Функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.
Финансы выполняют следующие основные функции:
1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).
Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.
Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;
2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;
3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.
Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.
В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;
4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.
Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ
Воспроизводство основных фондов (ОФ) на предприятии осуществляется путем ремонта действующих ОФ и замены установленных ОФ в процессе капитального строительства.
Процесс капитального строительства часто сопровождается расширением ОФ, введением в строй новых. Финансы обслуживают воспроизводство ОФ через финансирование ремонтных затрат и финансирование капитального строительства, что чаще называется финансированием капитальных вложений.
Основным по объему мобилизуемых ресурсов является финансирование капитальных вложений. В процессе их функционирования осуществляется обновление и расширение ОФ, что является условием обеспечения роста промышленного производства на коммерческих предприятиях.
Основные источники финансирования капитальных вложений – собственные финансовые ресурсы коммерческих предприятий.
Прибыль и амортизационные отчисления – основные источники финансовых ресурсов. Существует перечень оборудования, с помощью которого можно проводить ускоренную амортизацию.
Проблемы, связанные с использованием амортизации, и финансирование капитальных вложений:
1) в условиях высокой инфляции, имевшей место на начальном этапе нашей реформы, балансовая стоимость, по которой начислялась амортизация, отставала от реальной стоимости ОФ, и начисленная амортизация не обеспечивала даже простого воспроизводства;
2) обеспечение целевого использования начисленного износа ОФ. Начисленный износ должен направляться в амортизационный фонд, который имеет строго целевую направленность. Но только 40 % фонда амортизации используется по целевому назначению. Даже эти 40 % обеспечивают 2/3 всех капитальных вложений, осуществляемых за счет собственных средств;
3) прибыль, которая направляется на финансирование капитальных вложений, не облагалась налогом на прибыль;
4) привлечение средств других предприятий, организаций (входящих в состав объединения), аккумулированных в централизованных фондах.
Методы государственного стимулирования инвестиций:
1) налоговый механизм (льготы по налогу на прибыль);
2) налоговый инвестиционный кредит(предоставляется малым предприятиям);
3) создание государственной инвестиционной корпорации, предоставляющей гарантии инвесторам, вкладывающим средства в важные народно-хозяйственные проекты;
4) новая форма предоставления бюджетных средств на инвестиции. Средства предоставляются предприятиям любой формы собственности, осуществляющим высокоэффективный инвестиционный проект. Средства предоставляются на конкурсной основе на условиях возвратности и долевого участия государства. Условия предоставления средств: 20 % собственных средств направляет предприятие, государство дает 20–50 %, остальное должен изыскать инвестор.
Поддержку получают проекты, связанные с развитием экспорта и импортозамещающих производств;
5) развитие финансового лизинга предполагает закупку основных производственных фондов государством и передачу этих ОПФ в аренду предприятиям и организациям (в основном сейчас применяется для сельскохозяйственных предприятий).