Принцип исчерпывающего перечня налогов.
Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий.
Классификация налогов
Налоговая система включает в себя различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам.
Группировка налогов по уровню власти и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.
По уровню управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги и сборы | Региональные налоги и сборы | Местные налоги и сборы |
1. Налог на добавленную стоимость | 1. Налог на имущество организаций | 1. Земельный налог |
2. Акцизы; | ||
3. Налог на доходы физических лиц | ||
4. Единый социальный налог | 2. Налог на игорный бизнес | 2. Налог на имущество физических лиц. |
5. Налог на прибыль организаций | ||
6. Налог на добычу полезных ископаемых | ||
7. Водный налог | 3. Транспортный налог | |
8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | ||
9. Государственная пошлина |
По целевому назначению налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные.
К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете
В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.
Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития той или иной страны.
В зависимости от характера налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество и ряд других налогов.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем (НДС, акцизы и т.д.).
По субъектам налогообложения налоги бывают: с юридических лиц; с физических лиц; с юридических и физических лиц.
По объекту обложения налоги разделяются на налог на доходы; налог на имущество; налог на действия и ресурсные налоги.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Вопрос 36. Неналоговые доходы бюджета государства, их состав и особенности.
Особенности неналоговых доходов:
1) Механизм их установления, исчисления и взимания определяется комплексом нормативных правовых актов.
2) Они могут иметь как обязательный, так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе, т.е. основанием для их возникновения может быть волеизъявление самого плательщика.
3) Основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов.
4) Большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет полном объеме, являясь его собственными доходами.
5) Величина платежа не зависит от дохода плательщика и не связана с результатами его хоз деятельности.
Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в гос или муниципальной собственности
2) доходы от платных услуг, оказываемых органами гос власти и органами местного самоуправления
3) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в гос или муниципальной собственности
4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия
5) прочие неналоговые доходы.
Вопрос 37. Экономическое содержание расходов бюджетной системы, их классификации. Методы и формы организации расходов бюджетов.
Расходы бюджета- денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами гос власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами гос власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию соц сферой, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т.д.
На величину и структуру расходов бюджетов оказывает влияние объем ВВП как основного источника гос и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства; социально-экономические задачи РФ; функции, выполняемые органами гос власти и местного самуправления.
Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований.
Расходные обязательства публично- правовых образований- это обязанность публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить юр или физ лицу, иному публично-правовому образованию средства соответствующего бюджета. Для исполнения расходных обязательств в полном объеме предусматривается их разделение на действующие и принимаемые.
Виды расходов по уровням бюджетной системы РФ в 2008 г.:
1) общегосударственные вопросы
2) национальная оборона
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность
4) исследование и использование космического пространства
5) сельское хозяйство и рыболовство, водные ресурсы и лесное хозяйство
6) транспорт, дорожное хозяйство
7) связь и информатика
8) жилищно-коммунальное хозяйство
9) охрана окружающей среды
10) образование
11) здравоохранение, физическая культура и спорт
12) культура, кинематография, СМИ
13) Социальная политика
14) Межбюджетные трансферты
15) Обслуживание муниципального и гос долга.
Виды расходов | Формы расходов бюджетов |
Расходы на гос поддержку коммерческих организаций | Субсидия. На безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения определенных затрат или недополученных доходов при производстве и реализации товаров. Оплата поставки товаров для гос нужд. На закупку товаров в соответствии с гос контрактом. |
Расходы на обеспечение деятельности бюджетных учреждений | Сметное финансирование. В соответсвии с бюджетной сметой на основе гос задания. Оплата поставки товаров. |
Расходы на гос поддержку автономных учреждений | Субсидия. На безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения нормативных затрат на оказание гос услуг в соответствии с гос заданием. |
Оплата поставки товаров для гос нужд. На закупку товаров для гос нужд в соответствии с гос контрактом. | |
Расходы на соц помощь населения | Социальная выплата. На безвозмездной и безвозвратной основе для доведения уровня доходов гражданина до минимально необходимой величины, обеспечения потребности в определенных благах, возмещения ущерба, причиненнго жизни в соответствии с .законодательством РФ |
Расходы на гос поддержку публично-правовых образований | Дотация. На безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования. Межбюджетная субсидия. На безвозмездной и безвозвратной основе для софинансирования расходных обязательств публично-правовых образований. Субвенция. На безвозмездной и безвозвратной основе для обеспечения расходны обязательств, связанных с выполнением переданных полномочий. |
Осуществление бюджетных расходов происходит при помощи 2-х способов предоставления бюджетных средств:
1)бюджетное финансирование.
2)бюджетное кредитование.
Вопрос 38. Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.
Бюджетное финансирование – система предоставления денежных средств бюджетополучателям на проведение мероприятий, предусмотренных законом «О бюджете» на очередной год на безвозмездной и безвозвратной основе.
Бюджетное финансирование строится на принципах:
1. Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Предполагает, что бюджетополучатели могут получать средства только на основе утвержденных бюджетов и на заранее установленные в бюджете цели. Это обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
2. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных планов с учетом использования ранее выделенных средств.
3. Безвозвратность бюджетного финансирования предполагает, что при выдаче средств не оговариваются сроки и условия их возвращения в бюджет.
4. Безвозмездность финансирования – не взимается плата за предоставленные средства.
В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:
1) сметное финансирование;
2) программное финансирование;
3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);
4) финансирование капиталовложений.
Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в российской Федерации.
Бюджетное кредитование осуществляется путем выдачи бюджетных кредитов и ссуд.
Бюджетный кредит -форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств: 1) юридическим лицам; 2) другому бюджету на возвратной и безвозмездной основе. В соответствии с российским бюджетным законодательством бюджетный кредит юридическому лицу, не являющемуся государственным или унитарным предприятием, предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, только при условии представления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в т. ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.
Предоставление бюджетных кредитов осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) возвратности, предусматривающим обязательность погашения бюджетного кредита в соответствии с кредитным договором;
2) обеспеченности, предусматривающим наличие обеспечения исполнения обязательств установленными законодательством ;
3) платности, предусматривающим оплату заемщиком вознаграждения за предоставление бюджетного кредита;
4) срочности, предусматривающим установление срока предоставления бюджетного кредита.
Вопрос 39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой. Его участники и этапы.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов.
Основным документом, регламентирующим порядок бюджетного процесса, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Бюджетный процесс состоит из пяти этапов: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль.
Проекты бюджетов составляют Министерство финансов Российской Федерации (федеральный бюджет), соответствующие финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития и сводных финансовых балансов, а также Бюджетного послания Президента РФ. Рассмотрение и утверждение бюджетов на предстоящий финансовый год – прерогатива законодательных органов. Исполнение бюджетов осуществляют исполнительные финансовые органы власти на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Проект федерального бюджета начинают составлять не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (в России он совпадает с календарным). Проект федерального бюджета составляется в три этапа: планирование основных показателей бюджета и его расходов в соответствии с функциональной классификацией; распределение предельных объемов финансирования на очередной финансовый год по получателям бюджетных средств; рассмотрение проекта федерального бюджета и принятие проекта федерального закона о федеральном бюджете для внесения его на рассмотрение в Государственную Думу.
Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в четырех чтениях.
Исполнение федерального бюджета осуществляется по доходам и расходам соответствующими органами исполнительной власти. В Российской Федерации введено казначейское исполнение бюджета на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета на балансовых счетах Федерального казначейства. Право открывать и закрывать счета принадлежит Казначейству, запрещается осуществление операций с бюджетными средствами, минуя счета Казначейства.
В настоящее время в управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации внедрена система единого счета Федерального казначейства (ЕКС). Программа перехода на ЕКС была одобрена в 2000 г. Она предусматривает централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета. Функционирование ЕКС представляет собой качественно новую технологию исполнения федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг. Концепция направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетный процесс- регламентируемая законодательством РФ деятельность органов гос власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс включает следующие стадии:
1) составление проекта бюджета
2) рассмотрение и утверждение бюджета
3) исполнение бюджета
4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.
Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет.
Участниками бюджетного процесса являются:
1) Президент РФ
2) Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования
3) Законодательные органы гос власти и представительные органы местного самоуправления
4) Исполнительные органы гос власти
5) Центральный банк РФ
6) Органы гос финансового контроля
7) Органы управления гос внебюджетными фондами
8) Главные распорядители бюджетных средств
9) Главные администраторы доходов бюджета
10) Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета
11) Получатели бюджетных средств (ст.152 БК РФ).
Вопрос 40. Бюджетное планирование как составная часть бюджетного процесса. Принципы, задачи и методы бюджетного планирования.
Принципы бюджетного планирования:
•регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
•адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
•непрерывность планирования годового бюджета;
•стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);
•балансовый метод.
Бюджетное планирование ведется органами Гос. власти и управления. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.
Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общегосударственной программы социально-экономического развития страны. Основой бюджетного планирования является бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс составления прогнозов (предположений) о возможных состояниях бюджета в будущем. Бюджетное планирование базируется на бюджетном прогнозировании и показателях социально-экономического развития страны и ее территорий.
Основные задачи бюджетного планирования:
- определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;
- определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
- выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;
- расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;
- обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);
- бюджетное регулирование;
- государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство финансов Российской Федерации, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.
При реализации процесса бюджетного планирования применяются различные методы.
Нормативный метод основан на использовании таких норм и нормативов, как нормативы распределения регулирующих доходов, предельные размеры бюджетного дефицита, минимальные социально-экономические стандарты, нормы бюджетной обеспеченности и др.
В последние годы получил широкое распространение программно-целевой метод. Он предусматривает составление конкретных программ для решения поставленных задач с указанием источников их финансирования и направлением использования средств по программе.
Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.
Балансовый метод увязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств.
Аналитический метод является обязательным для использования, так как процесс бюджетного планирования начинается с экономического анализа исполнения доходов и расходов бюджета за предыдущий период. Этот метод позволяет выявить динамику бюджета.
Метод экспертных оценок позволяет определить тенденции развития бюджета на основе знаний и опыта высококвалифицированных экспертов.<p>Метод математического моделирования применяется чаще всего в бюджетном прогнозировании и позволяет выявить оптимальный вариант развития бюджета с учетом влияния различных факторов и их изменения.</p
В настоящее время осуществляются реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат.
41. Исполнение бюджетов различных уровней. Система кассового исполнения бюджета.
Исполнение бюджета — наиболее ответственная фаза бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана того или иного национально административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. Тем самым дается
оценка всей предварительной деятельности как исполнительных органов власти при составлении бюджета, так и представительных органов в ходе его рассмотрения и утверждения.
При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:1) обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;2) выявление и максимальная мобилизация резервов бюджетных поступлений;3) своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;4) ориентация бюджетных организаций на экономное расходование государственных средств;5) регулярное проведение контроля выполнения обязательств перед бюджетами, соблюдение финансовой дисциплины.
Исполнение бюджетов складывается из трех основных участков:• исполнения доходной части бюджетов; • исполнения расходной части бюджетов;• контроля поступлений и расходов бюджетов.
Исполнение бюджетов осуществляется согласно организационным планам, в которых определены: мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).
42.Социально-экономическая сущность государственного кредита, необходимость его применения и роль в формировании бюджетных ресурсов государства и регулировании экономики.
Государственный кредит Отличительная особенность государственного кредита – участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика. Первоначально возник и стал развиваться такой государственный кредит, при котором государство выступало в качестве должника. Причиной, заставляющей государство заимствовать денежные средства на рынке ссудных капиталов, был дефицит государственного бюджета. Государственный кредит отличается от других видов кредита. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. На уровне правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:
|
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Государственный кредит – это особая, во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.
Существование государственного кредита вполне закономерно, так как кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.
Как финансовая категория государственный кредит выполнял три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Но она имеет свои специфические особенности: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и воз-мездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
43. Государство как заемщик и гарант. Формы государственного привлечения кредитных ресурсов.
Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.
Государство как гарант
А) гарантирует восстановление и обеспечение сохранности вкладов в Сбербанке, сделанных до 20.06.1991г. и организациях государственного страхования по договорам личного страхования в период до 1.01.1992 г.;
Б) гарантирует гражданам доход и фиксированный набор основных потребительских товаров и услуг в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов;
В) РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований;
Г) юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться на конкурсной основе под высокоэффективные инвестиционные проекты.
Государство как заемщик
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
3) другие юридические лица;
4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.
Внешние кредиты – предоставленные иностранным государствам, ЮЛ, международным организациям. Долги третьих стран России – 140 млрд. долл. РФ предлагает им конверсию долга в собственность на территории этих стран, использование иностранной рабочей силы, экспортные поставки. Основные должники: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Алжир, Ангола.
44. Понятие, виды и показатели государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом, его особенности. Воздействие государственного долга на экономику. Общие условия стабилизации государственного долга. Оптимизация управления государственным долгом.
Государственный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.
Государственный долг – долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами ( резидентами и нерезидентами ) , иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.
Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных ( включая местные ) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования ( в части гарантирования их заимствований).
Классификация государственного долга: экономический признак ( степень охвата совокупности обязательств) , тип заемщика, вид долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований.
По степени охвата совокупности обязательств:
- Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
- Основной долг- это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц.
Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по веем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.
По типу заемщика:
- Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.
- Государственный долг субъектов РФ. Долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления могут существовать в виде обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам, кредитам, бюджетным кредитам, государственным и муниципальным гарантиям, иным долговым обязательствам.
По срокам:
- Краткосрочные ( до 1 года )
- Среднесрочные ( от 1 года до 5 лет )
- Долгосрочные ( свыше 5 лет )
По рынку заимствований:
-Внутренний рынок
-Внешний рынок
Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги.
Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.
Долг государства, как и финансы в целом, может являться инструментом и объектом управления.
В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам государственной власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Когда государственный долг выступает в качестве объекта управления, государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности ( заимствования и гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов, порядок