемой организации.

2 этап Руководитель ревизионной группы обязан предъявить документ, подтверждающий его полномочия, руководителю ревизуемой организации и ознакомить его с задачами предстоящей ревизии. После этого осуществляется инвентаризация денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе организации. Руководитель ревизуемой организации обязан представить членов ревизионной группы ответственным должностным работникам своей организации, обеспечить ревизоров помещением для нормальной работы, издать приказ по организации о том, чтобы должностные лица ревизуемой организации выполняли все требования и распоряжения ревизующих, вытекающие из общих задач ревизии. Эту информацию руководитель ревизуемой организации может довести до сведения подчиненных путем проведения совещания с руководителями отделов, функциональных и структурных подразделений, на котором представляются члены ревизионной группы, сообщаются цели, задачи и программа ревизии. Руководитель ревизионной группы должен решить вопрос о способах и форме информирования работников ревизуемой организации о начавшейся ревизии, ее сроках, месте нахождения и времени работы ревизоров.

Наиболее ответственным и трудоемким этапом ревизии является инвентаризация. Руководитель ревизионной группы разрабатывает план инвентаризации матери­альных ценностей. При этом он устанавливает, по всем ли материально ответственным лицам и в какое время проводились инвентаризации, когда они были в очередном отпус­ке с передачей материальных ценностей другим работникам. Не­обходимо установить, не числятся ли ценности в организации за уволенными лицами, переданы ли материалы по фактам недостач и хищений правоохранительным органам.

Результаты инвентаризаций оформляются справкой о проведенных инвента­ризациях материальных ценностей в период комплексной ревизии в соответствующей ревизуемой организации на определенную да­ту, которая прилагается к акту комплексной ревизии. В справке должна быть приведена следующая информа­ция: наименование места хранения (нахождения) ценностей; фамилия, имя, отчество материально ответственного лица; на ка­кую дату проведена предыдущая инвентаризация; дата последней инвентаризации с передачей ценностей; на какую дату проведена инвентаризация при проведении ревизии; остатки материальных ценностей до учетным данным; остатки материальных ценностей по данным инвентаризации; какие составлены акты при инвента­ризации (на испорченные ценности, на естественную убыль); ре­зультат этой инвентаризации (недостача или излишки); кто про­водил контрольную проверку; результат контрольной проверки (больше или меньше); какая сумма денежных средств взыскана в возмещение недостачи в период ревизии.

Вышеуказанные справки должны быть подписаны руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Одновременно с инвентаризацией материальных ценностей проводится обследование ревизуемого объекта. Ревизор может обследовать различные объекты: производственные и складские помещения; ограждение и охрану территории предприятия; технологическое оборудование и т. п. С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей, денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям; обеспеченность помещений для ценностей охранно-пожарной сигнализацией и др. В процессе проведения обследования ревизор может выявить причины и условия, способствующие хищениям.

Руководитель ревизионной группы может привлекать к обследованию соответствующих специалистов, участвующих в проведении ревизии. Результаты обследований оформляются разовыми актами, например, о наличии охран­но-пожарной сигнализации и ее исправности, о некомплектно­сти оборудования, о правильности ценообразования и т. д. При составлении акта комплексной ревизии учитывается содержание разовых актов (справок) проверок, а сами акты прилагаются к ос­новному акту ревизии.

После проведения инвентаризации и обследования ревизоры преступают к исследованию финансовых и хозяйствен­ных операций, отраженных в первичных документах, записей в регистрах учета, бухгалтерской и статистической отчетности для установления законности, достоверности и целесообразности их совершения. Исследование проводится с помощью приемов доку­ментального контроля.

3 этап По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:

основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

даты начала и окончания проверки, а также место составления акта проверки;

проверенный период или проверенные периоды, если они не совпадали для различных проверенных вопросов;

должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

наименование проверяемого субъекта, местонахождение и подчиненность, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

результаты проверки по каждому вопросу, подлежащему проверке, в соответствии с предписанием на проведение проверки;

описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

Акты и справки подписываются руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем и главным бухгалтером (финансовым директором) ревизуемого субъекта. В случае отказа должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Отказавшиеся от подписи имеют право изложить в письменной форме мотивы отказа.

При наличии возражений по содержанию акта ревизии (справки) подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом запись перед своей подписью, и должны представить в ревизующую организацию возражения в письменной форме по тем аспектам, с которыми не согласны или возражают по их существу. В случае непредставления таких возражений в установленный срок замечания должностных лиц ревизуемой организации не принимаются во внимание. В случае представления возражений в установленный срок их обоснованность проверяется руководителем ревизионной группы (ревизором), проводившим ревизию, и по ним составляется заключение в письменной форме, с содержанием которого знакомят соответствующих должностных лиц ревизуемой организации (заинтересованных лиц). Руководитель ревизионной группы вправе потребовать представление письменных объяснений должностных лиц ревизуемого предприятия и лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях. Данные объяснения прилагаются к основному акту ревизии и являются неотъемлемой частью.

В случае, если выявленною нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять оперативные меры воздействия для их устранения и привлечения через правоохранительные органы к ответственности виновных лиц, руководителем ревизионной группы до окончания ревизии составляется отдельный частный (промежуточный) акт ревизии.

Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которыми оформляются результаты обследований, т. е. отдельные ревизионные действия, не получившие отражения в первичных документах бухгалтерского учета.

Выявленное факты однородных нарушений могут отражаться в накопительных ведомостях, прилагаемых к каждому экземпляру акта ревизии, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного ущерба (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось наруше­ние, даты и номера документов. В основном акте комплексной ре­визии приводятся только итоговые данные и содержание этих на­рушений со ссылкой на соответствующие приложения, в которых приводятся накопительные ведомости по однородным нарушени­ям. Группировка нарушений способствует сокращению объема акта ревизии, а также делает его более компактным.

4 этап Основными формами реализации результатов ревизии являются:

- устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;

- обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;

- передача материалов ревизии правоохранительным органам;

- рассмотрение результатов ревизии в ревизующей организации.

На основании материалов, содержащихся в акте ревизии, виновные должностные и материально ответственные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и злоупотреблениям. Материалы ревизии должны быть обязательно рассмотрены как в ревизуемой, так и в ревизующей организации. В соответствии с действующими инструктивными материалами руководитель ревизуемой организации обязан рассмотреть результаты ревизии не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы ревизующей организации совместно с отраслевыми управлениями, специалисты которых принимали участие в проведении комплексной ревизии, обязан рассмотреть материалы ревизии не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта. Результаты рассмотрения представляются в форме проектов приказов или постановлений как обревизованной, так и вышестоящей организации.

5 этап В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решений по результатам ревизии:

1. путем представления должностными лицами ревизуемой организации в письменной форме отчетов о проделанной работе по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

2. путем получения информации с помощью технических средств связи;

3. вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетом о принятых мерах по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

4. закрепление должностных лиц, специалистов ревизующей организации для наблюдения за ходом реализации принятых по материалам ревизии решений в ревизуемой организации;

5. проведение тематических проверок;

6. проверка в период проведения последующей плановой ревизии.

Наши рекомендации